Аскетизм и отречение от этого мира

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В отношении понятия «аскетизм и отречение от мира этого», что в исламе именуется, как «Зухд» есть две большие крайности:

Первая — это люди, которые оставили все мирское и стали нечто вроде попрошаек-бомжей, выдавая такой образ жизни за аскетизм.

Вторая — это те, кто и малейшего отношения не имеет к отрешенности от дунья и аскетизму, погрузившись в стремлении к мирским благам, что отвлекает их от мыслей о мире вечном!

Вот некоторые слова саляфов в разъяснении понятия «зухд» — отрешенность, аскетизм:

Суфьян ас-Саури сказал: “Зухд – это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды”. Уаки’ в “аз-Зухд” 1/222.

Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/140.

Абу Идрис аль-Хауляни сказал: “К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь получить за это награду (в мире ином), чем вернуть обратно утраченное”. Ахмад в “аз-Зухд” 96.

Хасан аль-Басри сказал: “Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: «Он лучше меня»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 291.

Имам Ахмад сказал: “Зухд – это отсутствие больших надежд на будущее и отказе от принадлежащего другим людям”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 297.

Абу Сулейман ад-Дарани: “Зухд (аскетизм) – это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/258.

Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.

Сулейман ад-Дарани: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 294.

Несмотря на то, что внешне эти определения саляфов и имамов нашей общины немного различны, в основе все эти толкования схожи и сводятся к одному общему понятию.

Что касается вопроса о любви к мирской жизни, то зачем любить то, что порицали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)?!

И сколько саляфов порицали любовь к миру этому, предостерегая от этого, поскольку эта любовь может увлечь человека настолько, что он может даже впасть в неверие! Ведь дунья является причиной куфра, нечестия и ослушания Аллаха. Уахб ибн Мунаббих говорил: “Три вещи из числа качеств неверия: Небрежность в отношении Всевышнего Аллаха; любовь к миру этому; и дурное предзнаменование (вера в приметы)”. Ибн Аби ад-Дунья в “Замм ад-дунья” 461.

А вот некоторые хадисы об этом:
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?» Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: «Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» Муслим 2957.

Со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» ат-Тирмизи 3/162. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3318.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Однако следует знать, что проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как: ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. “Сайд аль-хатыр” 1/27.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс