С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Следует отметить, что большинство имамов, среди которых Абу Ханифа, аль-Ауза’и, Малик, аш-Шафи’и, Абу Саур и это одно из мнений Ахмада, говорили, что оставлять непокрытыми кисти рук во время молитвы является дозволенным.
Некоторые другие имамы считали кисти рук постыдными частями тела, которые необходимо покрывать (‘аурат) и запретили обнажать их, будь то во время молитвы или вообще перед посторонними. Это мнение передают от Абу Бакра ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Хариса ибн Хишама аль-Махзуми – одного из известных таби’инов, которого включали в число семерых известных факъихов Медины, а также это одно из мнений, которое выбрал имам Ахмад.
Следует отметить, что этого мнения в основном придерживались именно ханбалиты, но они не были единогласны касательно этого вопроса, поскольку от Ахмада передавали два мнения на этот счёт. К примеру, дед шейхуль-Исляма Ибн Таймии – аль-Маджд и сам Ибн Таймия выбрали то мнение имама Ахмада, что кисти рук не обязательно покрывать во время молитвы, как и аль-Мардауи в «аль-Инсаф» посчитал это мнение более правильным в ханбалитском мазхабе. Также ханбалитский имам Ибн Муфлих сказал: “Второе мнение (в ханбалитском мазхабе) заключается в том, что кисти рук не ‘аурат, о чём однозначно говорится в «аль-‘Умда», в «аль-Ифадат», в «аль-Уаджиз», в «ан-Нихая» и др. И это выбрал аль-Маджд, Абу-ль-Баракат ибн Мунадджа, Ибн ‘Абдуль-Къауи в «ан-Назм» и сын ‘Убайдов в их комментариях, Ибн ‘Абдус в «ат-Тазкира», шейх Такъиюддин (Ибн Таймия) и др. Также этому мнению отдано предпочтение в «аль-Хауи аль-кабир», «Шарх Ибн Разин» и посчитали это достоверным в «Тасхих аль-мухаррар», и это является правильным мнением”. См. «аль-Фуру’» 1/477.
Некоторые поздние учёные посчитали покрытие кистей во время молитвы желательным поступком, дабы выйти из разногласия учёных, как это говорил шейх Ибн Баз, сказавший: “Но покрыть их (кисти рук во время молитвы) лучше, выходя тем самым из разногласия среди учёных”. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/412.
А некоторые учёные, которые считали, что лицо и кисти рук ‘аурат, говорили, что если женщину не видят посторонние мужчины, то она молится, не покрывая лицо и кисти рук, а если её видят посторонние, тогда она покрывает эти части, будь то во время молитвы или нет. Так говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/116.
Что касается довода тех, кто избрал мнение о необходимости покрытия кистей, как во время молитвы, так и перед посторонними, то имам Ибн Къудама сказал: “Что касается кистей рук, то мы уже упоминали, что касательно этого вопроса есть два мнения (от Ахмада). Одно из них гласит: “Не обязательно их покрывать”, как уже было упомянуто нами. А второе мнение гласит: “Покрыть их обязательно” исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Женщина – ‘аура», и эти слова являются обобщёнными, кроме того, что исключит довод”. См. “аль-Мугъни” 3/54.
Этот хадис является основным доводом тех, кто склонился к данному мнению.
Полный текст этого хадиса:
Со слов Ибн Мас’уда сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина – ‘аура. И поистине, стоит ей выйти (из дома), как шайтан делает так, что на неё начинают обращать взоры». ат-Тирмизи 1173, Ибн Хиббан 13/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “аль-Ируа” 273.
Однако необходимо отметить, что было разногласие касательно и достоверности этого хадиса и его понимания. Дело в том, что некоторые считали, что данный хадис достоверен в форме маукъуф, т.е. от сподвижника Ибн Мас’уда, а не марфу’ от Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Они считали достоверным именно то, что передаёт Абу-ль-Ахуас, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Удерживайте женщин в домах! Воистину, женщины – это ‘аурат! И воистину, когда женщина выходит из своего дома, то шайтан делает так, что на неё начинают обращать взоры, и он нашёптывает ей: «Ты не пройдёшь мимо кого-либо, не восхитив его!»” Ибн Аби Шейба 18649, ат-Табарани в “аль-Кабир” 9/241. Имам ад-Даракъутни, шейх Са’д аш-Шасри подтвердили достоверность. См. “аль-‘Иляль” 5/314, “Тахридж аль-Мусаннаф” 10/80.
К тому же все версии этого хадиса в форме марфу’ передаются от Къатады, которого обвиняли в тадлисе.
Но касательно этого шейх аль-Альбани говорит: “Къатада – мудаллис, известный своим тадлисом, и в числе мудаллисов его упоминал хафиз Бурхануддин ибн аль-‘Аджами в «ат-Табьин» (стр. 12), сказав: «Он известен этим (тадлисом)». Также поступил и хафиз Ибн Хаджар в «Табакъат аль-мудаллисин». И их опередил в этом (что Къатада мудаллис) аль-Хаким в «аль-Ма’рифа», но при этом он сказал: «Он из числа мудаллисов, которые не выходят за границы тех, чьи сообщения не принимают»”. См. “аль-Ируа” 1/94.
И из числа имамов, усомнившихся в достоверности этого хадиса со слов Посланника (мир ему и благословение Аллаха) – это Ибн Хузайма, который приведя разные пути этого хадиса, сказал: “Вместе с тем, я усомнился в достоверности этого хадиса по той причине, что я не сталкивался с тем, чтобы Къатада слышал это сообщение от Мууарракъа”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/94.
Но тем не менее этот хадис в форме марфу’ от Посланника (мир ему и благословение Аллаха) посчитали достоверным помимо шейха аль-Альбани такие имамы, как ад-Даракъутни в «аль-‘Иляль» (5/314) и Ибн аль-Къаттан в «Ахкам ан-назар» (137).
Что касается понимания этого хадиса, то многие учёные эти слова понимали следующим образом:
Женщина должна пребывать в своём доме, ибо она суть того то, что необходимо скрывать, и её появление так же постыдно, как и обнажение ‘аурата. Когда она выходит из дома шайтан искушает женщину и делает её искушением для мужчин, независимо от того, покрыта она в соответствии с Шариатом или нет. Именно поэтому в другой версии этого хадиса в продолжении Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает женщину пребывать в своём доме, где для неё всегда безопаснее и лучше. Этот хадис звучит так: «Женщина – ‘аура. И поистине, стоит ей выйти (из дома), как шайтан делает так, что на неё начинают обращать взоры. И поистине, ближе всего она к Аллаху тогда, когда пребывает в самой дальней части своего дома». Ибн Хузайма 1686, ат-Табарани в “аль-Аусат” 3036. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2688.
Это же понимание усиливает и упомянутый асар от Ибн Мас’уда, сказавшего: “Удерживайте женщин в домах! Воистину, женщины – это ‘аурат! И воистину, когда женщина выходит из своего дома, то шайтан делает так, что на неё начинают обращать взоры, и он нашёптывает ей: «Ты не пройдёшь мимо кого-либо, не восхитив его!»” Ибн Аби Шейба 18649, ат-Табарани в “аль-Кабир” 9/241. Имам ад-Даракъутни, шейх Са’д аш-Шасри подтвердили достоверность. См. “аль-‘Иляль” 5/314, “Тахридж аль-Мусаннаф” 10/80.
Говорит Ибн аль-Асир: “В хадисе: «Женщина – ‘аура», пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал саму женщину ‘ауратом, так как когда она появляется, стесняются так же, как стесняются когда обнажаются постыдные части тела”. См. “ан-Нихая” 3/319.
Эти же слова касательно данного хадиса передал шейх аль-Мубаракфури, соглашаясь с ними. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/337.
Сказал ат-Тыби: “Женщина – ‘аура будь она в своём доме или за его пределами. И в данном случае «‘аура» необходимо понимать, отталкиваясь от противоположного деянию шайтана, упомянутого в этом хадисе. То есть шайтан, наущая людей, не может ввести их в искушение до тех пор, пока женщина находится у себя в доме. А когда она выходит из своего дома, то в искушение впадает и сама и другие, так как женщина – ловушка шайтана. Когда женщина выходит, шайтан делает из неё ловушку, приукрашивая её в глазах мужчин. Он соблазняет мужчин ею и ввергает их в прелюбодеяние. Подобно охотнику, который расставляет сеть и кладет в неё приманку, чтобы завлечь дичь в свою сеть”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” 7/2272.
Шейх аль-Альбани касательно этого хадиса говорил: “Некоторые, проявляющие чрезмерную строгость к женщине, хотели взять этот хадис себе в качестве аргумента в пользу необходимости закрытия женского лица перед посторонними мужчинами, так как её лицо – ‘аура для них. Однако в нет нём абсолютно никакого довода в пользу этого мнения. Смысл этих слов, как сказал об этом Ибн аль-Асир в «ан-Нихая», заключается в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал саму женщину ‘ауратом, так как когда она появляется, стесняются так же, как стесняются когда обнажаются постыдные места. Конечно, без всяких сомнений, упомянутый в хадисе поступок шайтана распространяется и на женщину, с закрытым лицом. В любом случае, выходя женщина не перестает оставаться сутью того то, что необходимо скрывать. Таким образом, этот хадис не имеет отношения к вопросу ‘аурата женского лица в правовом терминологическом значении. Поразмышляй над этим без предвзятости”. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 6/424.
Одним словом, суть этого хадиса, по мнению многих учёных, не в определении границ ‘аурата женщин, а в том, что в любом случае женщина является искушением, покрыта она полностью или нет. И этот хадис также указывает на то, что наилучшее место для женщины – это стены её дома, а выходить ей следует по надобности.
Если же брать буквально хадис «Женщина – ‘аура», то следует тогда понимать его так, что даже глаза её и даже голос являются ‘ауратом, не делая никаких исключений, тогда как такого не говорят большинство из тех, кто считает лицо и кисти рук ‘ауратом, исключая из этого обобщённого хадиса глаза и голос женщины.
Теперь вернувшись непосредственно к покрытию кистей во время молитвы женщиной.
Как уже было упомянуто:
— Большинство учёных не считали это обязательным;
— Некоторые считали это обязательным, и это группа ханбалитов;
— Некоторые считали, что покрыть кисти лучше, хоть это и необязательно, так как тем самым женщина выходит из разногласия.
— Некоторые разделяли, говоря о том, что перед посторонними мужчинами следует покрывать лицо и кисти рук, будь это во время молитвы или нет, и говорили, что если женщину не видят посторонние мужчины, тогда не следует покрывать лицо и кисти рук.
— И наконец, были такие имамы, которые считали, что напротив, нельзя покрывать женщине во время молитвы ни лицо, ни кисти рук в любом случае, так как эти участки тела должны соприкасаться с землей во время земных поклонов. А что касается мнения тех, кто считал обязательным покрывать это даже во время молитвы, то они не приняли это в расчёт, посчитав это мнение отклонённым (шазз), противоречащим единогласному мнению (иджма’) учёных. Говорит хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр: “Передаётся от Абу Бакра ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Хариса ибн Хишама, что он сказал: «Всё тело женщины является ‘ауратом, даже её ногти». Я (Ибн ‘Абдуль-Барр) говорю: Нам неизвестно, чтобы кто-либо другой говорил бы то же самое, кроме Ахмада ибн Ханбаля, ибо от него тоже передаётся подобное мнение”. См. “аль-Истизкар” 5/444.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Это мнение Абу Бакра ибн ‘Абду-р-Рахмана (что даже ногти женщины ‘аурат) является выходящим за мнение обладателей знания по причине единогласного мнения учёных о том, что женщине следует совершать обязательную молитву так, что её руки и лицо должны быть обнажёнными и соприкасаться с землей. И учёные единогласны в том, что она не должна совершать молитву, будучи в никъабе, как и не должна надевать перчатки во время молитвы”. См. “ат-Тамхид” 6/365.
Кстати, единогласное мнение на этот счёт также до Ибн ‘Абдуль-Барра передавал имам толкователей Корана – Ибн Джарир ат-Табари, который после того, как привёл все мнения касательно толкования аята: «Пусть они (женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (ан-Нур 24: 31), сказал: “Ближе всех к истине из этих мнений – это слова тех, кто говорит, что в аяте («за исключением тех, которые видны») речь идёт о лице и кистях рук, к чему, следовательно, также относятся сурьма, кольцо, браслет и хна. И мы говорим о том, что это мнение правильнее из числа толкований по причине единогласного мнения всех о том, что молящийся должен закрывать свой ‘аурат во время молитвы, и женщина должна открывать своё лицо и кисти рук во время молитвы”. См. “Тафсир ат-Табари” 17/261.
Говорит хафиз Ибн аль-Къаттан: “Также в качестве довода на мнение своего мазхаба (маликитского) о дозволенности открытия лица и кистей рук аргументировался Исма’иль аль-Къады тем, в чём есть единогласное мнение касательно дозволенности обнажения лица во время молитвы, более того, обязательности этого”. См. “Ахкам ан-назар” 181.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!
Это то, что по милости Аллаха удалось собрать по этой теме.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!