С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Каждый мусульманин и мусульманка обязаны совершать молитву полноценно, стоя, с ее поясными и земными поклонами. И все эти положения являются условиями молитвы, оставление чего делает ее недействительной. И нет среди ученых разногласий относительно этого. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/89, “аль-Муфхим” 2/342.
Однако есть такие ситуации и положения, когда молитву можно совершать сидя, пешком и даже лежа. Приведем с дозволения Всевышнего Аллаха эти положения:
О совершении молитвы сидя или лежа по причине состояния здоровья
‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку»”. аль-Бухари 1117.
Это касается каждого, кто испытывает затруднение с полноценным совершением молитвы, будь то больной, беременная и т.п. Имам Ибн Къудама сказал: “Ученые единогласны в том, что тот, кто не в состоянии совершать молитву стоя, может молиться сидя”. См. “аль-Мугъни” 1/443.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил больного и увидел, что тот совершает молитву лежа на подушке. Он взял подушку и отбросил ее в сторону. Тогда тот человек взял трость, чтобы молиться, опираясь на нее, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял трость и отбросил ее в сторону, сказав ему: «Молись на земле, если можешь. Если же нет, то обозначай поклоны движениями головы, при совершении земного поклона склоняя ее ниже, чем при совершении поясного поклона». аль-Байхакъи 2/306. Хадис достоверный. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/97.
Этот хадис ясно указывает на то, что человек не должен прибегать к совершению молитвы сидя или лежа, если только он действительно не в состоянии совершать ее полноценно.
Ученые разошлись относительно границ «трудности», которые позволяют человеку по состоянию здоровья совершать молитву сидя. Например, имам Ибн Къудама передал слова от Михрана ибн Хусайна, что если кто-то по мирским делам в состоянии стоять и передвигаться, то не позволительно ему не стоять таким же образом и в молитве. А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абдуллах сын Ахмада рассказывал: «Моего отца как-то спросили о больном: «Когда ему следует молиться сидя?» Он ответил: «Если стояние его ослабляет». А Исхакъ не делал условием отсутствие возможности, а считал достаточным наличие затруднения. И известно у шафиитов, что отсутствие возможности – это наличие сильной трудности в стоянии, или же опасение увеличить тем самым болезнь, или погибель”. См. “Фатхуль-Бари” 2/470.
А шейх Ибн ‘Усаймин о границах «трудности» сказал, что если человек делая молитву стоя, испытывает трудности и беспокойство, теряет из-за этого смирение в молитве и совершая ее, желает поскорее дочитать суру «аль-Фатиха», чтобы сделать поясной поклон, то это и есть состояние, когда человек может делать молитву сидя. См. «Шарх аль-мумти’» 4/461.
Таким образом, если больной не может спокойно и полноценно делать молитву стоя или совершать земные поклоны, то с него снимается именно то, что он не может, и он делает то, что может.
Например, если ему тяжело стоять, то он делает намаз сидя, однако не оставляет сразу все обязательные элементы намаза, а например если может, то встает на поясной поклон, а потом снова садится. Однако, если больному тяжело совершать именно земной поклон из-за операции и т.п., но при этом он может спокойно стоять в молитве, то ему не позволено совершать ее всю скажем лежа. Как гласит важное шариатское правило: “То, что невозможно достичь полностью, не оставляется полностью”. См. “Маусу’атуль-къауа’ид аль-фикъхия” 8/954, “Бахджату къулюб аль-абрар” 185.
О совершении молитвы сидя, верхом или пешком по причине сражения, опасности, и т.п.
Что же касается опасности во время сражения, различных затруднений и т.п., то в подобных случаях можно совершать обязательную молитву верхом на животном или в транспорте. Всевышний Аллах сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (аль-Бакъара 2: 239).
Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл этого аята: «Если вы не в состоянии совершить молитву смиренно и надлежащим образом по причине страха, то делайте ее пешком передвигаясь или же верхом на животном». Это во время сражения, когда человек молится пешком или верхом, по направлению к Каабе или нет, имитируя жестами поясные и земные поклоны, делая земной поклон ниже, чем поясной. Также, если на человека нападает хищник или он спасается от потопа и бежит вперед, то дозволено совершать молитву жестами”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/290.
Аль-Азракъ ибн Къайс рассказывал: “Однажды, когда во время боевых действий с хариджитами, я увидел совершавшего молитву человека (это был сподвижник Абу Барза аль-Аслями), который не выпускал из рук узды своего коня. И вдруг конь тронулся с места, а этот человек последовал за ним. И тогда один из хариджитов принялся повторять: “О Аллах, накажи этого старца!” — когда же этот старик закончил молиться, он сказал: “Поистине, я слышал ваши слова, но я принимал участие в шести (или: в семи; или: в восьми) военных походах вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и видел, какую снисходительность он проявлял в подобных случаях! А мне, конечно, было лучше отойти назад вместе с конем, чем позволить ему убежать и вернуться на привычное место, так как тогда я оказался бы в трудном положении”. аль-Бухари 1211.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Дозволяется совершать обязательную молитву на верховом животном, если есть опасение отстать от своих спутников (по причине полноценного совершения молитвы)”. См. «аль-Ихтиярат аль-‘ильмия» 74.
Шейх Ибн аль-Къасим сказал: “Если человек боится отстать от своих спутников в случае, если он спустится с животного (для полноценного совершения молитвы) или же опасается за себя, то он может молиться верхом. Так же если ему тяжело забраться на животное после того, как он спустится, он может молиться верхом. И он должен (во время молитвы на животном) повернуться в сторону Каабы, если может сделать это”. См. “Хашия ар-рауд” 3/356.
О совершении молитвы в транспорте
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о совершении молитвы на корабле, он ответил: «Молись стоя, если только не боишься утонуть». ад-Даракъутни 152, аль-Баззар 68, аль-Хаким 275. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Этот хадис указывает на то, что основа – это полноценное совершение молитвы, которое спадает при отсутствии возможности ее сделать, как следует.
Шейх аль-Альбани сказал: “Положение молитвы в самолете такое же, как и на корабле. Следует молиться стоя, если это возможно. Если же нет, то сидя, имитируя поясные и земные поклоны”. См. “Асль ас-сыфа ас-саля” 1/102.
Тот, кто едет на машине, или поезде, или корабле, или самолете и он опасается того, что время установленное для молитвы выйдет прежде, чем он остановится или достигнет своего места, или у него нет возможности остановить машину для полноценного совершения молитвы и т.п., то он обязан совершить обязательную молитву в пути. И он обязан повернуться в сторону Каабы, если есть для этого возможность. Также он обязан совершать все обязательные условия молитвы, которые способен совершить. И если человек не в состоянии в транспорте совершать молитву стоя, однако может делать земной поклон, находясь скажем на койке в вагоне и т.п., то ему нельзя оставлять совершение того, что он может сделать полноценно. Если же для человека в пути на транспорте является сложным повернуться в сторону Каабы или же выполнить какое-либо обязательное движение молитвы, то эта обязанность снимается с него. И человек обязан совершать молитву своевременно, даже если при этом он будет не в состоянии совершить некоторые обязательные столпы молитвы. Все это имеет отношение к словам Всевышнего Аллаха, который сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16).
Однако, если человек является путником и знает, что непосредственно в поездке совершить молитву полноценно не получится, то если есть возможность ему следует объединить молитву до пути, или же после пути по прибытию, если прибытие совпадает с подходящими для объединения молитвами. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/120-124, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 15/244-252.
О том, что добровольные молитвы можно делать как стоя, так и сидя и даже лежа без каких-либо причин, однако награда за такую молитву не будет полноценной
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр верхом на животном, в какое бы направление не шло животное. Но он не совершал на верховом животном обязательные молитвы”. Муслим 700.
‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о молитве сидя, и он сказал:«Если совершит стоя, то это лучше, а если совершит сидя, то ему пол награды совершившего намаз стоя. А если совершит лежа, то ему пол награды совершившего сидя»”. аль-Бухари 1115.
Имам ат-Тирмизи, который также приводил этот хадис в своем сборнике, сказал: “Некоторые ученые говорили, что это касается добровольных молитв! Хасан аль-Басри говорил: “Если человек желает, то он может совершить добровольную молитву и стоя, и сидя и лежа!” Суфьян ас-Саури относительно этого хадиса сказал: “Молитва сидячего – это пол награды стоячего, касается здорового, кто делает так без причины. А что касается того, кто совершает сидя молитву по причине болезни или еще какой-либо веской причины, то ему запишется награда как у совершившего намаз стоя”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/209-210.
Однако молитва, которую совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидя, даже без причины, была полноценной по награде. ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мне сообщили, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва, совершаемая сидя – это половина молитвы». Тогда я пришел к нему и обнаружил, что он молится сидя. Я положил руку на его голову, и он спросил: «Что с тобой, ‘Абдулла ибн ‘Амр?» Я сказал: “О посланник Аллаха, ты говорил: «Молитва, совершаемая сидя – это половина молитвы», а сам молишься сидя”. На что он ответил: «Конечно, но поистине, я не подобен кому-либо из вас»”. Муслим 735.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в комментарии к этим словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Т.е. награда моей молитвы, которую я совершаю сидя, подобна награде молитвы, совершаемой стоя. Ибн Хаджар говорил: «Из особенностей пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что награда его добровольных молитв, которые он совершал сидя, была подобна награде совершаемых молитв стоя, независимо от того, делал он их сидя по причине или же без»”. См. “Миннатуль-мун’им” 1/463.
Можно ли совершить молитву в транспорте, верхом или без земного поклона по причине дождя и слякоти?
Многие мусульмане часто задаются вопросом: «Можно ли совершить молитву в машине или на скамейке и т.п. во время дождя и слякоти, если при полноценном совершении молитвы испачкается одежда грязью или это создаст затруднение при совершении земного поклона из-за наличия воды?»
Относительно этого вопроса есть разногласия среди ученых. Группа ученых считала это недозволенным и не веской причиной для того, чтобы оставлять такие столпы молитвы, как стояние, поясной и земной поклоны. При этом они опирались на известный хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Мы совершали затворничество в мечети вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в течение второй половины Рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Поистине, мне было возвещено о Ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамадана. И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине. И пусть же тот, кто совершал затворничество вместе с посланником Аллаха, вернется обратно», и мы вернулись. В то время мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу”. аль-Бухари 2016.
Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения в подобной обстановке молитвы в лужу или в грязь, как и нет запрета совершать молитву верхом в подобной обстановке. Имам Ибн Къудама сказал: “Хадис от Абу Са’ида касается Медины, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в своей мечети. И внешне хадис указывает на то, что грязи (глины) было мало, и она не касалась ничего, кроме носа и лба. Однако дозволяется это (не совершать земной поклон на землю) когда грязи много и она испачкает одежду и тело, а также земной поклон повлечет вред”. См. «аль-Мугъни» 2/325.
Другие ученые сказали, что в подобной обстановке можно совершать молитву верхом на животном, и в качестве довода они опирались на хадис Я’ли ибн Мурры ас-Сакъафи (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, мы оказались в тесном месте, и начался дождь. Наступило время молитвы, под нами было мокро, а сверху дождливое небо. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел Билялю произнести азан и икъама, выдвинулся вперед и совершил с людьми молитву верхом на своем животном. И он имитировал жестами (поясные и земные поклоны), наклоняясь во время земного поклона ниже, чем при поясном”. Ахмад 4/173, ат-Тирмизи 411, ад-Даракъутни 1429, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/256.
Но ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Например, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили называл иснад этого хадиса достоверным, а имам ан-Науауи называл его сильным. См. «аль-Маджму’» 3/106, “аль-Ахкам аль-уста” 2/41. Но имам аль-Байхакъи, Ибн аль-Къаттан и Ибн аль-‘Араби считали этот хадис слабым по причине неизвестности передатчика ‘Умара ибн ‘Усмана. См. “ат-Тальхыс” 1/212. И шейх аль-Альбани также склонился к тому, что данный хадис слабый.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Что касается хадиса от Я’ли ибн Мурры, то иснад его слабый, однако смысл его правильный. Молитва в слякоти на верховом животном, совершенная жестами, является действительной, если человек опасается выхода времени молитвы и не может спуститься (с животного) из-за тесного места, или же из-за причины грязи и воды”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/202.
И то же самое говорил шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр, приводя этот хадис в качестве довода на то, что при нужде можно совершать и обязательную молитву верхом.
Также те, кто считал, что грязь и вода являются причиной, дозволяющей совершать молитву верхом, в качестве довода опирались на поступок сподвижника – Анаса ибн Малика. Анас ибн Сирин рассказывал: “Как-то мы выдвинулись с Анасом ибн Маликом из Куфы и достигли места Атыт, то земля была глинистая и мокрая. Он совершил (по этой причине) обязательный намаз на верховом животном, а затем сказал: «Я никогда не совершал обязательную молитву верхом до этого дня»”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики заслуживают доверия. И имам аш-Шаукани подтвердил его достоверность. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/162, “Найлюль-аутар” 3/534.
После того, как имам ат-Тирмизи привел вышеупомянутый хадис от Я’ли ибн Мурры, он сказал: “Также передается и от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что во время дождя и грязи он совершил молитву верхом на животном. И на это опирались обладающие знанием, и это мнение Ахмада и Исхакъа”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/268.
Имам Ибн Къудама сказал: “Если совершение земного поклона наносит вред, и человек опасается намочиться, испачкать слякотью руки и одежду, то он может совершить молитву на верховом животном, обозначая земные поклоны наклоном. Если же он не на животном, то он имитирует земной поклон, и не обязан совершать его на землю. От Анаса передается, что он совершил молитву на своем верховом животном из-за воды и слякоти. Такой же поступок передается и от Джабира ибн Зайда. И поступать так велели Тауус и ‘Уммара ибн Гъазия”. См. “аль-Мугъни” 2/323.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!