С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Пятничная молитва является обязательной для каждого совершеннолетнего мусульманина по Корану, Сунне и единогласному мнению ученых!
Довод из Корана: Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Довод из Сунны: От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.
Указание на единогласное мнение: Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали: «Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!» См. «аль-Иджма’» 8, «‘Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
Более того, пропуск пятничной молитвы без веской причины весьма опасен! Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» Муслим 856.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728.
И порицание со стороны родителей или их запрет не являются причиной для оставления пятничной молитвы! Имам аль-Ауза’и говорил: “Нет повиновения родителям в оставлении пятничных и обязательных групповых (джама’ат) молитв”. См. “ат-Таргъиб” 1/143.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: «Пятничная молитва является обязанностью каждого мусульманина, и оставлять ее нельзя по причине работы, учебы и тому подобного!» См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/184.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я – студент, который обучается в Америке. Известно, что пятничный день у нас учебный. В этот день совпадают занятия и пятничная молитва, которая совершается в маленькой мечети города в 13:30. У меня нет возможности совместить в это время между молитвой и учебой, тем более у этих занятий (выпадающих на пятничную молитву) нет замены, и это основной предмет моей специальности. Я однажды отпросился у преподавателя на пятничную молитву, но он сказал мне: «Я больше не буду тебя отпускать, так как это плохо повлияет на степень твоей учебы». Что мне делать? Дай совет, да поможет вам Аллах!»
Шейх ответил: “Я считаю, что если человек слышит призыв (азан) на пятничную молитву, то ему обязательно явиться на нее, исходя из слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9). И если Аллах повелел оставить торговлю, в которой может быть человек нуждается очень сильно, то также следует оставить (в этот период) и учебу, и отправиться на пятничную молитву! Однако, если мечеть от него далеко, то он не обязан идти на молитву, если это создает трудности”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 16/51-52.
То, о чем говорит шейх Ибн Усаймин, является мнением многих имамов и в частности шафиитов, что пятничная молитва, как и пять обязательных групповых молитв в мечети, являются обязательными для того, кто живет не далеко от места их проведения и слышит призыв — азан , который давался бы голосом. Сторонники этого мнения опираются на хадис, который передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». Абу Дауд 1056, аль-Байхакъи 3/173.
Однако имамы разногласили относительно данного хадиса, так как многие говорили, что на самом деле эти слова принадлежат не пророку (мир ему и благословение Аллаха), а сподвижнику ‘Абдуллаху ибн ‘Амру.
Шейх аль-Альбани также сказал, что достоверно то, что эти слова Ибн ‘Амра, однако из-за наличия некоторых версий, усиливающих этот хадис, он посчитал его хорошим. См. “Ируауль-гъалиль” № 593, «Сахих аль-джами’» 3112.
И на этот хадис опирались в качестве довода шафииты. Имам аш-Ширази сказал: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана в городе или деревне, где проводится пятничная молитва. И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205.
Это мнение — обязательность пятничной молитвы когда слышно азан — усиливается и другими хадисами, в которых угрозы за оставление пятничной молитвы без причины связаны с тем, кто слышал призыв и не ответил на него:
От ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, его сердце будет запечатано и оно станет сердцем лицемера!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз Ибн аль-Муляккъин подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 4/588, “Найлюль-аутар” 6/221.
От Яхьи ибн Ас’ада ибн Зурары аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, будет записан из числа лицемеров!» Абу Я’ля 7167. Хафиз аль-Бусайри и хафиз Ибн Раджаб подтвердил достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 5/458.
От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди, которые слышат призыв (азан) в пятничный день и не идут на молитву прекратят, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/194, “Сахих ат-таргъиб” 730.
Таким образом, если мусульманин совершеннолетний и учится близко от места, где проводится пятничная молитва, азан которой он услышал бы голосом муаззина, без микрофона, то тогда ему обязательно идти на пятничную молитву!
Если же он не совершеннолетний или же далеко от места проведения пятничной молитвы, то он не обязан идти на пятничную молитву, если он в школе.
Однако даже если он будет далеко от мечети своего города, где проводится пятничная молитва, и не пойти на нее у него нет причин, то конечно же следует отправиться на нее, так как сподвижники приходили на пятничную молитву из округ города. И тем самым человек выходит из разногласий. А плюс ко всему, пятничная молитва — прекрасная и легкая возможность заработать великую награду!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь и шел в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течении года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 1/476. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хиббан, имам аль-Байхакъи, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнату.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Некоторые имамы говорили: «Мы не слышали в шариате достоверного хадиса, который включал бы в себя подобную награду!»” См. “Тухфатуль-ахуази” 3/15.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!