С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Коран охраняем Аллахом
Всевышний Аллах ниспослал Свое последнее Писание – Коран – в качестве руководства и милости для миров. И Всевышний Господь оберегает Свою Книгу от искажений, чтобы Коран не постигло тоже самое, что постигло предыдущие Писания. Всевышний Аллах сказал об иудеях: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (аль-Бакъара 2: 75).
Также Всевышний Аллах о них сказал: «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест» (ан-Ниса 4: 46).
А о христианах Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания» (аль-Маида 5: 14-15).
Также Аллах говорит: «Скажи: “Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие?”» (аль-Ан’ам 6: 91).
Также Аллах говорит: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: “Это – от Аллаха”, – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (аль-Бакъара 2: 79).
Что же касается Корана – последнего Писания Господа миров, то относительно него Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Аллах сообщил, что Он оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили какие-либо его предписания, ограничения и повеления”. См. “Тафсир Ибн Джарир” 7/14.
Абу-ль-Хасан аль-Мунтаба рассказывал: “Однажды я был у къадия Абу Исхакъа Исма’иля ибн Исхакъа, когда его спросили: “Почему Тору можно было исказить, а Коран нельзя?” Къады ответил: “Всевышний Аллах сказал о последователях Торы: «Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха» (аль-Маида 5: 44). Оберегать Тору было поручено им самим, и искажение ее стало возможным. О Коране же Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9). И поэтому искажение его невозможно”. См. “ат-Тахрир уа-ттануир” 5/209.
И хвала Всевышнему Аллаху за сохранность Корана, который сохранил свой оригинальный язык и который в наше время является таким же, каким он был и во время ниспослания. Что же касается предыдущих Писаний, то они утеряли свой оригинал и язык, и различные издания той же Библии от страны к стране и от года к году имеют множество различий в текстах и даже в смысле.
Сунна и хадисы охраняемы Аллахом
Мусульмане не сомневаются в том, что Коран Всевышнего Аллаха не искажен и останется таким вплоть до Судного дня. Однако по причине сомнений, сеемых врагами Ислама, некоторые невежды стали сомневаться в сохранности Сунны и достоверности любых хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), по причине чего около двух веков назад появилась даже целая секта так называемых Коранистов, заслуженное название которых «отрицатели Сунны», не признававшие Сунну и хадисы вообще! В отличие от предшествующих многих заблудших течений они стали открыто отрицать Сунну, заявляя о том, что достаточно ограничиться одним лишь Кораном. Если ранние секты не отвергали Сунну явно и открыто, но противоречили ей словами и делами, или же отрицали некоторые достоверные хадисы, то эта новоявленная секта стала открыто призывать к тому, что Коран не нуждается в Сунне и в хадисах, и что достаточно для исповедания Ислама одного лишь Корана.
О такой ереси, как отказ, сомнение или же не признание Сунны, предостерегал еще сам посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Я запрещаю, что бы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: “Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!”» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 162.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: “Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 163.
Необходимо знать, что Сунна – это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем пророке (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (ан-Наджм 53: 3-4).
Этот аят ясно указывает на то, что любые слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о религии являются откровением от Всевышнего Аллаха! Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Всевышний Аллах избавил Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) от того, чтобы он говорил, основываясь на страсти, и в этом указание на его совершенство и то, что он был ведом Аллахом. И Всевышний сообщил, что все сказанное пророком (мир ему и благословение Аллаха), является откровением, и это охватывает как Коран, так и Сунну!” См. “Бадаи’у-ттафсир” 4/66.
Всевышний также сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (ан-Ниса 4: 113).
Также Всевышний Аллах сказал: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный, Ведающий» (аль-Ахзаб 33: 34).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Аллах упоминает о Писании, а это Коран, а затем упоминает о мудрости, а я слышал, как обладающие знанием о Коране говорили: «Мудрость – это Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»!” См. “ар-Рисаля” 78.
Таким образом, Коран указывает на то, что Сунна – это откровение от Аллаха, и об этом также говорил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: “Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным – запретным!”» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870.
По этой причине саляфы говорили, что ангел Джибриль (мир ему) приходил к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с откровением Сунны так же, как и с аятами Корана. Хассан ибн ‘Атыя сказал: “Ангел Джибриль ниспосылался к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с Сунной и обучал его ей так же, как и Корану”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 23, ад-Дарими 588. Иснад достоверный. См. “Фатхуль-Бари” 13/291.
Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: “Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!» (аль-Хашар 59: 7). И это (Сунна и хадисы) для нас по положению подобно Корану!” Ибн Наср аль-Маруази в “ас-Сунна” 88.
Ведь сомнение и непризнание Сунны дает повод врагам Ислама открыть пути для самопроизвольного понимания и толкования Корана, что приводит к искажению важнейших основ религии!
‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Гибель моей общины в Книге и молоке!» Его спросили: “О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!” Он ответил: «Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!»” Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2778.
Таким образом, в этом извещении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели его общину:
Первое, понимание Корана не в соответствии с Сунной.
Второе, чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того как привел этот хадис, сказал: “Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1/472.
Всевышний сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Мы ниспослали тебе Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль, 43-44).
Если бы одного Корана было достаточно для мусульманина, то для чего же Аллах велит Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснять его людям?! И если в его разъяснении нуждались даже сподвижники, которые были свидетелями ниспослания откровения, то разве можно себе представить, что последующие поколения не будут нуждаться в разъяснении Корана?! Как людям выполнять такие веления Корана, как молитва, пост, хадж и т.п. без Сунны и хадисов, которые подробно разъяснили и описали эти обряды?! Мало того, что большинство обрядов поклонения невозможно выполнить без Сунны, так еще и понимать должным образом смысл Корана невозможно без Сунны. К примеру, Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безопасность, и они на верном пути» (аль-Ан’ам 6: 82).
Как можно понять данный аят Корана без разъяснения Сунны?! Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поняли слово «несправедливость» в его общем значении, имея в виду, что каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. Поэтому они и сказали: “О посланник Аллаха, разве есть кто-либо, кто не причинил себе несправедливость (совершением греха)?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) пояснил, что под «несправедливостью» в аяте речь идет о многобожии, и сказал: «Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: “Поистине, многобожие – великая несправедливость!”» (Лукъман 31: 13).
Или другой аят Корана: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован Адский огонь, в котором он пребудет вечно!» (аль-Джинн 72: 23).
Но разве любое ослушание Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) приводит в Огонь навечно?!
Абу Надра рассказывал, что когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), один человек выразил свое недовольство и сказал: “Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха”. Тогда разгневался ‘Имран и сказал: “Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем о том, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указания на то, что обеденная молитва из четырех рак’атов?! Упомянул об обходе (тауаф) вокруг Каабы, так где указание на то, что их семь?! Поистине, все это толкует и разъясняет Сунна!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 104, Ибн Батта в “аль-Ибана” 1/235. Иснад достоверный.
И уяснив важность Сунны и хадисов в Исламе и то, что именно они помогают правильно понять Коран, разве может возникнуть какое-либо сомнение в том, что Сунна и хадисы оберегаются Аллахом так же, как и Коран?!
Имам Ибн Хазм процитировал аяты:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9).
«Скажи: “Я предостерегаю вас посредством откровения”. Но глухие не слышат зова, даже когда их предостерегают» (аль-Анбия 21: 45).
И после этого Ибн Хазм сказал: “Всевышний Аллах сообщил, что слова Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются откровением, а откровение без каких-либо разногласий является Напоминанием (Зикр), а Напоминание охраняемо Аллахом, как на это указывает Коран! И достоверно известно, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняемы Аллахом”. См. “аль-Ихкам” 1/98.
Также Ибн Хазм об аяте: «Мы ниспослали Напоминание (Зикр), и Мы оберегаем его», сказал: “Слово «Зикр» охватывает все, что ниспослал Аллах, будь то Коран или Сунна!” См. “аль-Ихкам” 1/115.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Известно, что все слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о религии являются откровением от Аллаха, а все откровения являются Напоминанием (Зикр), ниспосланное Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» (ан-Ниса 4: 113). Писание – это Коран, а мудрость – это Сунна! А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. И он сообщил о том, что Сунна была дарована ему так же, как и Коран. А Аллах Всевышний сообщил, что Он взял на Себя полномочие охранять то, что Он ниспослал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы это было доводом против рабов до Судного дня”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 2/371.
Что же касается того, что среди хадисов могут быть слабые или выдуманные, то это не влияет на сохранность Сунны в общем, ведь подобные хадисы по милости Аллаха мухаддисы сразу же выявляли во все времена. И подобное никоим образом не указывает на то, что Сунна и хадисы не защищаются от искажения. Это все равно, что какой-то враг Аллаха придет и прочитает несведущим людям что-то и скажет: «Вот так сказано в Коране!» Но ведь любой мусульманин может открыть Книгу Аллаха и узнать, что это ложь и не аят Корана и не сура. Также и хадисы, любой мусульманин может взять сборники хадисов, составленные более чем тысячу лет назад и сверить, существуют ли те или иные хадисы или нет, а если есть, то достоверный ли он или нет. И как раз то, что во все времена можно было отличить достоверные хадисы от слабых и выдуманных указывает на тот факт, что Сунна охраняема!
Известно со времен праведных предшественников то, какое усилие приложили для сохранности хадисов имамы-мухаддисы, и как они создали целую науку для отвода достоверных и недостоверных хадисов. Поэтому саляфы говорили, что знатоки хадисов, словно специально были созданы Аллахом для охраны Сунны! Суфьян ас-Саури сказал: “Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 85.
Тут весьма уместно привести пример тому, что Сунна и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будут сохранены вплоть до Судного дня:
Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) долго рассказывал нам о даджале (антихрист) и среди прочего он сказал: «Явится даджаль, которому будет запрещено входить в Медину, и остановится на одном из солончаков за пределами Медины, и выйдет к нему в тот день лучший из людей, который скажет: “Я свидетельствую, что ты – даджаль, о котором поведал нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” Тогда даджаль спросит людей: “Скажите, если я убью его, а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения в этом (что он бог)?” Они скажут: “Нет”, и тогда он убьет его, а потом воскресит, и когда он воскресит его, этот верующий скажет: “Клянусь Аллахом, никогда знание мое не было столь сильным, как сегодня (в том, что он действительно даджаль)!” – после чего даджаль воскликнет: “Я хочу снова убить его, но уже не могу этого!»” аль-Бухари 1882.
В другом хадисе сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Когда явится даджаль, к нему пойдет один человек из числа верующих, и встретят его дозорные даджаля, которые спросят его: “Куда ты идешь?” Он скажет: “Я иду к тому, кто появился среди нас”. Они спросят его: “Разве ты не веруешь в нашего Господа?!” Он скажет: “Нет ничего такого, что было бы неизвестно о нашем (истинном) Господе!” Тогда они скажут: “Убейте его!”, — но станут они и говорить друг другу: “Разве не запретил вам господь ваш (даджаль) убивать кого бы то ни было без его ведома?”, — после чего поведут его к даджалю. Увидев его, этот верующий воскликнет: “О люди, это ведь даджаль, о котором говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” Тогда по приказу даджаля его положат на живот, и он скажет: “Схватите и нанесите ему увечья!”, — и ему нанесут множество ударов по спине и животу, после чего даджаль спросит: “Разве ты не веруешь в меня?”, — а он скажет: “Ты – даджаль!” И после этого по его приказу (этого верующего) распилят надвое от середины головы и до ног, а потом даджаль пройдет между двумя его частями тела и скажет ему: “Восстань!”, — и он поднимется. После этого он спросит: “Разве ты не веруешь в меня?”, — на что тот ответит: “Я только узнал тебя еще лучше!” А потом верующий скажет: “О люди, поистине, после меня не сделает он подобного ни с кем из людей!”, — и тогда Антихрист схватит его, чтобы зарезать, но Аллах превратит в медь его части тела, что находятся между шеей и ключицей, и даджаль ничего не сможет с ним поделать. И тогда он схватит его за руки и за ноги и бросит, и люди посчитают, что он бросил его в огонь, но будет он брошен только в Рай!» И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И станет этот человек пред Господом миров величайшим шахидом из числа людей!» Муслим 2938.
В этих хадисах содержится ясное указание на то, что Сунна и хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) будут сохранены вплоть до наступления Судного дня, поскольку этот верующий человек узнает даджаля, а о даджале сказано только в хадисах, ведь о нем нет никакого упоминания в Коране.
Свят Аллах, ведь Всевышний обещал сохранить Коран, а сохранение неизменности Корана подразумевает и сохранение его правильного понимания, что содержится в хадисах. И естественно Аллах сохранил, и будет хранить Сунну вплоть до появления даджаля.
Также важная польза, которая извлекается из упомянутого хадиса: знание Сунны является спасением от искушения и смуты! Ведь знание именно подобных хадисов о даджале и укрепит того верующего в том, что это будет даджаль со своим искушением.
Все упомянутое является ясным доказательством тому, что Сунна и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) охраняемые Аллахом так же, как и Коран, и в этом не сомневаются те, кто желает истины!
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Всевышний Аллах охраняет Сунну посредством людей (мухаддисов), отделяющих то, что внесли в хадисы из числа лжи, слабости и ошибок. Они установили в этом величайшую точность и охраняли это величайшим сохранением!” См. “Тафсир Ибн Раджаб” 1/605.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!