С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Абу Хурайра рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил отряд из десяти человек в качестве разведчиков, назначив амиром над ними ‘Асыма ибн Сабита аль-Ансари. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата – места, находящегося между ‘Усфаном и Меккой, про них узнали люди племени Хузайль, которых называли Бану Ляхьян. Они выдвинулись за ними в составе двухсот лучников. Они нашли следы их привала и остатки еды, среди которых были финики, и сказали: “Это финики из Йясриба (Медина)”, и последовали за ними дальше. Когда ‘Асым и его спутники заметили их, они укрылись на возвышенности, а эти люди окружили их и сказали: “Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а мы обещаем вам, что никого из вас не убьем!” На это ‘Асым ибн Сабит – амир отряда, сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, я сегодня не буду под покровительством неверных! О Аллах, сообщи о нас Твоему пророку!” Тогда они начали стрелять в них из луков и убили семерых из них, включая и ‘Асыма, а трое из них: Хубайб аль-Ансари, Зайд ибн Дасина и еще один, спустились вниз, поверив их обещанию.
Когда они оказались в их власти, те отвязали тетивы своих луков и связали их, тогда третий человек сказал: “Это – первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти убитые являются для меня хорошим примером!” Тогда неверные потащили его силой и хотели заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его. Что же касается Хубайба и Зайда ибн Дасины, то их отвели в Мекку и продали там в рабство, что было после события битвы при Бадре. Хубайба купили сыновья аль-Хариса ибн ‘Амира ибн Науфаля ибн Манафа, которого Хубайб убил в битве при Бадре, и он оставался у них в качестве пленника некоторое время, пока они не решили убить его. Узнав об этом, Хубайб одолжил у одной из дочерей аль-Хариса бритву (чтобы побрить волосы на теле), и она дала ему эту бритву. После этого маленький сын этой женщины из-за ее невнимательности подошел к Хубайбу. Она увидела, как Хубайб, в руках у которого была бритва, посадил мальчика к себе на колени, и испугалась так, что Хубайб заметил это по ее лицу и сказал: “Ты боишься, что я убью его? Я ни за что этого не сделаю!” Тогда она воскликнула: “Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И клянусь Аллахом, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа гроздь винограда в руке, ел его, тогда как в то время винограда в Мекке еще ни у кого не было!” И она говорила: “Поистине, это – удел, который Аллах даровал Хубайбу!” А когда они вывели его за пределы харама (заповедного места), чтобы убить там, где это можно было сделать, Хубайб сказал им: “Дайте мне совершить молитву в два рак’ата”. Они позволили ему сделать это, и он совершил молитву в два рак’ата, а потом сказал: “Если бы не посчитали вы, что я затягиваю молитву из-за страха, то обязательно бы ее удлинил! О Аллах, сочти число их, и уничтожь их одного за другим, и не оставляй из них никого!” И он произнес (стихи):
“Если я буду убит, оставаясь мусульманином,
мне все равно, как я умру ради Аллаха!
Это – ради сущности Бога, и если Он пожелает,
то благословит суставы растерзанных частей тела!”
После этого Ибн аль-Харис (по имени Абу Сируа’а) убил его. И Хубайб был первым, кто положил начало для каждого мусульманина совершение двух рак’атов перед казнью!
А Аллах ответил на мольбу ‘Асыма ибн Сабита, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал своим сподвижникам о том, что с ними случилось в тот день.
Что же касается некоторых неверных курайшитов, то когда им рассказали, что ‘Асым ибн Сабит был убит, они направили к нему людей, чтобы они принесли какую-нибудь часть его тела, по которой его можно было бы опознать, поскольку в свое время ‘Асым убил одного из знатных курайшитов в битве при Бадре. Однако Аллах направил к телу ‘Асыма нечто вроде облака из пчел, что защитило его от их гонцов, которые не смогли ничего отрезать от его тела”. аль-Бухари 3045, 4086.
Свят Аллах, как велик этот хадис, и сколько мудрых и поучительных польз содержится в нем! Какими же великими людьми были сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), и как гордо и мудро они вели себя в любых ситуациях, и даже самых неожиданных и сложных!
Пользы извлекаемые из этого хадиса, о которых упоминали имам Ибн Батталь, хафиз Ибн Хаджар и имам Бадруддин аль-‘Айни:
1. В этом хадисе указание на то, что мусульманин может сдаться в плен неверным, если думает, что тем самым спасет себя, как это сделали Зайд ибн Дасина, Хубайб и третий сподвижник.
2. Однако если мусульманин проявит терпение и не сдастся в плен к неверным, даже если будет убит, то это лучше, как поступили ‘Асым и другие сподвижники.
3. Желательность почиститься и удалить с необходимых частей тела волосы перед казнью, чтобы после смерти неверные не увидели скверны ‘аурата.
4. Желательность совершения молитвы из двух рак’атов перед смертью, как это сделал Хубайб, и чему в последствии не возразил ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни кто-либо из сподвижников, а наоборот, подтвердили это, как сказал Абу Хурайра: «И Хубайб был первым, кто положил начало для каждого мусульманина совершение двух рак’атов перед казнью!»
5. Также в этом хадисе указание на необходимость возвращения аманата даже неверным.
6. Отстранение от убийства детей неверных, которые даже взяли тебя в плен.
/Есть ли в наше время такие, кто поступил бы также, как и Хубайб, попади ему в руки ребенок его врага, который желает его казнить?/
7. Любезность с теми, кто пытается тебя убить.
8. Доказательство на наличие чудес приближенных к Аллаху (карамат аль-аулия), как это произошло с Хубайбом, который ел виноград, которого в это время ни у кого не было.
9. Дозволенность обобщенного обращения с мольбой против всех неверных (хоть в этом и есть разногласие).
10. Произнесение стихов перед смертью в адрес неверных.
11. Также в этом хадисе указание на то, каким сильным была убежденность Хубайба и его религиозность.
12. В этом хадисе указание и на то, что Аллах может подвергнуть испытанию Своего раба таким образом, как пожелает.
13. Указание на то, что Аллах отвечает на мольбу мусульманина, ведь Аллах ответил на мольбу ‘Асыма и передал его весть пророку (мир ему и благословение Аллаха), а также сохранил его тело от неверных даже после смерти, так как он умер, не желая попадать им в руки!
14. Также в этом хадисе указание на то, что даже многобожники почитали святость запретных месяцев, так как в одной версии хадиса сказано, что они ждали окончания запретных месяцев для того, чтобы убить Хубайба. А также они не убили его на территории харама, а вывели Хубайба за его пределы.
См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 5/207-208, “Фатхуль-Бари” 9/170, “Умдатуль-къари” 14/407-408.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!