С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Предисловие
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Эта брошюра является обращением к каждой мусульманке, которая возлагает надежды на Аллаха и на спасение в будущей жизни. В этой брошюре описаны черты, которые должны быть присущи праведной жене, взятые из Священного Къурана и достоверной Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также высказываний ранних мусульман, да будет доволен ими Аллах. Каждая мусульманка должна перенять эти качества и поступать в соответствии с этими наставлениями. Всевышний сказал: «Для верующего мужчины или женщины нет выбора в каком-либо деле, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А тот, кто ослушается Аллаха и Его Посланника, пребывает в явном заблуждении» (Сонмы, 36).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все мои последователи войдут в Рай, кроме тех, которые отказались». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А кто может отказаться?» Он сказал: «Кто повинуется мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот отказывается» аль-Бухари. См. «Фатх аль-Бари» 13/249.
Мы просим Аллаха сделать этот труд полезным для каждого, кто его прочтет, и сделать его искренним перед Его благородным ликом!
ГЛАВЕНСТВО МУЖЧИНЫ НАД ЖЕНЩИНОЙ
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими, и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества» (Женщины, 34).
Хафиз Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Попечительство мужчины проявляется в том, что он является господином и повелителем женщины и воспитывает ее тогда, когда ее характер начинает искривляться» См. «Тафсируль-Кураниль-’Азым» 1/741.
Это подтверждается следующими словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы я мог приказать совершить земной поклон кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем. Клянусь Тем, в Чьей длани находится душа Мухаммада! Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит своих обязанностей перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если она будет при родах» См. «Сахихуль-Джами’» 5295.
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел хранить» (Женщины, 34).
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) истолковал этот аят следующим образом: «Праведной женщиной считается та, которая всегда подчиняется своему мужу. После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем» См. «Маджму’уль-фатауа» 32/275.
Современные женщины должны обратить внимание на эти наставления. В еще большей степени это относится к тем женщинам, которые преступают границы дозволенного, ведут себя, как мужчины, и пытаются руководить своими мужьями. Такие женщины делают все, что им угодно. Они ведут беспорядочный образ жизни и называют себя борцами за свободу и права женщин. Но в действительности они являются женщинами, которые сбились с прямого пути, и отдают предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей.
Сестра наша! Будь осторожна и не сбейся с пути истинного. Не иди по стопам таких женщин, поскольку тебя ожидает День, от ужаса которого поседеют даже дети.
Всевышний Аллах заложил в мужчинах и женщинах врожденные качества, которые обеспечивают мужчинам определенное главенство над женщинами.
ПРАВЕДНАЯ ЖЕНА ЛУЧШЕ МИРСКИХ БЛАГ
В сборнике достоверных хадисов имама Муслима сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мирские блага — это временное удовольствие, лучшим из которых является праведная жена». Муслим.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благодарное сердце, язык, поминающий Аллаха и праведная жена, которая поможет тебе в жизни и в религии, лучше того, что копят люди» аль-Байхакъи в «Шуабуль-Иман» См. «Сахихуль-Джами’» 4409.
В сборниках аль-Бухари и Муслима также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее происхождения, из-за ее красоты и из-за ее религии. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!».
Передают также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благополучие заключается в четырех вещах: праведной жене, просторном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Злополучие также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище» аль-Хаким. См. «Сахихуль-Джами’» 887.
Сунна переполнена подобными сообщениями, из которых становится ясна важность выбора праведной супруги. Это также означает, что мусульманка должна обладать благородными качествами для того, чтобы оказаться в числе тех, кем доволен Аллах.
Сестра-мусульманка! Вот качества благородной жены в том виде, в котором они упоминаются в Писании Аллаха и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также высказываниях наших праведных предков, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Прочти это и постарайся воспитать в себе эти качества. Ведь Аллах помогает Своим искренним рабам достичь того, к чему они стремятся, как сказал об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Знания приобретаются только посредством изучения, а благоразумие обретается посредством терпения. Тот, кто старается приобрести что-то, тот это получит» ад-Даракутни. Хадис хороший. См. «Сахихуль-Джами’» 2328.
КАЧЕСТВА ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ
«Праведные женщины покорны [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел хранить» (Женщины, 34).
Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Имам ас-Судди и другие толкователи считали, что речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие» См. «Тафсируль-Кур’аниль-’Азым» 1/743.
Передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: «Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!» Ибн Хиббан. См. «Сахихуль-Джами’» 660.
Передают также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваши жены будут из числа обитателей Рая, если они являются любящими, рожающими и ухаживают за своими мужьями. А если такая женщина разгневает своего мужа, то положит свою руку на его руку и скажет: «Я не сомкну глаз, пока ты не станешь доволен мною»» Ибн Асакир, См. «ас-Силсиля ас-Сахиха» 287.
В сборнике хадисов имама Ахмада и ан-Насайи также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какая жена является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует его имущество» См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 3030.
Сестра-мусульманка! Проверь, есть ли в тебе такие черты, и если нет, то постарайся приобрести их для того, чтобы снискать благоволение Аллаха. Сделай это ради себя, своего мужа и своих детей, для спокойной и счастливой жизни на земле и после смерти.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у некой женщины: «Есть ли у тебя муж?» Она ответила: «Да». Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: «Он злится только на то, что я не умею делать что-либо». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он для тебя — Ад и Рай» Ахмад 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Из сказанного следует, что праведная жена должна быть:
1 Набожной, т.е. совершать благодеяния и выполнять свои обязанности перед Господом;
2 послушной своему мужу в том, чего не запретил Всевышний и Всеблагой Аллах;
3 оберегающей собственную честь, особенно, в отсутствие мужа;
4 бережливой к имуществу своего мужа и своих детей;
5 стремящейся к тому, чтобы муж всегда видел ее только красивой, нарядной и улыбающейся;
6 старающейся добиться расположения мужа, когда он сердится на нее, поскольку муж является для жены и Раем и Адом;
7 не противящейся мужу тогда, когда он пожелает ее. Если женщина будет выполнять эти предписания, то Рай обещан ей устами самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Вот почему в хадисе говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: «Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!»»
ПРИМЕР ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ
Сообщается со слов аш-Ша’би, что однажды Шурейх сказал ему: «О Ша’би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные». Он спросил: «В чем же проявляется их ум?» Шурейх сказал: «Однажды я возвращался с похорон днем и проходил мимо их поселений. Там я встретил старушку, стоявшую около двери. Рядом с ней стояла девушка, самая красивая из всех, что я видел за свою жизнь. Я подошел и попросил попить, хотя мне вовсе не хотелось пить. «Чего ты хочешь выпить?» — спросила старушка. Я ответил: «Чего-нибудь». Она сказала: «Поторопись, девушка! Принеси ему молока! По-моему, этот мужчина не местный». Я спросил: «Кто эта девушка?» Она ответила: «Это — Зейнаб, дочь Джарира. Она из семьи Ханзали». Я спросил: «Она свободна или занята?» Старушка ответила: «Свободна». Тогда я сказал: «Выдай ее замуж за меня». «Если вы соответствуете друг другу», — ответила старушка на диалекте племени Тамим. Я пошел домой отдохнуть, но сон отошел от меня. Когда я совершил полуденный намаз, то взялся за руки моих уважаемых братьев, чтецов Корана ‘Алкамы, аль-Асуада, аль-Мусайаба и Мусы ибн ‘Арфаты. С ними я отправился на встречу с дядей девушки. Он встретил меня и спросил: «О Абу Умейа! Чего ты хочешь?» Я ответил: «Я хочу жениться на Зейнаб, дочери твоего брата». Он сказал: «Она тоже не отказалась бы выйти замуж за тебя». А затем он женил меня на ней. Вот тогда я вспомнил о жестокосердии женщин племени Тамим и пожалел о содеянном. Я сказал себе: «Что я буду делать с женщинами племени Тамим? Лучше я разведусь с ней». Но потом я сказал: «Нет, лучше я прижму ее к себе. Может быть, я буду доволен. А если нет, то поступлю так, как пожелаю». Если бы ты видел, Ша’би, как женщины наставляли ее, когда завели ко мне. По Сунне, если жена заходит к своему мужу, тот должен встать и совершить намаз из двух рак’атов, а затем попросить Аллаха даровать ему то хорошее, что есть в его жене, и попросить Аллаха уберечь его от того зла, что есть в ней. Я совершил намаз и завершил его словами приветствия. Тут я заметил, что она молится за мной, и когда я закончил молиться, ко мне зашли рабыни, которые взяли мою одежду и надели на меня темно-желтую рубашку. Когда дом опустел, я подошел к ней и протянул руку к ее талии. Она сказала: «Подожди, Абу Умейа! Стой, где стоишь». Затем она сказала: «Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Благословение Мухаммаду и его семье! Я не знакома с тобой и не знаю твоего характера. Расскажи мне о том, что тебе нравится, чтобы я придерживалась этого, и что тебе не нравится, чтобы я отстранялась от этого». И еще она сказала: «Ты был уже женат в своем народе, и я тоже была замужем. Но случилось то, что предопределил Аллах. Теперь я твоя, и посему поступай так, как повелевает тебе Аллах: удержи по-хорошему или отпусти с миром. Вот то, что я хотела сказать. И я прошу прощения у Аллаха для себя и для тебя!»
Шурейх продолжил: «О Ша’би! Она принудила меня обратиться к ней со словами: «Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Мир и благословение Пророку и его семье! Ты произнесла прекрасные слова. Если ты будешь придерживаться их, то получишь добрый удел. Но если ты отвернешься от них, то это обернется против тебя. Я люблю такие вещи и не люблю такие. Теперь мы вместе, и поэтому не надо различать между нами. Если увидишь хорошее, то разглашай. А если увидишь плохое, то покрой». Тогда она что-то сказала, но я уже не припоминаю это. А еще она спросила: «Как ты воспринимаешь визиты родственников?» Я сказал: «Не люблю, когда свойственники начинают меня беспокоить». Она спросила: «А кого ты хочешь впускать домой из твоих соседей? Я буду впускать их. А тех, кого ты не любишь, я тоже не стану любить». Я сказал: «Та семья — честная, а та — скверная». О Ша’би! В ту ночь я спал счастливым. После этого она прожила со мной год, и я не видел от нее ничего дурного. В начале следующего года я вернулся домой с собрания шариатского суда и увидел там старушку, которая распоряжалась в нашем доме. Я спросил: «Кто это?» Мне сказали: «Это — твоя теща». В тот момент я забыл обо всем, что чувствовал. Затем я сел лицом к старушке. Она сказала: «Мир тебе, Абу Умейа!» Я ответил: «И тебе мир! Кто ты?» Она сказала: «Я прихожусь тебе тещей». Я сказал: «Пусть Аллах приблизит тебя еще ближе!» Она спросила: «Как тебе твоя жена?» Я ответил: «Прекрасная жена!» Она сказала: «О Абу Умейа! Женщина не бывает плохой, если есть две причины: если она родила сына или же получила признание своего мужа. Если тебя станут терзать сомнения, то возьмись за кнут. Клянусь Аллахом! В доме мужчины нет ничего хуже избалованной жены». Я сказал: «Клянусь Аллахом! Ты дала ей хорошее воспитание». Она спросила: «Хочешь ли ты, чтобы к тебе приходила твоя теща?» Я сказал: «Когда пожелаешь». Она приходила ко мне в начале каждого года и давала хорошие советы. Я прожил со своей женой двадцать лет, ни в чем не упрекая ее. И только один раз я упрекнул ее, и то, поступив сам несправедливо. Дело было так. Муаззин объявил о начале намаза после того, как мы совершили два рак’ата добровольного намаза. Тогда я был имамом целого поселка. Вдруг я заметил приближение скорпиона. Я взял посуду и накрыл его, а потом сказал: «Зейнаб! Не двигайся, пока я не приду». Если бы ты видел, Ша’би! Когда я вернулся с намаза, то обнаружил, что скорпион уже ужалил ее. Я попросил, чтобы все успокоились и чтобы мне принесли соль. Я постучал ей по пальцу [1], а затем начал читать суры «аль-Фатиха», «аль-Фаляк» и «ан-Нас». См. «Табаи’ ан-Ниса» 44-46.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С МУЖЕМ
1. Гнев мужа
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ» ат-Тирмизи. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 295.
2. Причинение страданий мужу
Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му’аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа (Райских) гурий говорят: «Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь твой гость, и очень скоро он расстанется с тобой, и будет с нами»» Ахмад, См. «Сахихуль-Джами’» 7192.
3. Проявление неблагодарности за благодеяния мужа
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей — женщины, проявлявшие неблагодарность». Неблагодарность, о которой сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), также означало неверие, и сподвижники спросили: “Они не веровали в Аллаха?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”» аль-Бухари и Муслим.
4. Требование развода без уважительной причины
Ат-Тирмизи и Абу Дауд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания Рая» См. «Сахих аль-Джами’» 2706.
5. Подчиняться мужу в ослушании Аллаха
Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» См. «Сахих аль-Джами’» 7520.
Уместно напомнить, что шайтан наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в том, что они обязаны совершать, и наоборот подчиняться им в том, что запрещено шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь!
Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: «Это — нельзя, а это — запрещено». Таким образом, они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании Всевышнего Аллаха:
«В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Аду место для возгордившихся?» (Толпы, 60).
Хасан аль-Басри сказал: «Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное — дозволенным, является очевидным неверием».
6. Добровольный пост, без разрешения мужа
Со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволенно женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если это только не Рамадан или если он не в пути» Абу Дауд, достоверный хадис.
7. Отказ от близости с мужем
Передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра» Муслим. См. «Шарх Сахих Муслим» 10/259.
8. Разглашение интимных отношений
Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди смолкли, и тогда Асма сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, и женщины и мужчины поступают таким образом». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге и вступает в половой акт на глазах у людей» Ахмад. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял ее секрет» Муслим.
9. Снятие своей одежды не в стенах своего дома
Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее» См. «Сахихуль-Джами’» 2708.
10. Приглашать кого-либо в дом без разрешение мужа
В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения» См. «Фатх аль-Бари» 9/295.
11. Выход из дома без разрешения мужа
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «И прибывайте в своих домах…» (Сонмы, 33).
Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости» См. «Тафсируль-Кураниль-’Азым» 3/768.
Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа без его разрешения.
УХОД ЗА МУЖЕМ
Сестра-мусульманка! Мы приведем тебе яркий пример того, как сподвижницы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ухаживали за своими мужьями.
В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Асма бинт Абу Бакр рассказывала: «аз-Зубейр женился на мне, не имея ни имущества, ни рабов — ничего, кроме своего коня и куска земли. Я кормила его коня сеном, заботилась и ухаживала за ним. А еще я молола овсяные семена для теста, приносила воду и месила тесто для хлеба. Я не умела хорошо печь хлеб, и поэтому для нас пекли хлеб соседки из числа ансаров. Они были заслуживающими доверия женщинами». Асма также сказала: «Я брала семена из земли, которую Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выделил аз-Зубейру. Это был участок размером в две трети фарсаха» См. «Сахих Муслим» 2182.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы женщина знала, каковы ее обязанности перед мужем, то она бы даже не села, пока тот не пообедает и не поужинает» ат-Табарани в «аль-Кабире». См. «Сахихуль-Джами’» 5259.
НАСТАВЛЕНИЕ АСМЫ БИНТ ХАРИДЖИ СВОЕЙ ДОЧЕРИ:
“Ты покинула гнездо, где выросла, и оказалась на ложе, которого ты не знаешь, с супругом, к которому ты не привыкла. Так стань же для него землей, и он станет для тебя небом, стань для него ложем, и он станет для тебя опорой, стань для него рабыней, и он станет для тебя невольником. Не приставай к нему, ибо тогда он возненавидит тебя, и не удаляйся от него, ибо тогда он забудет тебя, но если он приблизится к тебе, приближайся и ты, если же станет удаляться, удаляйся и ты. И береги его обоняние, слух и зрение, и пусть он ощущает от тебя только приятный запах, и слышит от тебя только хорошие слова, и видит тебя только красивой”.
Подобное наставление делала своей дочери и Умм Акъиль. См. «Табаи’ ан-Ниса» 28.
ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНАМ И МУЖЬЯМ
Все сказанное выше было сказано для того, чтобы указать сестрам-мусульманкам правильную дорогу, установленную Всевышним и Всеблагим Аллахом в Его писании и Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне. Но это не означает, что муж имеет право обижать свою супругу или причинять ей страдания, если она не выполняет всех своих обязанностей. Передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой ее характера, то остается доволен другой чертой ее характера» Муслим. См. «Шарх Сахих Муслим» 10/312.
О брат-мусульманин! Если тебе покажется, что твоя жена нарушает свои обязанности или обладает плохим нравом, то может причиной этому, являются грехи?! Наши праведные предшественники говорили: “Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жен и даже наших верховых животных, на которых мы ездили”.
Что касается строптивых жен, то ты должен в первую очередь постараться поправить ее советами и добрыми наставлениями. Напоминай ей об Аллахе и устрашай ее Божьим наказанием. Но если она будет упрямиться и продолжать совершать грехи, то перестань спать с ней в одной постели. Но не оставляй ее одну в доме, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме». Если она исправится, то это пойдет ей на пользу, а если нет, то тебе следует и впредь давать ей наставления и избегать половой близости с ней. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если же они станут повиноваться вам, то не обижайте их» (Женщины, 34).
Ибн Касир сказал: «Предписание ударять жен означает, что муж имеет право несильно ударить жену, если наставления и разлучение в постели не помогли ей исправиться. В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Джабира, сообщается, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха и берегите своих жен, поскольку они являются вашими помощницами. Они должны слушаться вас и не впускать в дом тех, кто вам не нравится. Но если они поступят иначе, то бейте их, но несильно. Но не забывайте, что вы должны кормить и одевать их». Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи сказали, что ударять жен следует несильно. Хасан аль-Басри сказал, что бить жену следует, не оставляя следов” См. «Тафсируль-Кураниль-’Азым» 1/743.
Муж должен остерегаться бить жену по лицу, даже если он делает это несильно, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ударяй ее по лицу».
ПРАВА ЖЕНЫ
Мужу надлежит исполнять свои обязанности перед женой, подобно тому, как он хочет, чтобы жена исполняла свои обязанности перед ним. Поэтому он не должен причинять ей вреда и затрагивать ее чувства. Имам Ахмад в сборнике «аль-Муснад» передал хадис со слов Хакима ибн Му’авийи аль-Кушейри, который рассказывал, что его отец однажды сказал: »О Посланник Аллаха! Каковы обязанности мужа перед женой?» Он сказал: «Ты должен кормить ее, если кушаешь сам, одеть ее, если одеваешься сам. Не ударяй ее по лицу и не говорить ей мерзких слов, а если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме» См. «Ируауль-Гъалиль» 7/98.
А в хадисе, переданном аль-Бухари, Муслимом и другими знатоками хадисов со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-’Аса, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Абдуллах! Мне рассказали о том, что ты постишься днем и молишься по ночам». Он сказал: «Да, о Посланник Аллаха!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поступай таким образом. Постись и разговляйся. Молись по ночам и спи. Воистину, ты должен выполнять свои обязанности перед телом, глазами и женой» См. «Фатхуль-Бари» 9/299.
Передают также, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». Абу Дауд, ат-Тирмизи. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Ируауль-Гъалиль» 7/80.
Все сказанное нами является очень кратким изложением обсуждаемой темы, однако это не помешало нам коснуться основных взаимоотношений между супругами.
Я прошу Всевышнего и всеблагого Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств, чтобы Он сделал этот труд полезным для меня и всех остальных мусульман. Я также прошу Его, чтобы все мужья стали свидетелями того, как бескорыстно их жены выполняют свои обязанности перед ними. Но это не значит, что если один из супругов увидит недостатки в другом, то ему следует ответить той же монетой. Отнюдь! Каждый из супругов непременно будет держать ответ перед Аллахом за исполнение своих обязанностей перед своим спутником жизни.
Заключение
Каждый из супругов должен выполнять свои обязанности друг перед другом, которыми наделил их Всевышний Аллах, так же, как должны соблюдать права, возложенные на них Аллахом. Женщина не должна требовать у мужа равноправия во всех вопросах, как и мужчина в свою очередь не должен злоупотреблять превосходящим положением.
Мы советуем мужчинам страшиться Аллаха, быть справедливыми со своими женами и относиться к ним с почтением. Именно это завещал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда сказал: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра — это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, оно останется кривым. Посему относитесь к женщинам хорошо» аль-Бухари и Муслим.
Хорошее отношение к женщинам подразумевает вежливость, обучение исламу и терпению, побуждение к тому, что повелел Аллах, и предостережение от всего запрещенного. Воистину, это может помочь им попасть в рай, если на то будет воля Аллаха.
[1] Зейнаб не двигалась, выполняя повеление своего мужа, а в это время скорпион выбрался из-под посуды и ужалил ее. Вернувшись, Абу Умейа постучал ей по пальцу в знак порицания за такое опрометчивое поведение. Я прошу высокого и могущественного Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств одарить меня и моих братьев-мусульман женами, которые будут похожи на эту замечательную мусульманку! Воистину, Аллах способен на это!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!