Степень награды коллективной молитвы женщины

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Мнения ученых разделились по этому вопросу:

— Мнение о том, что молитва женщины в своем доме, даже если она совершает ее индивидуально, лучше и превосходит наградой ту молитву, которая она совершает в мечети вместе с коллективом.

Ученые, высказавшие это мнение, исходили из следующих хадисов:

«Наилучшие мечети для женщин – самые отдаленные части их домов» Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №1396.

«Не запрещайте женщинам ходить в мечети, хоть [совершать молитву] в своих домах лучше для них» Достоверность хадиса подтвердил Ахмад Шакир. См. «Муснад Ахмад» 7/234.

«Поистине самой любимой молитвой для Аллаха, совершаемой женщиной, является та молитва, которую она совершает в самой темной части своего дома» Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Хузайма» №1691, №1692.

Чем место более укромное и скрытое для молитвы, тем для женщины лучше.

‘Абдуллах бин Суейд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) со слов своей тети Умм Хумайд (да будет доволен ею Аллах) рассказывал о том, как “однажды она пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О, Посланник Аллаха, я люблю молиться с тобой”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной. Однако твоя молитва в твоей комнате, лучше для тебя, чем твоя молитва в твоей прихожей комнате, а твоя молитва в твоей прихожей комнате лучше для тебя, чем твоя молитва в твоем внутреннем дворе, а твоя молитва в твоем внутреннем дворе лучше для тебя, чем твоя молитва в мечети твоего племени, а твоя молитва в мечети твоего племени лучше для тебя, чем твоя молитва в моей мечети». После этого по ее велению ей устроили место для молитв в самой дальней и самой темной части ее дома, и она совершала там молитвы, пока не встретилась с Аллахом” Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Хузайма» №1689.

«Молитва женщины в своей комнате лучше, чем ее молитва в прихожей комнате, а ее молитва в своем чулане лучше, чем ее молитва в своей комнате» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №3833.

И других сходных по смыслу хадисов.

Аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к словам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…хоть [совершать молитву] в своих домах лучше для них» сказал: “То есть, их молитвы в своих домах лучше для них, нежели совершение ими молитв в мечети, если бы только они знали это. Но они не знают этого и просят пойти в мечеть для коллективной молитвы, убежденные, что их награда в мечети больше. А причина же, по которой женщинам лучше совершать молитву дома заключается в том, что так обеспечивается безопасность от искушения и соблазна. Особенно это актуально сейчас, когда женщины стали принаряжаться и выставлять напоказ свои красоты и украшения, [которые должны быть скрыты]” См. «Нейль аль-Аутар» 3/157.

Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) комментируя хадис: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом, превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…» аль-Бухари №647, сказал: “В этом хадисе указание на то, что молитва женщины, совершаемая вместе с коллективом, не превосходит кратно [иные молитвы], поскольку молитва, совершаемая ею в своем доме для нее лучше и предпочтительней” См. «Фатх аль-Бари» 4/34.

А хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) разъясняя хадис о семерых, которых Аллах укроет в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его, один из которых – мужчина «сердце которого подвешено в мечетях», высказал мнение, что это касается исключительно мужчин, поскольку для женщины лучшим является совершение молитвы у себя дома, а не в мечети. См. «Фатх аль-Бари» 2/147.

Шейху Ибн ‘Усаймину (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: “Известно, что коллективная молитва в отношении женщин не является обязательной. Однако если женщина совершает молитву вместе с коллективом в мечети, или в двух заповедных мечетях, будь это в Рамадане или в иное время, или же совершает молитву в молельных комнатах в школах для девушек, будет ли иметь ее коллективная молитва то достоинство, которое имеет коллективная молитва мужчин? Прошу разъяснения данного вопроса, да проявит Аллах к Вам добро!”

Шейх (да смилуется над ним Аллах) ответил: “Женщина не из числа тех, кто совершает молитву коллективно. То есть: ей не велено посещать коллективные молитвы, ей лишь дозволено это. Исключением является праздничная молитва, на которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал женщинам выходить. Однако [выходя на молитву] они не должны быть принаряженными и выставлять напоказ свои красоты и украшения, [которые должны быть скрыты].

Раз дело обстоит, таким образом, то кратное превосходство коллективной молитвы касается исключительно мужчин, поскольку это им велено в обязательном порядке совершать молитву коллективно. Именно поэтому текст хадиса звучит так: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом, превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…».

Исходя из этого: женщина не получает ту награду, которую получают мужчины за коллективную молитву. Более того, ученые разошлись во мнениях о правомерности коллективного совершения молитвы женщинами отдельно от мужчин, в молельных комнатах устроенных в домах или в школах.

Некоторые сказали, что и в отношении женщин, коллективное совершение молитв является сунной1. Другие же сказали, что им дозволено совершать молитву коллективно. Иные же сказали, что женщинам нежелательно коллективно совершать молитву” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль Ибн ‘Усаймин» 15/62.

В соответствии этому мнению, при совершении праздничных молитв, женщины становятся равными мужчинам в достоинстве коллективной молитвы, поскольку им повелено посещать эти молитвы.

Ибн Дакык аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Раз женщине желательно выходить в мечеть [на молитву], то необходимо, чтобы она наравне с мужчиной [получала такую же награду за нее]” См. «Ихкам аль-Ахкам Шарх ‘Умда аль-Ахкам» 1/193.

— Мнение, гласящее о том, что коллективная молитва женщины имеет такое же превосходство, как и коллективная молитва мужчины, в независимости от того, совершает она молитву только в женском коллективе, или же в мечети с мужчинами.

Таковым было мнение последователей захиритской, шафиитской и ханбалитской правовых школ.
Исходили они из общего смысла хадиса: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» аль-Бухари №645.

А хадис: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом…» и другие хадисы, в которых упоминается слово «мужчина» они объяснили тем, что в основном священные тексты обращены мужскому полу. Однако любое обращение к мужчинам, с каким-либо установлением шариата, охватывает также и женщин, если только нет текста указывающего на то, что женщины не входят в данное обращение. То есть, на женщин распространяются все предписания, относящиеся к мужчинам, если не имеется указаний на то, что какое-то из предписаний касается только мужчин. Извлекается данное шариатское правило из хадиса: «Женщины – родные сестры мужчин» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 2333.

Другие же хадисы, которые побуждают женщину совершать молитвы у себя дома, они объяснили тем, что эти хадисы побуждают женщину скрываться от посторонних глаз, ограждать себя и других от искушения и соблазна, а в этом плане оставаться в своем доме для женщины безопаснее и лучше.

Когда шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: “Нас более шести женщин, живущих в одном доме. Иногда время некоторых обязательных молитв застает нас дома, и мы совершаем их индивидуально. Некоторые наши родственники во время своего визита к нам, посоветовали, чтобы мы совершали молитвы коллективно, объяснив, что тем самым мы достигнем достоинства коллективной молитвы. Правда ли это?”

Он (да смилуется над ним Аллах) ответил: “Для женщин не является обязательным совершение молитвы коллективно, но если они совершат ее коллективно, то нет в этом ничего плохого, и если каждая совершит молитву индивидуально, в этом также не будет проблем. Однако если они совершат молитву коллективно, то мы надеемся, что они получат достоинство коллективной молитвы” См. «Маджму’ Фатауа уа Макалят Мутанууи’а» 12/86-87.

Ученые постоянного комитета КСА сказали: “Лучше если женщины станут совершать молитву дома коллективно. Руководящая молитвой, при этом стоит вместе с ними посредине первого ряда. А руководит ими та, которая больше всех читает Писание Аллаха2 и больше всех знает установления религии” См. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима» 8/213.

Хочу также обратить Ваше внимание на то, что к словам шейха Ибн ‘Усаймина (да смилуется над ним Аллах): “…Некоторые сказали, что и в отношении женщин, коллективное совершение молитв является сунной1”

Следует отметить, что существует мнение о том, что не всякая коллективная молитва мужчин приравнивается к двадцати пяти молитвам и имеет превосходство над индивидуальной молитвой.

Так, например, первая молитва в мечети с большим количеством людей будет намного превосходить по награде молитву, например, пятерых, которые молятся у себя дома. Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». Тот спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.

Также имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) считал, что в хадисах, в которых сказано о превосходстве групповой молитвы над индивидуальной, имеется в виду та молитва, которая совершается в мечети. См. “Иршад ас-сарий” 2/26.

Имам Абу Наджим (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Тот, кто совершил групповой намаз со своей семьей, не получает награды джама’ат намаза, если только у него не была веская причина”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 196.

Если такое разногласие существует относительно коллективной молитвы мужчин, то, что же тогда говорить о коллективной молитве женщин?

Правильным мнением представляется первое, ибо хадисы, упомянутые первой группой ученых, конкретизируют хадисы с общим смыслом, которыми вторая группа ученых аргументирует свою точку зрения.

Но мусульманкам не стоит расстраиваться, ибо как говорил шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах): “Какая бы дверь, откуда исходит вред людям, не закрывалась бы, для них обязательно открываются врата благ, и хвала за это лишь Аллаху!” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль Ибн ‘Усаймин» 11/123.

Если посещение женщинами мечети может стать причиной искушения и соблазна, и по этой причине ей желательно совершать молитвы у себя дома, и она лишается той степени награды за коллективную молитву, которую получают мужчины, то ведь Всевышний взамен одарил их множеством других превосходств.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Подготовил и перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси

12 Зу аль-Ка’да 1433 г.х.
28/09/2012.

__________________________________________________________
1 — Умм Уарака (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что “пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей руководить коллективной молитвой ее домочадцев” Хадис достоверный. См. «Ируа аль-Галиль» №493.

Также существуют другие достоверные предания о том, что ‘Аиша и Умм Саляма (да будет Аллах доволен ими обеими) руководили женскими коллективными молитвами. См. ‘Абд ар-Раззак №5082, №5086, ад-Даракутни 1/404, аль-Байхаки 3/131, Ибн Абу Шейба 2/88-89.

То есть, есть повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) а также действие ‘Аиши и Умм Салямы (да будет Аллах доволен ими обеими) указывают на желательность, и как минимум на правомерность совершения женщинами в доме коллективной молитвы.

2 — 5-ый вопрос 5069 фетвы: “Что означают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…кто больше всех читает Книгу Аллаха»1 , кто больше знает из Корана на память или кто лучше понимает его смысл?”

Ответ: “Смысл слов «кто больше всех читает Книгу Аллаха» — лучший из вас голосом и правильностью чтением, а также под этими словами подразумевают большее знание Корана на память, и лишь Аллах оказывает содействие, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада его семейство, сподвижников и приветствует их”.

Постоянный комитет по научным исследованиям и вынесению фетв.
Члены комитета: ’Абдуллах бин Ку’уд, ’Абдуллах бин Гудаян.
Заместитель председателя комитета: ’Абд ар-Разак ’Афифи.
Председатель комитета: ’Абд аль-’Азиз бин ’Абдуллах бин Баз.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс