С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Меня радует тот факт, что я довожу до сведения моих братьев одну из самых важных проблем нашего времени, которая существует не только в исламском, но и в других обществах, а это проблема молодежи. Иногда случается так, что молодежь связывает свои сердца с идеологическими и психологическими проблемами, а после, начинают искать пути которые могли бы вывести их от постигших их растерянности и бед. Нет сомнения в том, что это может осуществиться только лишь с помощью религиозных и нравственных ценностей, которые являются основой общества и критерием для этой и будущей жизней. Добиться блага и избавится от бед и несчастий можно только лишь при помощи данных двух факторов.
Государство строится с теми людьми, которые населяют её, а религия сохраняется при помощи тех людей, которые соблюдают её. Если люди станут содействовать и возвеличивать религию и слова Всевышнего Аллаха, то Аллах окажет им Свою помощь, не смотря на большое количество их врагов. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Мухаммад, 7).
Если религия возвеличивается при помощи её приверженцев, то мы, приверженцы Ислама, носители этого названия должны возвеличивать нашу религию, и просить Аллаха, чтобы Он привел нас к успеху и утвердил наши стопы на этом пути. Так же, мы должны разъяснять сторонникам истины свет истины, а для сторонников заблуждения, мы должны приводить угрожающие высказывания прошлых поколений, а для этого нам следует обратиться к высказываниям и деяниям, которые содержатся в Коране и Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Для следования по правильному направлению и с точки зрения призыва к истине, мы должны черпать знания с обоих источников, после чего нам следует воплощать в жизнь то, что мы изучили.
Безусловно, наше дело не должно состоять из голословных заявлений. Если сказанное человеком не будет отражаться на его деяниях, то эти слова не принесут пользы и приведут его к обратному результату. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (ас-Сафф, 2-3).
Начать разговор о нашей молодежи, о дальнейшем развитии их правильных идей и воззрений, и исправлении их заблуждений, было бы целесообразней с самого начала. Сегодняшняя молодежь, это будущие мужчины, от которых будет зависеть будущее этой уммы. По этой причине, шариатские тексты настоятельно рекомендуют проявлять хорошие отношения к ним и указывать им то направление, которое приведет их к благу и истине. Если молодежь, которая считается будущим общины, будет придерживаться правильного пути и если эта правильность утвердиться на сильной основе религиозных и нравственных ценностей, то общину ждет светлое будущее, и молодое поколение, которым с дозволения Аллаха сможет гордиться пожилое поколение.
Краткое описание молодежи
Если обратить внимание на молодежь, в общем, то мы можем сказать, что они делятся на три группы: следующие истине, заблудшие и колеблющиеся.
Первая группа молодежи
Что касается тех молодых людей, которые следуют истине, то они веруют во все то, что включает в себя данное слово (то есть слово истина). Эти молодые люди веруют в свою религию, проявляя к ней любовь, убеждены в ней и довольны тем, что они следуют этому пути. Это те, которые считают приверженность к этой религии ценностью, а лишение этой религии явным заблуждением.
Эти молодые люди посвящают религию Одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей и поклоняются только Ему. Так же, они выполняют то, что им было велено Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха) из слов и деяний, и избегают того, от чего он их предостерег, тем самым показывая свое подчинение ему. Они делают это, так как верят в то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является Посланником Аллаха и достойным подчинения руководителем. Они так же верят в то, что молитва (салят) приносит пользу и благо в обоих мирах как отдельным личностям, так и обществу в целом. Они убеждены, что оставление молитвы является причиной бедствий, которые могут обрушиться как на отдельные личности, так и на целые народы. Поэтому они крепко держатся за молитву и совершают ее наилучшим образом.
Они выплачивают закят тем, кому предписано его выплачивать, ничего не убавляя от него, и убеждены в том, что он удовлетворяет нужды Ислама и мусульман. Закят является одним из пяти столпов Ислама.
Эти молодые люди сдерживают свои душевные и мирские пристрастия в месяц Рамадан посредством поста. Они убеждены в том, что это является из тех деяний, которыми доволен Всевышний и отдают предпочтение богоугодным деяниям перед пристрастиями души.
Так же эти молодые люди добровольно совершают паломничество к Дому Аллаха (Хадж), так как они любят Аллаха и Его Дом, и желают посещать вместе с мусульманами те места, в которых царит прощение Всевышнего Аллаха. Именно эти молодые люди любят Аллаха, Творца небес и земли и веруют в Него. Поистине признаки Его Могущества способны увидеть только те, которые не оставляют и тени сомнений в Его существование. Они видят точный распорядок в бескрайней и потрясающей вселенной и тем самым осознают признаки Могущества и Величия Аллаха. Поистине вселенная не могла быть создана случайно или возникнуть сама по себе, так как она не существовала до того как появилась, а то что не существовало до своего появления, не может считаться создателем. Для того чтобы вселенная пришла в движение, Всевышний Аллах установил в ней неизменные и не поддающиеся нарушению, соразмерные законы и правила, поэтому она не могла возникнуть случайно. Всевышний Аллах сказал: «Ты не найдешь замены для установления Аллаха» (аль-Фатыр, 35:43). Всевышний Аллах так же сказал: «Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным» (аль-Мульк, 67:3-4). Таким образом, установление вселенной на основе упомянутых соразмерных законов и правил, является помехой для утверждения её случайного появления. Ведь законы, касающиеся того, что было создано случайно, тоже были бы случайными, и тогда вселенная каждый миг сталкивалась бы с различными изменениями.
Эти молодые люди так же уверовали в ангелов Всевышнего Аллаха, так как об этом повествуют Аллах в Своей Книге и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне. Упоминание их качеств в Коране и Сунне, а так же совершаемых ими видов поклонений и деяний на благо творениям, доказывает их существование.
Так же эти молодые люди верят в Писания, которые Всевышний Аллах ниспослал Своим посланникам, чтобы указать им истинный путь. Потому что, человеческий разум неспособен (самостоятельно) познать разъяснение истинной реальности поклонения и иных деяний.
Так же они верят в пророков и посланников, которых Аллах направил к людям, чтобы те призывали людей на истинный путь, побуждали их к одобряемому и удерживали от порицаемых деяний, и чтобы у людей не осталось довода против Аллаха. Первым из посланников был Нух (мир ему), а последним Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
Они верят в Судный День, когда людям воздастся сполна за совершенные ими деяния после того, как они будут воскрешены. Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (аз-Зильзаля, 7-8). Поистине это исход всякого деяния совершенного в этом мире. Ведь если бы ни день, когда люди будут вознаграждены за свои благодеяния и наказаны за совершенные ими злодеяния, то не было бы смысла и мудрости в этой жизни.
Они верят в то, что как добро, так и зло происходит по предопределению Аллаха. Вместе с верой в предопределение Аллаха, они так же верят в причины и в вытекающие из них результаты. Поистине как у счастья есть свои причины, точно так же у несчастья свои причины. Они готовы подчиняться Аллаху и Его Посланнику, соблюдать Его Книгу, давать наставления правителям мусульман и мусульманам в целом. В отношениях с мусульманами они не поступают лживо, лукаво и скрыто. Они поступают с людьми так же, как хотели бы, чтобы люди поступали с ними.
Они призывают людей на путь Аллаха на основании явных доказательств, поступая в соответствии с теми правилами которые Всевышний Аллах узаконил посредством Своей Книги. Всевышний Аллах сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль, 16:125).
Так же, они убеждены в том, что в призыве к одобряемому, и удерживании от порицаемого есть благо и счастье для людей и по этой причине, они с большой охотой воплощают в жизнь это благородное дело. Всевышний Аллах сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Али Имран, 3:110).
Они стремятся устранить порицаемое, в соответствии с тем как это приказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит [нечто] порицаемое, изменит это собственноручно. Если он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит порицаемое] своим языком, а если не сможет [и этого], то — своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры» (Сахих Муслим, глава «Признаком веры являются попытки изменить порицаемое руками, языком или сердцем», хадис №49).
Они говорят слово истинное и воспринимают только истину. Истина ведет к добру, а добро приводит в Рай. Человек говорящий только истину и следующий ей, записывается у Аллаха как правдивый муж. Они просят добра для всех мусульман, покоряясь словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» (Сахих аль-Бухари, «Книга веры», хадис №13; Сахих Муслим, «Книга веры», хадис №45).
Они, чувствуя ответственность перед Аллахом, общиной и государством отдаляются от самолюбия и эгоизма, и усердствуют на пути религии и интересах народа. Они ведут борьбу на пути Аллаха не ради славы или показухи, а проявляя искренность. При этом они не высокого мнения о себе, не полагаются на собственные силы, а просят помощи у Аллаха, связывая с Ним свои сердца. Они ведут борьбу на пути Аллаха в рамках религии, не впадая в крайности и не проявляя халатности. Они ведут борьбу словом, органами и имуществом, расходуя его на нужды Ислама и мусульман.
Они обладатели прекрасного нрава и соблюдают свою религию наилучшим образом. Наряду с благим нравом, соблюдением правильного пути в религии, мягкости, великодушия, щедрости, чистосердечия, они так же терпеливы и стойки. Они не оставляют свой разум во власти своих страстей и их действия заранее обдуманы и мудры. Эти организованные, сдержанные молодые люди, наряду с убежденностью, действуют так же мудро и молчаливы. Они тратят свое время на полезные для себя и всей общины дела, не губя при этом даже один миг своей жизни.
Они избегают неверия, безбожия, нечестия, непокорности, безнравственности и нежелательных действий, таким образом, оберегая свою религию, нрав и действия. Эта категория молодежи является гордостью общины, символом её жизни, её счастьем, а так же они являются представителями её религии. Мы просим Аллаха, чтобы Он защитил их от тех действий, которые могут привести к осложнению положения Ислама и мусульман, и озарил для них путь Ислама. Поистине именно эти молодые люди являются преуспевшими в обоих мирах!
Вторая группа молодежи
Это молодые люди, впавшие в заблуждение в вероубеждении, которых не заботит путь, по которому они следуют, они самодовольны и не стесняются демонстрировать свои недостатки. Они не принимают истину от других, и в то же время не избавляются от своего заблуждения. Они настолько эгоистичны в своих действиях, будто они созданы для этого мира, а мир создан только для них. Это не покоряющиеся истине и не оставляющие свои заблуждения упрямцы.
Они не задумываются о том, что нарушают права Всевышнего Аллаха и Его рабов. Они своевольцы, утратившие баланс в своих мыслях, поведении и действиях в целом. Они настолько самонадеянны в своих мыслях, будто бы истина отражена только в их словах. Они полагают, что отдалены от грехов, в то время как остальные в них погрязли. Эти молодые люди сошли с истинного пути в своей религии, а в своих действиях вышли за пределы традиций общества. Они приукрашивают для самих себя совершаемые ими злодеяния, и являются людьми потерпевшими убыток, деяния которых были сгублены в этом мире. Однако они считают самих себя обладателями праведных деяний.
Подобные люди не приносят успеха для самих себя и являются причиной бед для общества. Они так же являются причиной униженности их общества и помехой на пути к её величию. Они подобны микробам, вызывающим смертельные и тяжелые болезни. Этого могут избежать лишь те, над кем смилостивился Аллах. Поистине Он способен на всякую вещь!
Третья группа
В данную группу входят молодые люди, которые стоят на перепутье и проявляют нерадивость и нерешительность в познании истины, и в полной убежденности в ней. Несмотря на то, что они живут в защищенном обществе, они все же оказываются лицом к лицу со всяким злом. Перед ними наряду с истинным путем возникают и другие, ложные пути, и они колеблются в выборе.
Пребывающие во власти традиций и суеверий, эти молодые люди, следуя по течению, предпочитают жить в этом направлении. Поэтому вы увидите их, то в одном, то в другом направлении. Эти молодые люди проявляют пассивность в своей жизни и нуждаются в сильном факторе, который направил бы их к истине и благому пути. А что же может быть легче, если Аллах направит к ним мудрого, знающего, доброго проповедника с благим намерением.
Так как эти молодые люди, составляющие большинство, освоили некоторые из исламских ценностей, они на самом деле или как они предполагают, изучают множество наук противоречащих религии. Однако, несмотря на все это они колеблются перед обеими культурами. Эти молодые люди могут избавиться от смятения и тревоги лишь с помощью образованных ученых, которые помогут им освоить исламскую культуру из Корана и Сунны, являющиеся первоисточниками. Это не составляет для них труда.
Отклонения молодежи с пути и их проблемы
Поистине, причин приводящих к отклонению с истинного пути и к проблемам достаточно много, и они различны. Потому что в юношестве люди с точки зрения физического и умственного развития проходят ряд важных этапов. Так как эти этапы являются периодами развития, их физическое и внешнее развитие протекает очень быстро. Именно в этот момент молодой мусульманин должен подготавливать себя к мудрому руководству, ведущему к истине, удерживая свою душу и контролируя свои желания.
Основные причины заблуждения
1. Пренебрежение временем
Трата времени в пустую, является болезнью, которая поражает рассудок, разум и тело человека. Ведь тело должно двигаться и быть деятельным. Если оно не будет в действии, тогда рассудок притупляется, разум сужается, а физическая сила слабеет. После этого сердцем человека овладевают наущения, и он оказывается во власти дурных мыслей. Может быть и так, что им овладеют такие мысли, которые приведут к осложнению того злодеяния, которое он обычно совершал в свободное время. Решение этой проблемы следующее: этот молодой человек должен стремиться к тому, что отдалит его от этой пустоты и превратит его в своем обществе, как для самого себя, так и для других, в здорового работягу, который будет уметь читать и писать, заниматься торговлей или какой-либо другой деятельностью.
2. Оставление молодых и пожилых заботы друг о друге, как в отдельной семье, так и в обществе
Некоторые представители пожилого населения, видя заблуждения своих или же чужих детей, беспомощно взирают на это и теряют надежду в деле их исправления. Таким образом, возрастает тенденция ненависти к ним, отдаления от них, безразличия к ним, в независимости от уровня их социального положения. Бывает даже так, что такое отношения проявляется к молодежи в целом, тем самым создавая в себе не добрые мысли о них. Таким образом, общество раскалывается на два фронта и молодое, и пожилое поколение относятся друг к другу не лучшим образом, а это в свою очередь является разрушительным бедствием для общества.
Для решения этой проблемы необходимо решить те проблемы, которые привели к отчуждению и отдалению молодого и пожилого поколения друг от друга, а так же верить в то, что каждый член общества, будь он молодым или пожилым, составляет единый организм, и выход из строя одного члена общества, означает, что расстроен весь организм.
Так же, пожилое население должно осознавать такую ответственность как воспитание молодежи, которая возлагается на их плечи. Поэтому они должны очистить свои сердца от безнадежного отношения к делу воспитания молодежи. Поистине Аллах над всякой вещью мощен. Аллах наставит человека, как бы глубоко он не заблуждался, и сделает его светилом озаряющим путь истины и призывающим к пути спасения. А молодые люди в свою очередь должны проявлять уважение к старшим, относится к ним доброжелательно, и прислушиваться к их наставлениям, так как они лучше молодых понимают разного рода ситуации и жизненные законы. Таким образом, если мудрость пожилого и сила молодого поколения объединяться в одно целое, то с дозволения Аллаха общество добьется счастья и спасения.
3. Дружба и связи с заблудшими людьми
Поистине этот фактор оказывает сильное влияние на сознание, разум и действия молодежи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек на религии своего друга, так смотрите же с кем вы дружите» (Хадис передал ат-Тирмизи в «Китаб аз-зухд», глава №45, хадис №2378 и назвал его гариб-хасан. Шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами» назвал хадис хасан). В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние» (Сахих аль-Бухари, «Книга торговли», хадис №2101; «Книга о закалываемых животных и охоте», № 5534; Сахих Муслим, «Родственные связи и адаб», №2628).
Для устранения этой проблемы, молодые люди должны выбирать в друзья правдивых, разумных и благих людей, чтобы впоследствии эти их качества принесли им пользу. Прежде чем заводить дружбу с такими людьми, необходимо разузнать о них. Если они обладают высоким нравом, придерживаются прямого пути в религии и достойны похвалы, то в таком случае с ними следует налаживать связи, так как эти качества являются первостепенными для этих людей. В противном же случае, от подобных людей следует отдаляться, и не следует соблазняться на их прекрасные слова и хорошее отношение. Это обман недобросовестных людей, посредством которого они желают привлечь к себе простых людей. Возможно, что этим они увеличивают свою мерзость и пытаются скрыть ту смуту, которую создали.
4. Использование книг, статей, журналов или других средств информации, содержащих ложь и способных ввести сомнения в сердце человека относительно его религии и вероубеждения
Подобная информация, уводит человека от высоких нравственных качеств и приводит его к дурным мыслям. Так же, подобные издания вводят в неверие и порок молодых людей, которые не обладают достаточными знаниями в религии и сознанием, которое могло бы противостоять этому, чтобы отделить истину ото лжи, благое от зла. Чтение подобной информации меняет молодежь в целом. Оно оказывает отрицательное, беспрепятственное воздействие на продуктивную область сознания и разума молодежи, создает помехи на пути её выздоровления, и проявляется в различных формах на их сознании и быту.
Для устранения этой проблемы, молодежь должна отстраняться от подобного вида информационных изданий, и направиться к тем книгам, которые взращивают в сердцах любовь к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), возрождают веру в Аллаха и праведные деяния, и учат проявлять терпение на этом пути. Самым значимым из полезных книг является Книга Всевышнего Аллаха, а так же разъясняющая её Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которую передали обладатели знания с достоверным иснадом, проявив искренность и труды ученых, которые, были составлены ими на основе двух священных источников для глубокого изучения религии.
5. Мнение некоторых молодых людей о том, что Ислам сковывает свободу людей, и лишает их силы и мощи
Допуская такие мысли, молодежь избегает Ислама. Так же они считают Ислам религией, которая удерживает людей от развития и создает помехи на пути прогресса. Для того, чтобы устранить эти трудности, следует возвести преграду от всякого рода домыслов, вплотную заняться просвещением молодежи и обеспечить для них возможность увидеть истинные ценности Ислама. Прекрасно сказал поэт:
Испив воды, горькой человеку кажется она
Ведь во рту у него болезнь и рана.
Ислам не сковывает человеческую свободу. Напротив, обеспечивая людей безграничной свободой, он создает распорядок и направляет его в здоровое русло, не позволяя одним людям нарушать права других. Получить свободу без установления наказаний и законов невозможно. Если же законы и наказания не будут претворяться в жизнь, то между людьми будут возникать столкновения, распространится анархия и хаос.
Всевышний Аллах, назвав религиозные законы ограничениями, указал, что они свыше, сказав: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (Сура аль-Бакъара, 2:187). В другом аяте он указал на обязательность соблюдения Его законов, сказав: «Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их» (Сура аль-Бакъара, 2:229).
Таким образом, между ограничением свободы о котором говорят люди и распорядком и прямым путем, установленным Мудрым (аль-Хаким) и Всезнающим (аль-Хабир) Аллахом есть большая разница. Поэтому нет никакой необходимости появления этой проблемы. Человек по своей природе подчинен распорядку, так как распорядок является реальным законом в мироздании. Для сохранения здоровья, человек привыкает к утолению голода и жажды, используя при этом количество, качество и виды пищи. Таким образом, человек нуждаясь в еде и питье, вынужден подчиняться определенным законам.
Так же человек основываясь на традициях своего народа, в житие, одежде, поведении и действиях, начинает быть похожим на то общество, в котором он живет. Например, это может быть определенный вид одежды, либо жилище, построенное в определенном стиле, а так же определенные правила поведения. Так же следует отметить, что если человек не будет соответствовать всему этому, то он окажется в числе тех, кто выступил против общепринятых норм.
Весь мир регулируется определенными законами, для того, чтобы дела двигались целенаправленно. Если подчинение общественным законам является образцом подчинения, то целью этого должна заключаться в улучшении общества и устранении анархии, и никто из граждан не должен оставаться в стороне. Соблюдение шариатских норм в таком порядке ради интересов общины неизбежно. Как же в таком случае некоторые люди могут избегать этого и допускать мысли, о том, что Ислам ограничивает свободу людей?! Поистине это явная клевета и ложь, которая приводит человека к грехам. Таким образом (мы говорим), что Ислам это не ограничение возможностей людей, а напротив, это арена мысли, разума и физической силы.
Ислам призывает людей к большему осмысливанию и глубокому пониманию вещей, для проявления большего уважение друг к другу и развития ума и сознательности. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» (Саба, 34:46). В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле»» (Йунус, 10:101).
Ислам не ограничивается только тем, что призывает людей к мысли и глубокому пониманию, он так же осуждает тех людей, которые не стремятся к осмысливанию вещей, к их глубокому пониманию и расширению сознания. Всевышний Аллах говорит: «Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах? Быть может, их срок уже близок. В какой же рассказ после этого они уверуют?» (аль-Араф, 7:185). В очередном аяте Всевышний Аллах говорит: «Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок» (ар-Рум, 30:8). Всевышний Аллах так же сказал: «Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?» (Йа Син, 36:68).
В то время как повеления о развитии мышления и понимания, ниспосланные в аятах, являются ни чем иным, как повелением о наращивании разума и сознания, как некоторые люди могут допускать мысли о том, что Ислам ограничивает людей?!
«Тяжки слова, выходящие из их ртов. Они говорят одну только ложь» (аль-Кахф, 18:5). Ислам разрешает своим последователям претворять в жизнь все те деяния, которые не наносят ущерб жизням, религии и сознанию людей. Так же, Ислам разрешает принимать в пищу только благую пищу. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (аль-Бакъара, 2:172).
Всевышний Аллах так же сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (аль-Араф, 7:31). Всевышний так же сказал: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (аль-Араф, 7:32).
Ислам так же разрешил получать удовольствие от женщин в рамках заключения шариатского брака. Всевышний Аллах сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (ан-Ниса, 3:3). Так же следует отметить, что Ислам не ограничил возможности своих последователей в приобретении имущества, напротив, он дозволил им все виды справедливого заработка. Всевышний Аллах говорит об этом: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (аль-Бакъара, 2:275). В другом аяте Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (аль-Мульк, 67:15). Он так же сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (аль-Джумуа, 62:10). Как же после всего вышеупомянутого, люди, утверждающие о том, что Ислам ограничивает их возможности, смогут доказать это?!
Факторы, влияющие на сердца молодежи
Вводящие в заблуждение мысли и противоречащие религии наущения не оказывают никакого действия на мертвые сердца. Сатана не требует от нее ничего, так как оно и так мертво. Однажды Ибн Аббасу или Ибн Масуду (да будет доволен ими Аллах) сказали: Иудеи утверждают, что их не касаются наущения во время их молитв, то есть их не посещают мысли, которые сбивают их с толку. В ответе он сказал, что иудеи говорят правду, так как испорченные сердца не важны для сатаны.
Если сердце является живым и верующим, то сатана будет безжалостно и беспрерывно нападать на него, а когда раб подчиниться ему, он станет наущать его относительно его религии, вводя в его сердце сомнения относительно его Господа, религии и вероубеждения. А когда он увидит в сердце признаки слабости и поражения, то станет править им до тех пор, пока не выведет человека из религии. Если же он встретит в сердце силу и сопротивление, то окажется поверженным и униженным. Человеку, использующему методы лечения пророка (мир ему и благословение Аллаха) не повредят наущения, посещающие его сердце.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел какой-то человек и сказал: «В моей душе появляются такие мысли, что превратиться в пепел для меня лучше, чем произнести их». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который превратил его (т.е. шайтана) козни в наущения» Абу Дауд ат-Таялиси, 2704; имам Ахмад, 1/340; имам ан-Насаи «Дела совершаемые днем и ночью», 669.
Передают, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Однажды] к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли люди из числа его сподвижников и сказали ему: «Поистине, [иногда] мы ощущаем, что в наших душах [происходит нечто такое], о чём мы не осмеливаемся даже говорить». [Пророк (мир ему и благословение Аллаха)] спросил: «Так вам приходилось ощущать это?» Они ответили: «Да» и тогда он сказал: «Это и [указывает на] чистоту веры»»[1] (Сахих Муслим, «Книга веры»).
Смысл слов «чистота веры» в данном хадисе в том, что наущения затрагивающие человека, которые он отторгает и считает чем-то значимым, не навредит его вере. Напротив, подобные случаи указывают на искренность веры человека.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: «Кто создал это? Кто создал это?» – (и он будет продолжать задавать такие вопросы,) пока не спросит: «Кто создал твоего Господа?» – и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)» (Сахих аль-Бухари, «Книга начала творения», 3276; Муслим, 134). В другой версии данного хадиса говорится: «В таком случае говорите: я уверовал в Аллаха и Его Посланника».
В хадисе, переданном имамом Абу Даудом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Один, Он Самодостаточный, Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему. Затем трижды сплюнь через левое плечо и обратись за защитой к Аллаху от побиваемого шайтана» (Сунан Абу Дауд, глава «аль-Джахмиййа уаль-му’тазилиййа, №4722).
В вышеупомянутых хадисах, сподвижники рассказали о существующей проблеме и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал им на четыре условия, посредством которой можно удалить эту проблему:
1. Положить конец этим наущениям. То есть, отдаляться от всего того, что может привести к этим наущениям и забыть о них, будто бы их не было, и тем самым освободив место для благих мыслей;
2. Прибегнуть к защите Аллаха от наущений и шайтана побиваемого;
3. Произнести: «я уверовал в Аллаха и Его Посланника»;
4. Произнести: «Аллах Один, Он Самодостаточный, Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему. Затем трижды сплюнь через левое плечо и обратись за защитой к Аллаху от побиваемого шайтана».
———————————————-
[1] Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге «Иман» сказал: «Верующие испытывают наущения шайтана, и у них появляются нечестивые мысли, от которых сжимается грудь, как об этом сказали сподвижники: «Посланник Аллаха! В наших душах возникают такие мысли, что упасть с неба на землю для нас лучше, чем произнести их». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это явный признак веры». В другой версии сообщается, что сподвижники сказали: «В наших душах возникают мысли, произнесение которых мы считаем тяжким грехом». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который превратил его (т.е. шайтана) козни в наущения». Иными словами, если у человека появляются такие наущения, и он питает к ним большую неприязнь и удаляет их из своего сердца, то это является явным признаком веры. Он поступает, словно воин, который встречается с врагом и оказывает ему сопротивление, пока не одерживает над ним верх. И это великий джихад. <…> Поэтому люди, приобретающие знания, и поклоняющиеся, страдают такими наущениями и сомнениями больше, чем другие, так как остальные люди не придерживаются законов Аллаха и не следуют Его путем, а потакают своим желаниям, пренебрегая поминанием своего Господа, и это именно то, чего желает шайтан. В отличие от них, люди, которые устремляются к своему Господу, приобретая знания и поклоняясь Ему, являются врагами шайтана, который хочет отвратить их от Всевышнего Аллаха».
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин
Перевод: Абу Имран ас-Саляфи
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!