С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Путь мусульманина для исправления положения
Шейху аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) однажды задали вопрос: “Шейх наш, мы знаем, что в эти дни с Исламом воюют по всей земле, и что правительства (исламских государств) относятся к религии небрежно, так что ж мы обязаны делать в данной ситуации? И получаем ли мы грех за то, что сидим и не делаем ничего?”
Шейх ответил:
إِنَّ الحَمْدَ لِلَّهِ، نَحْمَدُهُ وَ نَسْتَعِينُهُ و نَسْتَغْفِرُهُ وَ نَعُوذُ بِاللّه مِنْ شَرُورِ أَنْفُسِنَا وَ سَيْئَاتِ أَعْمَالِنَا مَنْ يَهْدِهِ اللّه فَلا مُضِلَّ لَهُ وَ مَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلهَ إَلاَّ الله وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَ رَسُولُه
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (3:102).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيراً وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (4:1).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلاً سَدِيداً يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَن يُطِعْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزاً عَظِيماً
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (33:70-71).
أَمَّا بَعْدُ:
فَإِنَّ أَصْدَقَ الحَدِيثِ كِتَابُ الله وَ خَيْرَ الهَدْي هَدْي مُحَمَّدٍ وَ شَرَّ الأُمُرِ مُحْدَثَاتُهَا وَ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ وَ كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌ وَ كُلَّ ضَلاَلةٍ فِي النَارِ
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Задавший вопрос говоря: “сидим и ничего не делаем” не имел в виду абсолютное бездействие, он подразумевает нечто определенное, поскольку ни один человек не говорит, что мусульманин должен жить как животное, не делая ничего, ведь он создан для великой цели, а это – поклонение только одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Поэтому, слыша подобный вопрос, на ум никак не может прийти, что подразумевается абсолютное бездействие. Напротив, из сказанного понимается, что не предпринимаются действия по урегулированию нынешней ситуации, которая охватила мусульман со всех сторон. И, исходя из этого, мы отвечаем: Сегодняшнее положение мусульман ни много и ни мало отличается от положения исламского призыва в его начале, я подразумеваю мекканский период. С призывом и тогда воевали, а делали это те, к кому был отправлен посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и из которых он вышел. Но призыв стал распространяться и расширяться, охватывая все больше арабских племен. Затем пророку (мир ему и благословение Аллаха) было велено совершить переселение из Мекки в Медину. После того, как он (мир ему и благословение Аллаха) переселился вместе с некоторыми своими сподвижниками, он начал сеять семена для построения исламского государства. Но и там, в Лучезарной Медине, новый исламский призыв встретил новую вражду в лице христиан, среди которых был Ираклий, император Византии. Получилось, что призыв помимо врагов на Аравийском полуострове, возымел на севере Аравийского полуострова, то есть в Сирии, нового врага – христиан. Затем появился еще один враг, а это – персы, и стало, что с исламским призывом воюют со всех сторон, с одной стороны –христиане, с другой – часть иудеев, с третьей – персы.
Отсюда вывод – нам вовсе не следует удивляться нынешнему положению исламского призыва, тому, что с ним сражаются со всех сторон, ведь в этом отношении первый исламский призыв тоже подвергался нападению со всех сторон. И тут настает вопрос:
Так что же делать?
А что тогда сделал пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники? Те, которые были малочисленны по сравнению с численностью мусульман сегодня, так что их численность стала огромной.
Отсюда начинается ответ:
Воевали ли мусульмане в начале призыва с враждующими с ними арабами, то есть со своим народом?
Воевали ли мусульмане с христианами в самом начале?
Воевали ли они с персами в начале?
Ответ: Нет!
На все эти вопросы ответ: Нет.
Так что же тогда же сделали мусульмане?
Сейчас мы должны сделать то же самое, что тогда сделало первое поколение мусульман. Поскольку то, что нас постигло сегодня – это тоже самое, что постигло их тогда, и то, посредством чего они исправили положение, тем же самым мы должны исправить и наше положение.
Полагаю, это вступление дает понять присутствующим, каким будет ответ, а большую ясность внесет ответ прямым текстом.
И я говорю: из хронологии событий и логики одновременно, становится очевидным, что Аллах (Всемогущ Он и Велик) помог первому поколению верующих, численность которых была очень мала в сравнении с неверными и многобожниками, со всеми их течениями и сектами, Аллах (Благословен Он и Возвышен) помог им из-за их веры. Посему, то посредством чего тогда была устранена это сильнейшая вражда, окружавшая исламский призыв со всех сторон, тем же самым сегодня мусульмане должны воспользоваться, для достижения таких же результатов.
Как говорится: история повторяется, нет, даже лучше сказать так: Аллах (Всемогущ Он и Велик) утвердил среди Своих рабов и во Вселенной, которую Он сотворил и упорядочил совершенным образом, установления, которые всегда остаются в силе и не подвергаются изменению. «Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха» (35:43).
Мусульманин должен блюсти эти установления и соблюдать их должным образом, в особенности шариатские установления.
Существуют шариатские и вселенские установления. Сегодня, в настоящее время, их называют законами природы. Эти законы известны как мусульманам, так и неверным, как благочестивым, так и скверным. К примеру, что поддерживает жизнедеятельность человека? Пища, вода, чистый воздух и т.д. Если человек перестанет, есть, пить, дышать чистым воздухом, то это означает, что он подвергает себя телесной смерти.
Сможет ли человек жить, если он (уклонится) откажется от исполнения этих вселенских законов? Ответ: Нет. Таково установление Аллаха, и ты не найдешь замены установлению Аллаха.
Как я только что сказал, каждый человек опытным путем приобретает эти знания, и в этом отношении мусульмане не отличаются от неверных, а благочестивые от скверных.
Но сейчас нас интересует шариатские установления. Мы должны знать, что существуют шариатские установления, и кто станет соблюдать их, тот достигнет тех целей, ради которых они были установлены и получит с них плоды. И наоборот, кто не станет их соблюдать, тот не достигнет тех целей, ради которых были утверждены эти шариатские установления.
Мы сказали, что если человек станет воплощать вселенские установления, то воплотятся и сами цели. Точно также и шариатские установления. Если мусульман станет их воплощать, то осуществятся те цели, ради которых Аллах утвердил эти установления, в противном случае им не осуществится. Полагаю, эти слова понятны, но все же они нуждаются в некотором разъяснении. В последующем разъяснении вся суть, тут-то и начинается ответ на этот важный вопрос.
Все мы читаем один из аятов Аллаха (Всемогущ Он и Велик), которым украшают центры различных собраний, или стены домов – а это слова Всевышнего:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ
«Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам» (47:7).
Аят этот можно увидеть надписью, нанесенной на стены золотым красивым почерком, и, к большому сожалению этот аят стал лишь украшением для стен, но, а сердца же мусульман, разрушены до основания, и мы едва понимаем цель, которую этот аят вызван воплотить (смысловой перевод): «Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам» (47:7).
Поэтому сегодня исламский мир пребывает в расстройстве и беспорядке, что едва ли могут найти выход, не смотря на то, что выход из данного положения упоминается во многих аятах, один из которых вышеупомянутый аят. Полагаю, что напоминая мусульманам об этом аяте, нет необходимости вдаваться в глубокое разъяснение, поэтому это лишь напоминание ведь «…напоминание приносит пользу верующим» (51:55).
Каждый из нас знает, что слова Благословенного и Возвышенного Аллаха (смысловой перевод): «Если вы поможете Аллаху» являются придаточным предложением, в котором называется условие, а слова (смысловой перевод): «то и Он поможет вам» — это главное предложение — следствие, выражающее результат этого условия.
На подобие словам: Если ты станешь, есть, пить — условие, то будешь жить — следствие, выражающее результат этого условия.
А если не будешь есть, если не будешь пить, то что? То умрешь.
Абсолютно такой же смысл аята (смысловой перевод): «Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам». Отсюда обратное понимание: Если вы не поможете Аллаху, то и Он не поможет вам.
«Если вы поможете Аллаху»: Априори известно, что Аллах под этими словами не подразумевает помощь Ему над Его врагами нашими войсками, флотами, и прочей материальной силой. Смысл вовсе не в этом, ибо Аллах (Всемогущ Он и Велик) Аллах властен вершить Свои дела и Он не нуждается ни в чьей помощи, в материальном смысле, и это нечто само собой разумеющееся. Поэтому смысл «Если вы поможете Аллаху» состоит в следующем: Если вы будете придерживаться предписаний религии, это и будет вашей помощью Аллаху (Благословен Он и Возвышен).
А сейчас, разве мусульмане выполнили это условие? Разве они выполнили это обязательство? Ведь условие должно быть выполнено для того, чтобы Аллах даровал мусульманам свою помощь.
Ответ у каждого из вас: мусульмане не помогли Аллаху (Всемогущ Он и Велик)! И тут я хочу упомянуть кое о чем, в качестве напоминания, а не в целях обучения, по крайней мере, для некоторых из вас.
Сегодня большинство мусульман бросили познание своей религии, познание предписаний религии, большинство из них не знает Ислам. Многие, или же большинство из них если и знают что-то из Ислама, то это не истинный Ислам, они познали искаженный Ислам, не тот Ислам, который исповедовал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Поэтому обещанную помощь Аллаха получит тот, кто поможет Аллаху, изучая Ислам, приобретая правильные знания, это во-первых. Во-вторых, воплощая знания в делах, иначе эти знания окажутся губительными для его носителя, как сказал об этом Всевышний (смысловой перевод): «Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите вы то, чего не делаете» (61:3).
Следовательно, мы нуждаемся в изучении Ислама и применении его установлений на практике.
Возвращаясь к тому, о чем я хотел напомнить. Сегодня огромная масса мусульман имеет привычку упрекать и возлагать всю вину в постигшем мусульман унижении и позора на правителей, которые не оказывают помощь религии. К сожалению, так и есть, они не поддерживают религию, не становятся защитниками мусульман находящихся в униженном положении, в которое их поставили важные и высокие лица из числа иудеев и христиан и прочих. Таков сегодня обычай, бытующий среди мусульман, взваливают всю вину на правителей, как будто то, в чем они обвиняют правителей, не касается самих подданных. Ведь на самом деле эту вину можно вменить всей исламской общине, как правителям, так и подданным1. А некоторые порицающие правителей мусульман, за то, что они не применяют установления религии, и они правы в этом упреке, но сами же поступают наперекор словам Всевышнего (смысловой перевод): «Если вы поможете Аллаху», тем, что обвиняют в не содействии религии исключительно только правителей. Они также идут вразрез с установлениями Ислама тем, что избрали иной путь для изменения этого печального положения, охватившее мусульман, нежели путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в виду того, что объявляют правителей мусульман неверными – это первое. Второе, они объявляют обязательность выхода против этих правителей. Вот тут и разгорается слепая, глухая и немая смута2 среди самих же мусульман. Мусульмане начинают раскалываться, и из них те, о ком было сказано, что они видят изменение унизительного положения мусульман через выходы против правителей. Но дело на этой проблеме не останавливается, напротив, круг проблем расширяется и расширяется, и в конечном итоге между самими же мусульманами воцаряется разногласие, а правитель остается вдалеке от этого разногласия.
И вот теперь разногласия начались из-за чрезмерности в деле исправления нынешнего мучительного положения, и проявляется эта чрезмерность в убежденности о необходимости сражения с правителями мусульман. Но дело переходит в препирание между носителями этих убеждений и теми, кто считает, что выход против правителей не является путем исправления нынешнего мучительного положения, хоть многие из этих правителей и заслуживают выход против них, за то, что они не судят согласно тому, что ниспослал Аллах. Но разве для устранения того, что постигло мусульман от неверных, мы должны начать с привлечения правителей (пусть мы и считаем некоторых из них, как говорят в нынешнее время, лишь этническими мусульманами) к суду в исламских странах?
Но как говорится: пригнал их Са’д, а Са’д (сам) закутан. О, Са’д, не так гонят верблюдов (на водопой)!3
Нет сомнения, что закоренелые враги Ислама, а это иудеи, христиане и безбожники, находящиеся за пределами исламских стран, представляют собой наибольшее зло, чем некоторые из этих правителей, которые не отвечают на требования мусульман судить в соответствии с тем, что ниспослано Аллахом.
И что могут сделать эти мусульмане? Я имею в виду тех, которые объявляют об обязательности борьбы с правителями. Что они могут сделать, даже если выход против правителей являлся бы обязательным прежде исправления самих себя?! Хоть исправления самих себя – это то, с чего начал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Они абсолютно ничего не могут сделать и реальность сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. Путь (начинать с борьбы против правителей мусульман) по которому они пошли не приносит желанных плодов. А все, потому что причина, как я только что сказал, не только в правителях, но и в подданных тоже. Посему всем им надлежит исправить самих себя, а исправление – это отдельная тема, и мы неоднократно говорили об этом, и если на то будет воля Аллаха, мы чуть позже еще поговорим об этом.
Одним словом, мусульмане сейчас все единогласны в том, что их положение незавидное, что они пребывают в униженном и позорном положении, подобно которому Ислам не познавал еще.
С чего нам начинать?
Начинать нужно с борьбы против мусульманских правителей?
Начинать нужно с борьбы против всех неверных во всех городах и местностях?
Или же нужно начать с борьбы против души, что неуклонно повелевает зло?
С этого и нужно начать, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) в начале исламского призыва начал с исправления сердец мусульман. И как мы говорили в начале этой речи, призыв начался в Мекке, а затем переместился в Медину. После начались стычки между мусульманами и неверными, потом, между мусульманами и византийцами, а затем между мусульманами и персами.
Как мы уже говорили, история повторяется. Мусульмане сейчас должны помочь Аллаху для того, чтобы устранить это мучительное положение, а не усердствовать в направлении, которое не дает желаемый результат. Даже допуская, что они в состоянии действовать в этом направлении. Под «направлением» имею в виду, борьбу против правителей, которые не судят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.
Сегодня нет возможности воевать с правителями. Допустим, что эти правители такие же неверные как иудеи и христиане, разве мусульмане сегодня в состоянии воевать с иудеями и христианами. Ответ: Нет!
Дело обстоит абсолютно таким же образом, как и в мекканском периоде. Мусульмане слабы, унижены, подвергаются мучениям, покорены. А почему?! Потому что они были слабыми, не имели ни силы, ни мощи, кроме веры, которая утвердилась в их сердцах, по причине следования за призывом их пророка (мир ему и благословение Аллаха). Следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха) наряду с терпеливым перенесением обид и трудностей – это то, что принесет желаемый результат4. Каков путь достижения этого результата? Да тот же, по которому пошли посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его благородные сподвижники. Следовательно, если сегодня мусульмане не могут сражаться с неверными, то что им надлежит делать? Они должны уверовать в Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) истинной верой, но как сказал Господь миров (смысловой перевод): «но большинство из них не знает этого».
Сегодня от мусульман осталось только одно название. Полагаю, вы понимаете, что имеется в виду под отрицанием у них веры, но я все же напомню вам о словах Всевышнего (смысловой перевод): «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (23:1-7).
Если взять только те качества, что упомянуты в этих аятах, и не касаться других аятов, в которых содержатся иные качества и свойства верующих неупомянутые в этих аятах, а все они выражают претворение в дела установления Ислама. В ком воплотятся качества, упомянутые в этих аятах, тот окажется среди тех, о ком Аллах (Всемогущ Он и Велик) сказал (смысловой перевод): «Они являются истинно верующими» (7:4).
Являемся ли мы истинно верующими?! Ответ: Нет.
Взять хотя бы молитву. Вот мы молящиеся. Есть ли в нас качество, упомянутое в словах Всевышнего (смысловой перевод): «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов». Я не говорю об одном человеке, о двух, пяти, десяти, ста, двух ста, тысячи, двух тысячах. Я сейчас говорю по меньшей мере о тех мусульманах, которые задаются вопросом: Каков выход из постигшего мусульман положения?! И не беру в расчет тех небрежных нечестивцев, которых не волнует их последняя жизнь, а волнует только удовлетворение своих страстей и удовлетворение желудка. Я говорю о молящихся мусульманах.
Разве эти молящиеся отличились качествами, упомянутыми в начале суры «аль-Муминун»?
Ответ: — ни отдельными группами, ни в общем, всей общиной не отличились.
В таком случае получается, что ты надеешься на спасение, но сам не идешь по этому пути, ведь поистине корабль не плывет по суше. Поэтому для того, чтобы Господ наш (Всемогущ Он и Велик) устранил это унижение, охватившее нас всех, необходимо предпринимать соответствующие меры, что соответствует (и это необходимость вызвана) как религиозным, так и вселенским установлениям.
Я напомнил о качествах верующих упомянутых в начале суры «аль-Муминун», но есть и пророческие хадисы, в которых описывается нынешнее положение мусульман, и об этих хадисах мы постоянно напоминаем нашим братьям. И если бы они вспоминали эти хадисы, то им стало бы стыдно спрашивать: “Почему нас постигло это унижение?” Да потому что они стали беспечны к тому, что поступают наперекор велениям шариата.
Из этих хадисов — слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если вы будете использовать в торговле «‘ина» и схватитесь за хвосты коров, и удовлетворитесь посевами, и оставите джихад, Аллах нашлет на вас унижение и не избавит вас от него, пока вы не вернетесь к вашей религии». Хадис достоверный, о чем сказали шейх аль-Ислам Ибн Теймия. См. «Байан ад-Далиль» 109 и имам аль-Альбани «Сахих Аби Дауд» №3462.
Много, очень много раз я говорил об этом хадисе по различным поводам, но сейчас я хочу остановиться на словах «Если вы будете использовать в торговле “’ина”».
«’Ина» — вид ростовщической операции, но я не хочу вдаваться в разъяснение того, что это за вид, хочу спросить: Разве кто-либо из вас не знает, что мусульмане в наше время ведут различные виды ростовщических операций? Ростовщические банки распространяются полным ходом в исламских странах, и утверждаются всеми существующими системами в законном порядке, и творится это в исламских странах.
Теперь я снова повторю, проблема не только в правителях, но и в подданных. Ведь это подданные ведут с этими банками финансовые дела. Они и есть те, когда говоришь им: вы знаете, что ростовщичество запретно, и об этом деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал так: «Один дирхам, полученный от ростовщичества и поедаемый человеком, перед Аллахом хуже, чем совершение тридцати шести прелюбодеяний» Хадис достоверный. Подтвердили его достоверность ас-Суюты в «аль-Джами’ ас-Сагыр» №4193 и имам аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» №3375.
Так почему же брат мой ты ведешь ростовщические операции?! Они отвечают: “Что ты хочешь, чтобы мы делали? Мы хотим жить”.
Следовательно, дело не только в правителях, но и в подданных, и в описании истинного положения правителей и подданных подходит следующая пословица: “Уксусный червь произошел из уксуса и в нем же обитает”. Эти правители не спустились к нам с Марса, а произошли из нас и были среди нас, и если мы хотим улучшить наше положение, то это не невозможно осуществить через сражение с нашими правителями, при этом предав забвению самих себя. Проблема, существующая в исламском мире из-за нас и в нас. Поэтому мы советуем мусульманам возвратиться к своей религии, и применять на практике то, что узнали из религии «и в тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:4-5).
Существующие сегодня проблемы, заставляют некоторых молодых людей воодушевленные эмоциями вопрошать: “Что делать?!” Будь это бедствие находящееся рядом с нами, охватившее исламский и арабский миры – оккупация Палестины, или же война крестоносцев против мусульман в Эритреи, Сомали, Боснии и Герцеговине, и в других местностях – эти проблемы невозможно решить эмоциями, их решить можно только знанием и делами. «Скажи: “Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали”» (9:105).
Теперь остановимся на этом пункте. Сегодня для Ислама стараются разнообразные секты и группировки, и их старания имеют множество форм. На самом деле эти группировки являются частью проблемы исламского мира, которая еще больше ухудшает положение, чем это кажется некоторым. Некоторые считают, что проблема исламского мира – это оккупация евреями Палестины и борьба неверных с некоторыми исламскими странами. Нет, это не так. Проблема больше этого, а это разобщенность мусульман. Сами мусульмане разделены на партии и группировки, что противоречит словам Аллаха (Благословен Он и Возвышен):
وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعاً كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ
«Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (30:31-32).
Существующие сейчас исламские группировки разногласят в том, каким путем следует устранить нынешнюю проблему, на которую жалуется каждая группировка, а это унижение охватившее мусульман.
Так каков путь избавления от этого унижения?!
Используют множество путей: первый путь – это образцовый путь, второго такого нет, и это тот путь, к которому мы все время призываем. Заключается он в правильном понимании Ислама, в воплощении его установлений на практике, и воспитание мусульман в соответствии с этим чистым Исламом. Такова Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как мы это уже упомянули, и напоминаем об этом всегда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал с того что привел своих сподвижников к вере в Аллаха и Его посланника, обучил их предписаниям религии. В это же время сподвижники жаловались посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на притеснения и пытки, которым они подвергались со стороны язычников, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждый раз отвечал им велением терпеливо переносить причиняемое им зло. Ведь установление Аллаха в Его творениях таково, что истине всегда противоборствует ложное, а верующим противоборствуют язычники.
И так, путь для изменения нынешнего положения – это полезные знания и праведные деяния.
Остальные существующие движения и призывы противоречат первому образцовому пути и сводятся к следующему: “Оставьте сейчас Ислам в стороне, в плане обязательности его понимания и в плане обязательности руководствоваться им на практике. Есть более важная вещь, а это – объединение и единство для войны с неверными”.
Пречист Аллах! Как возможно воевать против неверных без оружия?! Всякий, кто обладает разумом размером хотя бы малейшей частицы понимает, что он не может без оружия сражаться с вооруженным врагом. Если кто-то пожелает вести войну с вооруженным врагом, но сам будет лишен оружия, что ему сказать? Сражайся не вооружаясь?! Или же: Вооружись, а затем сражайся? Нет никаких разногласий, что ответ будет: вооружись, а затем сражайся! Это что касается материальной (военной) стороны, а что касается духовной, то дело обстоит намного серьезней. Если мы пожелаем вступить в войну с неверными, то не сможем сделать это если оставим Ислам в стороне, поскольку это противоречит велению Аллаха (Всемогущ Он и Велик) содержащееся во многих аятях, из них (смысловой перевод): «Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (103:1-3).
«Поистине, человек в убытке». Без сомнения мы в убытке! Но почему?! Потому что мы не выполнили те условия, которые упомянул Аллах, сказав (смысловой перевод): «…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!».
Все мы говорим, что уверовали в Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), но когда мы призываем к возвращению к Писанию и Сунне тех, кто разделился на группировки и партии, но объединившиеся на том, что противоречит истинному призыву, они отвечают: “Это мы сейчас оставим в стороне, есть более важное дело – сражение против неверных!”
Мы говорим им: но как сражаться? С оружием или без? Необходимо иметь в наличии два вида оружия: первый вид – духовное оружие, второй вид – материальное оружие. Они же говорят: сейчас оставьте это духовное оружие в стороне, и возьмитесь за материальное оружие! Но даже этого материального оружия нет, потому что невозможно вооружится в условиях, в которых мы сейчас пребываем. Имеется в виду не только неверные, окружившие нас со всех сторон, но и некоторые правители, которые правят нами. Сегодня мы не в состоянии, вопреки нашему желанию, подготовить материальное оружие, это нам недоступно. Но вместе с тем, мы говорим: мы хотим воевать с оружием! Но это недоступно, однако, доступно духовное оружие – «Знай же, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» (47:19); знания и их применение на практике по мере возможности, но про этот доступный вид оружия мы со всей легкостью говорим: оставьте это в стороне! Доступное нам повелевают оставить, а за недоступное и невозможное говорят: мы обязаны сражаться! А чем нам сражаться?! Мы потеряли оба вида оружия. Говорим, что духовное оружие нужно отложить на время, поскольку сейчас не время этому, а материальное оружие мы не можем приобрести, в результате мы остаемся пустынными и разрушенными, слабыми в наличии как духовного, так и материального оружия.
Если мы возвратимся к первой блестящей эпохе, а это начало пророческой миссии посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то было ли у них оружие? Ответ: — нет. А что же стало ключом победы? Материальное оружие или духовное? Нет сомнения, что духовное. С этого и начался первый призыв, один из примеров тому следующий аят: «Знай же, что н — это главное предложение — следствие, выражающее результат этого условия.p style=»text-align: justify;»ет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Знание прежде всякой вещи, Ислам прежде всякой вещи, а затем воплощение Ислама на практике в пределах возможного. Мы можем изучить догматы Ислама, разумеется, правильные догматы. Мы можем изучить вопросы обрядов поклонения и связанные с ними установления. Можем изучить вопросы взаимоотношения с людьми и нравственности. Все эти вещи доступны и возможны, но большинство мусульман, со всеми этими группировками и партиями отворачиваются от этих вещей. И после этого мы кричим о том, что хотим джихад! Какой джихад, в то время когда оба вида оружия у нас отсутствуют?! Но если мы сегодня найдем группу мусульман, действительно объединенных на правильном Исламе, и правильно воплощающих его, но у которых нет оружия, то в их отношении обязательным становится веление Всевышнего (смысловой перевод): «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (8:60).
После того как мы приобрели духовное оружие, мы обязаны подготовить материальное оружие. Но сражаемся ли мы, если у нас нет материального оружия? Ответ: — нет. Ведь мы не воплотили содержащееся в этом аяте веление подготовить материальную силу. Так как мы можем сражаться, если мы лишены сразу двух видов оружия, духовного и материального?!
Сейчас мы не можем материально вооружиться, но можем духовно, следовательно, в силу вступают слова Всевышнего (смысловой перевод): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286), «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).
То, что мы сейчас можем воплотить – это получение полезных знаний и совершение праведных деяний.
Возможно, я затянул ответ, и высказал больше, чем было необходимо, но вкратце подытожу:
Проблема мусульман не ограничивается Палестиной, братья мои. К большому сожалению, из отклонения, которое постигло сегодня мусульман то, что их знания разнятся с делами. К примеру, когда мы говорим об Исламе, об исламских странах, то подчеркиваем, что всякая исламская страна является родиной каждому мусульманину5, и нет различия в этом смысле между арабом и не арабом. Говорим, что нет различия между жителем Хиджаза, иорданцем, египтянином и т.д. Но на практике эти различия существуют! На практике эти различия существуют! Не только различия существующие на уровне государств, ибо существование у них таких различий вовсе не вызывает удивлений, эти различия существуют у практикующих мусульман. К примеру, некоторые исламские проповедники обеспокоены за Палестину и пекутся о ней, а что происходит с мусульманами в других странах, их не заботит. Примером может служить война между мусульманами Афганистана и советским союзом с их другими прихвостнями коммунистами. Тогда не было заботы о мусульманах Афганистана! Почему? Потому что они не были, к примеру, сирийцами, египтянами и т.п.
И так, нынешняя проблема касается не только Палестины, проблема эта коснулась многих других исламских государств, и как же нам решить эту всеобщую проблему? Посредством духовной и материальной сил. А с чего следует начать? Прежде всего, следует начать с самого важного, в особенности, когда оно облегчено и его можно осуществить. Речь идет о духовном оружии – правильное понимание Ислама и его правильное воплощение на практике, затем следует вооружиться, если это представляется возможным. Но сегодня, к большому сожалению, как это видно на примере Афганистана, оружие которым воевали мусульмане с коммунистами, не произведено в исламских государствах, все оружие западное. Мы сегодня порабощены в плане вооружения. Как же иначе, ведь если мы захотим вести войну, будучи сильными в плане духовной силы, то вынуждены будем импортировать оружие. Мы будем платить либо деньгами, либо получим оружие за счет подношения, или же взамен чего-либо иного. Как вы знаете, западная политика выстроена в соответствии народной поговорке: “Ты – мне, я — тебе”. Никакая страна не продаст тебе оружие, даже если ты будешь платить соответствующую цену, кроме как взамен на какие-либо уступки. На уступки идете вы, о, мусульмане! Это вдобавок к тому, что вы еще и платите за это оружие!
Посему братья мои, дело обстоит вовсе не так, как нам кажется, оно больше чем горячий пыл и эмоции молодежи, а также восстаний, подобных мыльной пене, которая вспыхивает, а затем лопается и не остается от нее абсолютно никакого следа.
И в заключении я говорю: «Скажи: “Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали”» (9:105).
Но я повторю, что деяния не принесут пользы, если не будут основаны на полезных знаниях, а полезные знания – это сказанное Аллахом и сказанное посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как сказал об этом Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах): “Знание – это «сказал Аллах», «сказал посланник», «сказали сподвижники» и нет в них лжи. И не является знанием то, что ты по тупости противопоставляешь слова глупца посланнику, вовсе нет! (И знание не в том, чтобы) отрицать качества (Аллаха) и отвергать их, из-за опасения лишить имен и качеств Аллаха их смыслового значения”.
Некоторые из вас, возможно, станут осуждать то, что я хочу сейчас сказать, но бедствие исламского мира более значительна, чем оккупация Палестины иудеями. Бедствие исламского мира сегодня в том, что мусульмане сбились с прямого пути. В том, что они не познали Ислам, посредством которого достигается счастье в мире земном и в мире вечном. Если мусульмане в некоторых обстоятельствах будут жить униженными, угнетенными неверными и язычниками, будут убиты и распяты, то нет сомнения, что эти мусульмане умрут счастливыми, хоть и жили в угнетении и унижении. Тот же, кто прожил жизнь могущественно, но был далек от понимания смысла Ислама, который был вложен в него Аллахом (Всемогущ Он и Велик) и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха) тот умрет несчастным, хоть и казался внешне счастливым.
Следовательно, для исправления положения бегите к Аллаху! Бегите к Аллаху!6 Что означает: Поймите то, что сказал Аллах, и то, что сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Поступайте в соответствии с тем, что сказал Аллах и тем, что сказал посланник Аллаха!
Претворяйте в дела то, что сказал Аллах и то, что сказал посланник Аллаха!
На этом я закончу этот ответ, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и да приветствует! И в заключении хвала Аллаху Господу миров!
______________________________________________
1 — Имеется в виду, что не только правители не помогают религии, но и поданные.
2 — «Горе арабам, от того зла, которое уже приблизилось к ним! От слепой, глухой и немой смуты, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего, и да будет горе бегущему от Аллаха в День Предстояния» Имам аль-Альбани оценил хадис как «хороший, достоверный» см. «Сахих аль-Мауарид» №1564.
«Слепая, глухая и немая смута» — эти слова означают, что смута будет погружена во мрак со всех сторон, по причине чего невозможно будет различить истину. Из нее не будет выхода к верному пути, и невозможно в ней отыскать ни благо, ни правильное решение. Шейх ‘Абд ар-Рахман аль-Баррак.
3 — Изрек эти слова Малик бин Зайд Мана бин Тамим, увидев, как негоже и грубо его брат поит верблюдов. См. «Джамхара аль-Амсаль» 1/93, «Маджма’ аль-Амсаль» 1/86.
“а Са’д (сам) закутан” – Ко всему прочему, Са’д был еще и закутан, а закутанный человек не в состоянии как следует выполнить то дело, которым он занят, особенно что касается поения верблюдов, ибо за это дело, напротив следует приниматься засучив рукава.
Арабы цитируют эти слова в случае, когда кто-то выполняет дело в неправильной форме.
4 — Прямое указание на это содержится в Коране, в словах Всевышнего (смысловой перевод): «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (3:120).
Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Всевышний Аллах повелел верующим рабам проявлять терпение и богобоязненность. Если они будут выполнять это предписание, то козни их врагов не причинят им никакого вреда, потому что Аллах объемлет Своим знанием как самих неверных, так и злодеяния и козни, которые они замышляют. Он обещал мусульманам, что если они будут бояться Его, то никто не сможет навредить им, и они не должны сомневаться в этом обещании” См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр. 249.
5 — То есть всякий мусульманин имеет равные права и обязанности в отношении любой исламской страны.
6 — «Скажи: “Бегите же к Аллаху. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него…”» (51:50).
Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому аяту сказал: “«Бегите же к Аллаху», т.е. избегайте всего, что ненавистно Аллаху, и стремитесь ко всему, что угодно Ему. Бегите от невежества к знаниям, от безбожия к вере, от ослушания к покорности, от беспечности к благоразумию. Тот, кому удастся сделать это, усовершенствует свою веру и сможет обрести всё заветное и прекрасное и избежать всего скверного и неприятного.
Аллах назвал возвращение к Нему бегством, потому что только на пути Аллаха человек находит безопасность, радость и счастье, в то время как все иные пути чреваты неприятностями и ужасными последствиями” См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр. 811.
Почтенный шейх, выдающийся знаток хадисов Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!