Покрывало женщины

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Разбор вопроса ношении «никаба» из книги шейха-мухаддиса Мухаммада Насыруддина аль-Альбани «Покрывало женщины» (стр. 39-117):

Первое условие: Одежда должна охватывать все тело, кроме тех мест, для которых сделано исключение

Это указано в словах Всевышнего Аллаха в 31-аяте суры «Свет»: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры, оберегали свои половые органы, не показывали свои украшения, кроме тех из них, которые видны. И пусть набросят свои платки себе на грудь и шею, и показывают свои украшения только своим мужьям, или отцам, или свекрам, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или невольникам, которыми овладели их десницы, или слугам из мужчин, не обладающим вожделением, или детям, не постигших женской наготы. И пусть они не стучат ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете».

Это указано в словах Всевышнего Аллаха в 59-аяте суры «Сонмы»: «О пророк, скажи своим супругам, своим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный».

В первом аяте явно сказано об обязательности скрывать все украшения и не показывать ничего из них перед людьми, для которых не сделано исключения в данном аяте не являющимися родственниками-махрам, кроме тех украшений, которые видны без их намерения. И за (выявление) этих (исключенных) украшений они не порицаются, если они поспешат закрыть их. Хафиз Ибн Касир сказал в своем комментарии (к Корану): «То есть, пусть они не показывают ничего из украшений мужчинам, не являющимся родственниками-махрам, кроме тех, которые нельзя скрыть. Ибн Мас‘уд сказал: «Это наподобие плаща, одежды, и нет греха им за это, ибо их невозможно скрыть».

Бухари (7/290) и Муслим (5/197) передали от Анаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В день Ухуда (некоторые) люди убежали от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а Абу Тальха был перед пророком, да благословит и приветствует его Аллах, прикрывая его небольшим щитом… Я увидел, ‘Аишу, дочь Абу Бакра и Умму Суляйм, да будет доволен ими обеими Аллах. Они, засучившись так, что я увидел лодыжки их голеней, носили ведра на своих спинах. Затем они приносили (воду в этих ведрах) и поили людей, потом возвращались, наполняли их и (опять) поили людей…».

Хафиз Ибн Хаджар Аскалани сказал: «Это было до ниспослания (повеления женщинам) закрываться, или возможно, что этот взор был непреднамеренным».

Я говорю (Альбани): «Это является смыслом, который мы упомянули в комментарии к аяту: «кроме тех из них, которые видны» (Свет-31). И это первое, что приходит на ум из контекста этого аята. Предшественники разошлись во мнениях в его комментарии. Среди них были те, кто сказал: «Это верхняя одежда». Также есть те, кто сказал: «Это сурьма, кольцо, браслет, лицо» и другие мнения, которые передал Ибн Джарир в своем комментарии (18/84) от некоторых сподвижников и их последователей. Затем он выбрал мнение, что здесь имеются в виду лицо и кисти. Он сказал: «Самым верным из этих мнений является мнение тех, кто сказал, что это лицо и кисти, и сюда входят, – если это так – сурьма, кольцо, браслет, краска . Мы сказали, что это самое верное мнение в толковании этого вопроса, согласно единогласию в том, что каждый молящийся обязан закрывать ‘аурат в молитве, и что женщина открывает свое лицо и кисти в молитве, и что она обязана закрывать все остальные части своего тела, кроме сообщения от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он разрешил ей открыть до половины предплечья. И поскольку это является единогласием, из этого становится ясно, что она может открывать из своего тела то, что не является ‘аурат, как это дело обстоит у мужчин. Ибо не является запретным открывать то, что не является ‘аурат. И поскольку она имеет право открыть это, становится ясно, что это и является исключением, о котором Всевышний Аллах упомянул в словах «кроме тех из них, которые видны» (Свет-31), ибо все это является видимым (украшением)».

(Албани:) Этот способ предпочтения мнения не является, на мой взгляд, сильным, ибо не является первым приходящим на ум смыслом данного аята согласно кораническому стилю. Это всего лишь предпочтение мнения методом фикха, и оно не является здесь обязательным. Ибо противоречащая сторона может сказать: «Дозволенность открытия лица и кистей для женщины в молитве является частным исключением в молитве, и нельзя использовать сравнительную аналогию открытия (этих частей тела) в состоянии вне молитвы из-за явного различия обоих состояний».

Я говорю это, не противореча тому, что ей дозволено открывать лицо и кисти в молитве и вне молитвы из-за наличия доказательств. Это другие доказательства, которые будут разъяснены ниже. Здесь упомянуто лишь возражение достоверности приведения этого частного довода, но не достоверности данного утверждения (о дозволенности открытия некоторых частей тела). Истина состоит в этом исключении, о котором мы упомянули в начале этого спора, и которое мы усилили словами Ибн Касира. Это подтверждается также тем, что приведено в «Тафсире Куртуби» (12/229): «Ибн ‘Атыййа сказал: «Мне стало ясно из предписания выражений данного аята, что женщине велено не открывать (тело) и прилагать усилия, чтобы скрыть все, что является украшением. И (в этом вопросе) есть исключение, которое явствует из предписания по необходимости, избежать которого невозможно, или для улучшения состояния дела, или по похожей причине в словах: «которые видны». Необходимость ведет к этому (исключению) у женщин, что простительно для них».

Куртуби сказал: «Я говорю: Это прекрасные слова, кроме того, что чаще всего лицо и кисти в обыденной жизни и поклонении — в молитве и паломничестве — бывают открыты. И это исключение правильно относить к этим двум случаям. Этому свидетельствует то, что Абу Давуд передал от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ими обоими Аллах, вошла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и на ней была тонкая одежда. И тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, отвернулся от нее и сказал ей: «О Асма! Поистине, когда женщина достигает зрелости, ей не надлежит показывать ничего, кроме этого», и он указал на свое лицо и кисти». И это ближе к предосторожности и защите от разврата людей, и женщина не должна показывать из своих украшений ничего, кроме того, что открыто из ее лица и кистей. И Аллах является наставляющим на истинный путь, нет Господа, кроме Него».

Я говорю (Албани): К этому опровержению также имеется замечание, ибо, даже если в обыденной жизни чаще всего лицо и кисти открыты, это совершается преднамеренно, а аят же, по нашему пониманию, указывает на исключение того, что открыто непреднамеренно. Как же дозволяется делать это аргументом, включающим в себя то, что открыто преднамеренно?! Подумайте же.

И я подумал, и мне стало ясно, что слова этих ученых являются истиной, и что это – из-за тонкости их мышления, да будет над ними милость Аллаха. Разъяснение этого состоит в следующем: предшественники единогласны в том, что слова Всевышнего Аллаха: «кроме тех из них, которые видны» относятся к деяниям, которые (преднамеренно) совершаются женщиной, ибо конечной точкой данного вопроса является то, что они разногласили в том, что открывается ею преднамеренно. И Ибн Мас‘уд говорил: «Это ее одежда, т.е. покрывало», а Ибн ‘Аббас и вместе с ним сподвижники и другие говорили: «Это ее лицо и кисти». Тогда смысл аята становится таким: «Кроме того, что обычно открывается с разрешения Законодателя и по Его велению». Разве вы не видите, что когда женщина (преднамеренно) поднимает свое покрывало, и под ним показывается что-либо из ее одежды и украшений – как это делают некоторые надевающие покрывала в Саудовской Аравии – она противоречит этому аяту по единогласию ученых. Эти два действия женщины: данное и первое совпадают в том, что они совершены преднамеренно: по-другому невозможно. И тогда предметом предписания в этом аяте будет не открытие (украшений) не по воле женщины, ибо за это так же по единодушию ученых нет порицания. (Порицание имеется) лишь за то, что открылось без разрешения Мудрого Законодателя. И когда утверждается то, что Законодатель великодушно предоставил женщине обнаружить кое-что из ее украшений, будет это кистями, или лицом, или чем-либо другим, то, что мы упомянули из преднамеренности, не противоречит этому. Ибо это является разрешенным, как разрешено показывать все покрывало, как мы упомянули только что.

Это является комментарием сподвижников, которые сказали, что целью исключения в данном аяте является лицо и кисти. И многие женщины во времена пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и после него действовали согласно этому, как вы увидите это в священных текстах, по смыслу являющихся мутаватир.

Заслуга в подобном комментарии принадлежит после Всевышнего Аллаха Хафизу Абуль-Хасану ибн Каттану аль-Фаси, да смилостивится над ним Аллах в его книге «Аль-Коййим аль-фарид», о которой меня уведомил Аллах, и я готовлю предисловие к этому новому изданию, которое называется: «Ан-назар фи Ахкамин-назар». Он много высказался в ней с глубокими познаниями и проницательным мышлением по всем вопросам, среди которых есть обсуждаемый нами вопрос. Он указал мне на то, что я упомянул. Если слова в этой книге (14/2): «Мы имеем в виду лишь обычай тех, кому был ниспослан Коран. До кого от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, дошел Закон. Кто присутствовал при непосредственном обращении к ним. Кто держался этого обычая после них и так далее, а не обычай тех женщин и других, которые открывают свои тела и ‘аурат».

Я говорю (Албани): «Ибн ‘Аббас, сподвижники и последователи вместе с ним, а также комментаторы лишь указали в своих комментариях к аяту: «кроме тех из них, которые видны» на этот известный обычай, который существовал во время ниспослания этого аята, и они подтвердили это. И поэтому нельзя противоречить их комментарию комментарием Ибн Мас‘уда, которому никто из сподвижников не последовал в (его комментарии) по двум причинам.

Во-первых, поскольку он обобщенно назвал это одеждой , но никто не говорит об этом обобщении, ибо оно включает в себя и внутреннюю одежду, которая сама по себе является украшением, как это делают некоторые саудовские женщины, как было сказано выше. И тогда (становится ясным), что он имел в виду лишь покрывало, которое обнаруживается у женщины, когда она выходит из дому.

Во-вторых, этот комментарий, даже если к нему воодушевляют некоторые сторонники суровых мер, не гармонизирует с продолжением аята: «и показывают свои украшения только своим мужьям, или отцам…». А первое (упомянутое) украшение — это и есть второе (упомянутое) украшение, как это известно из стиля арабов: когда они упоминают определенное название, а затем повторяют его (упоминание). И это (украшение) является тем же самым (украшением). А раз так, то разве отцам и тем, кто упомянут вместе с ними в аяте, нельзя смотреть ни на что, кроме внутренней одежды?! Поэтому Абу Бакр аль-Джассас, да смилостивится над ним Аллах в «Ахкамуль-Куръан» (3/316) сказал: «Слова Ибн Мас‘уда о том, что «кроме тех из них, которые видны» — это одежда, не имеют смысла, ибо известно, что здесь упомянуты украшения, и значением (аята) является орган, на котором расположено это украшение. Разве вы не видите, что все остальные украшения из драгоценностей, браслетов, колец на ногах, ожерелья дозволено показывать этим мужчинам, когда она и не покрыта (одеждой). Из этого мы узнаем, что значением (этих слов) является место украшений, как (Аллах) сказал по порядку в этом аяте после этого: «и пусть они не показывают своих украшений, кроме как своим мужьям». И здесь имеется в виду место украшений, и толкование этого украшения, как одежды не имеет смысла. Ибо было указано, что одежда на ней и ее непокрытое одеждой тело, являются разными вещами».

И, похоже, поэтому Хафиз Ибн Каттан не отошел от этого в вышеупомянутой книге, когда упомянул это в комментарии к этому аяту среди слов и мнений ученых вокруг этого аята с подробностями, исправлениями, подтверждениями, которым я не знаю подобия. Затем он привел некоторые хадисы, которые можно использовать в качестве довода для разрешения открывания женщиной лица и рук в присутствии мужчин, не являющихся родственниками-махрам. Вместе с тем, он упустил много хадисов, которые я упомянул в этой книге. Он в действительности привел их тонкое исследование, выделил достоверные из них и слабые, те, которые можно использовать в качестве довода, и которые нельзя использовать с точки зрения фикха, не присоединяясь к какой-либо (разногласящей) стороне.

Затем он высказался об этом аяте и дал превосходный комментарий ему, показывающий на то, что он является имамом в комментарии к Корану и фикхе так же, как он является имамом в хадисах. Он разъяснил, да смилуется над ним Аллах, что запрет имеет обобщенный характер с четырех точек зрения, и детально и блестяще рассказал о них. Мы выделили как наиболее важную четвертую из них. Он сказал (15/1): «Обобщение относится ко всем смотрящим, с двумя исключениями. Первое, обобщение украшения, с выделением из него «того, что видно», что дозволено открывать для каждого. Второе, обобщение смотрящих, для которых обнаруживается что-либо, с выделением из них мужей и тех, кто (упомянут) после них».

После того, как он упомянул слова Ибн Мас‘уда, слова сподвижников и последователей, которые имели противоречащую (Ибн Мас‘уду) точку зрения, а также мнения мазхабов и только что выше приведенные хадисы, он сделал вывод, который разъясняет его мнение в этом вопросе (21/1): «Упомянутые хадисы на данную тему являются доказательством либо для (разрешения) открывать все это (т.е. лицо и кисти), либо часть из них. От них можно отклониться либо толкованием текста, или события, или чего-либо другого. Однако отклонение от того, на что указывает явный текст или контекст события, дозволено лишь при наличии доказательства, подтверждающего отклонение (от этого) при помощи толкования. Если же подобного доказательства там нет, то, основываясь на этом, необходимо придерживаться явного смысла и подтверждения тому, что женщине дозволено открывать лицо и кисти. Однако имеется исключение из этого, без которого невозможно обойтись: если она намеревается этим открытием нарядиться и показать свою красоту, то это становится запретным. То, что дозволено ей, так это открытие тех мест, которые обычно открываются при различных действиях, и ей не обязательно быть (полностью) закрытой. Однако намеренное открытие груди, живота недозволенно ей, и она должна закрывать их как во время действий (мероприятий) так же, как и во время бездействия. Это подтверждается словами Всевышнего Аллаха: «И пусть они не открывают свои украшения, кроме лишь тех из них, которые видны». И смысл аята таков: «Пусть они не показывают свои украшения никому из творений где-либо, кроме лишь того, что является явным обычаем во время совершения действий, и то, что открывается без намерения приукраситься и выставляться для искушения. В этом случае не будет в этом греха».

Затем он сказал (21/2): «То, как мы поняли этот аят, что открывающимися (частями) являются лицо и руки, подтверждается словами Всевышнего Аллаха, предыдущими (этим словам): «И пусть они набросят свои платки себе на грудь и шею». Из этого понимается, что (ранее) при открытии их лиц им (было) простительно не закрывать серьги, и они обнажались. И поэтому им было велено набросить платки на груди, чтобы не показывать ничего из этого, кроме лица, которое открывается при совершении действий. Намеренное закрытие (лица), а также кистей содержит в себе трудность. Комментаторы упомянули, что причиной ниспослания этого аята было то, что женщины, приходя в свои поселения с прикрытыми головами, отпускали платки назад, и груди и шеи оставались открытыми. И тогда Аллах, Пречистый от недостатков, велел набросить платки на груди и шеи, чтобы закрыть все упомянутое. И женщины мухаджиров и ансаров крепко подчинились этому велению и плотно (набросили) свои платки…».

Затем он упомянул нижеследующий хадис ‘Аиши, однако (он привел) версию Абу Давуда с текстом: «Они разрезали края (Ибн Салих сказал: «толщу») плащей, и обернулись ими». Он сказал: «Его цепочка передатчиков хорошая»!

Затем Хафиз Ибн Каттан, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если скажут: «Ваше мнение о том, что женщине простительно обнажать лицо и кисти, даже если ей и велено прилагать усилия для прикрытия (тела), противоречит словам Всевышнего Аллаха: «О пророк, скажи своим супругам, своим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от блудниц) и не подвергнут оскорблениям»? Ответ на это следующий: Это слово «опускали» можно прокомментировать так, что оно не будет отрицать то, что мы сказали. Его смысл: «Опускать покрывала на то, что закрыто из ожерелья и серег», наподобие Его слова: «пусть они опустят платки на шею и груди». Ибо веление «опускать» обобщено относительно всего, на что (можно) опустить. И если мы применим это «опускание» на что-либо одно из того, на что можно «опустить», то веление этим исполнится, поскольку всякое опускание не требуется. Ибо это утверждение в отличие от запрета и отрицания».

Уважаемый читатель, вы увидите скоро, что этот аят является обобщенным. Да, хадис ‘Аиши у Абу Давуда является очевидным доводом в пользу дозволенности открытия женщиной лица и кистей. Он усиливается множеством путей передач, и Байхаки назвал его сильным, как скоро будет об этом сказано. Поэтому его можно использовать в качестве довода за упомянутое разрешение. В частности, если это (разрешение) использовали на практике многие женщины во времена пророка, да благословит и приветствует его Аллах. Они открывали лица и руки в его, да благословит и приветствует его Аллах, присутствии, а он не отвергал этого. По этой теме существует много хадисов, некоторые из них мы приведем сейчас.

1. Передается от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах: «Я присутствовал с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, на молитве в праздничный день, и он начал с молитвы перед проповедью без призыва и без объявления на молитву. Затем он встал, опираясь на Биляля, и велел (людям) бояться Аллаха, призвал их к поклонению Ему, сделал для людей наставление, напомнил им. Затем он ушел, и подошел к женщинам, сделал им наставление и напоминание. Он затем сказал: «Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда из середины женщин встала одна женщина с темными щеками (т.е. в них было изменение и чернота) и сказала: «Почему, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляла».

2. От Ибн ‘Аббаса (от Фадля ибн ‘Аббаса): «Одна женщина из (племени) Хос‘ам спросила фетву у посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, во время прощального паломничества (в день жертвоприношения), и Фадль ибн ‘Аббас сидел (верхом) позади посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. (А Фадль был красивым мужчиной… И пророк, да благословит и приветствует его Аллах, остановился около людей, давая им фетву)…» в хадисе также сказано: «И Фадль стал обращать на нее внимание, и она была красивой женщиной, (и она (тоже) смотрела на него). Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, взял за подбородок Фадля и повернул его лицо в другую сторону». В версии Ахмада (1/211) в хадисе от самого Фадля: «Я стал смотреть на нее, и пророк, да благословит и приветствует его Аллах, посмотрел на меня и повернул мое лицо от ее лица. Затем я повторил свой взор, и (пророк, да благословит и приветствует его Аллах) повернул мое лицо от ее лица, и так он сделал трижды, а я не останавливался». Его передатчики заслуживают доверия, однако, цепочка передатчиков оборвана, если Аль-Хакам ибн ‘Атыба не слышал хадисов от Ибн ‘Аббаса.

Об этом событии передал ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, и упомянул, что спрашивание фетвы было в месте жертвоприношения после того, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, бросил камешки. Он добавил: «‘Аббас сказал ему: «О посланник Аллаха! Почему ты повернул шею моего племянника?» (Пророк, да благословит и приветствует его Аллах) ответил: «Я увидел парня и девушку, и я не был спокоен за (нанесение вреда) сатаной против них». Передал Тирмизи и сказал: «Хороший достоверный», также его передали Ахмад и Зийа в «Мухтарот» с хорошей цепочкой передатчиков. Этот хадис, как и предыдущий свидетельствует о том, что лицо не является ‘аурат. Ибо, как сказал Ибн Хазм: «Если бы оно было бы ‘аурат, который необходимо было бы закрывать, то (пророк, да благословит и приветствует его Аллах) не одобрил бы (молчаливо) это обнажение (лица) в присутствии людей и непременно велел бы опустить на него то, что было сверху. Если бы ее лицо было открыто, то Ибн ‘Аббас не распознал бы: красивая ли она или безобразная».

В «Фатхе» сказано: «Ибн Батталь сказал: «В хадисе содержится повеление опускать взор из-за опасения соблазна. Из этого следует, что если за него нет опасения соблазна, то это не воспрещается». Он сказал: «Это подтверждается тем, что он, да благословит и приветствует его Аллах, не поворачивал лица Фадля до тех пор, пока его взор не занялся ею из-за его удивления ею, и (пророк, да благословит и приветствует его Аллах) стал опасаться за то, что (Фадль) подвергнется соблазну… В хадисе содержится также указание на то, что верующие женщины не обязаны закрываться так, как были обязаны супруги пророка, да благословит и приветствует его Аллах, ибо если бы это было бы так, то пророк, да благословит и приветствует его Аллах, непременно велел бы этой женщине аль-хос‘амиййе закрыться, и не стал бы отворачивать лицо Фадля». Он сказал: «В этом также содержится указание на то, что не обязательно закрывать лицо женщины, поскольку существует единогласие в том, что она открывает лицо в молитве, даже если единицы и считают это обязательным».

Все это слова Ибн Батталя, которые являются сильными и хорошими. Хафиз стал опровергать его словами: «К его приведению довода случаем хос‘амиййи имеется замечание, ибо она была в состоянии ихрама».

Я говорю (Албани): Никак нет, ибо в нем нет доказательства тому, что она была в ихраме, однако явный смысл хадиса указывает на противоположное. Поистине, сам Хафиз упомянул, что вопрос хос‘амиййи был лишь после бросания камней пророком, да благословит и приветствует его Аллах, т.е. после освобождения от ихрама.

3. Хадис Сахля ибн Са‘да: «Одна женщина пришла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, (а он был в это время в мечети) и сказала: «О посланник Аллаха! Я пришла для того, чтобы отдаться тебе в жены». (Она замолчала, и я, воистину, видел, как она стояла долго, или он сказал: «униженно».) Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, посмотрел на нее, после чего опустил голову. Когда женщина увидела, что он не принимает окончательного решения, то села… ».

4. От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Жены верующих присутствовали с пророком, да благословит и приветствует его Аллах, на утренней молитве, покрытые плащами, а затем после окончания молитвы они возвращались к себе домой, и в рассветной темноте они были неузнаваемы». Передали Бухари и Муслим. Доводом в этом хадисе являются ее слова: «в рассветной темноте они были неузнаваемы». Ибо тут понимается, что если бы не темнота, то они были бы узнаваемы, и обычно они узнавались лишь по лицам, которые были открыты, что и требовалось доказать. Смысл этого передал Шаукани (2/15) от Баджи. Затем я нашел очевидную версию с таким текстом: «И некоторые из нас не узнавали лица других», передал Абу Йа‘ла в его «Муснаде» с достоверной цепочкой передатчиков от нее (т.е. от ‘Аиши).

5. От Фатимы ибн Кайс: «Абу ‘Умар ибн Хафс развелся с ней окончательно (в другой версии: «последний третий развод»), и он в то время отсутствовал… Она пришла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и упомянула ему об этом… Он велел ей выждать срок в доме Умму Шарийк, а затем сказал: «Эту женщину часто посещают мои сподвижники. Выжидай срок у Ибн Умми Мактума, ибо он слепой мужчина, а ты будешь снимать свою одежду (у него)». (В одной версии сказано: «Иди к Умму Шарийк – а Умму Шарийк была богатой женщиной из числа ансаров, много расходовала на пути Аллаха, у нее останавливались гости – и я сказала: «Я скоро сделаю это». Он сказал: «Не делай этого, ибо у Умму Шарийк много посетителей, и боюсь, что твой платок упадет, или твоя одежда откроет твои голени, и люди увидят кое-что, что тебе не понравится. Однако иди к (слепому) сыну твоего дяди Абдуллаху ибн Умми Мактуму… он был ей кровным родственником. (Поистине, если снимешь свой платок, то он не увидит тебя)». И я пошла к нему, и когда мой выжидательный срок прошел, я услышала зов глашатая, который провозглашал: «Общая молитва». И я вышла в мечеть и совершила молитву с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. А когда он завершил молитву, то сел на минбар и сказал: «Клянусь Аллахом, я не собрал вас для побуждения к чему-либо или устрашения от чего-либо. Однако Тамим Ад-Дари был христианином, и пришел, присягнул и принял Ислам. И он рассказал мне хадис, который совпал с тем, что я рассказываю вам о Масихе Ад-Даджале…»)». Передал Муслим.

Этот хадис явно свидетельствует о том, что лицо не является ‘аурат, ибо посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, признал, что дочь Кайса будут видеть мужчины, в то время, как на ней будет платок – а это покрывало для головы – а это свидетельствует о том, что лицо не обязательно закрывать, как обязательно закрывать голову. Однако посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, боялся за нее, что платок упадет, и обнажит из ее тела то, что запрещено священным текстом. И (посланник Аллаха) да благословит и приветствует его Аллах, велел ей совершить более осторожное действие – переезд в дом слепого Ибн Умми Мактума, ибо он не видел бы ее, когда она снимала бы свой платок. А хадис: «А разве вы тоже слепы?!» имеет слабую цепочку передатчиков и неприемлемый (мункар) текст.

Необходимо знать, что это событие произошло в конце жизни посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ибо Фатима бинт Кайс упомянула, что после окончания ее выжидательного срока она слышала, как пророк, да благословит и приветствует его Аллах, рассказывал о хадисе Тамима ад-Дари, что он пришел и принял Ислам. В биографии Тамима достоверно известно, что он принял Ислам в девятом году (хиджры). Это свидетельствует о том, что это событие было после ниспослания аята о покрывале. Таким образом, данный хадис является священным текстом в пользу того, что лицо не является ‘аурат.

6. От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах: «Его спросили: «Присутствовал ли ты с пророком, да благословит и приветствует его Аллах, на празднике?» Он ответил: «Да, и если бы не моя юность, то я не присутствовал бы на нем. Он пришел к столбу у поместья Касира ибн Салта, и совершил молитву. (И пророк Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, остановился, и как будто я и сейчас смотрю на него, как он усаживает мужчин рукою, а затем он начал проходить сквозь их ряды). Затем он подошел к женщинам. Вместе с ним был Биляль. (Он сказал: «О пророк, если к тебе придут верующие-женщины для того, чтобы присягнуть тебе в том, что они не будут ничего придавать Аллаху в сотоварищи …» и прочел этот аят до конца, а затем, закончив, сказал: «Вы (пришли) за этим?» И сказала одна женщина — никто из них больше не ответил ему: «Да, о пророк Аллаха!» Он сказал:) «И он сделал им наставление и напоминание, и велел им подать милостыню. (Биляль расстелил свою одежду, а потом сказал: «Сюда, да будут мои отец и мать выкупом за вас!») И увидел, как они махают руками, бросая их (в одной версии сказано: они начали бросать кольца без камней и кольца с камнями) в одежду Биляля». Затем он и Биляль ушли к нему домой».

Ибн Хазм после того, как привел аят о закрытии платком в качестве довода тому, что лицо не является ‘аурат, сказал: «И это Ибн ‘Аббас в присутствии посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, видел их руки, и становится достоверным, что рука женщины и ее лицо не являются ‘аурат, а все остальное обязательно закрывать».

Я говорю (Албани): В принесении присяги посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, этими женщинами в данном рассказе содержится доказательство тому, это произошло после того, как покрывало было вменено в обязанность. Ибо покрывало было вменено в обязанность в третьем году хиджры, а аят о присяге был ниспослан в шестом году хиджры, как об этом будет сказано ниже. То, что мы сказали, подтверждается упоминанием в «Фатх аль-Бари» (2/377) того, что присутствие Ибн ‘Аббаса в этом событии было после освобождения Мекки, и это подтверждается тем, что сказано ниже.

7. От Субай‘и бинт аль-Харис: «Она была замужем за Са‘да ибн Хавлы, и он умер во время прощального паломничества. Он был участником Бадра. Она разрешилась от бремени до того, как завершились четыре месяца и десять дней после его смерти. Ее встретил Абу ас-Санабиль ибн Ба‘как, когда она очистилась от послеродового кровотечения, подкрасила (глаза) сурьмой, ((а кисти) краской и оделась в лучшее платье,) и сказал ей: «Сжалься над собой – или что-то в этом роде, – наверное, ты желаешь выйти замуж? Поистине, (должно пройти) четыре месяца и десять дней после смерти твоего мужа». Она сказала: «И я пошла к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и упомянула ему о том, что сказал Абу ас-Санабиль ибн Ба‘как, и он сказал: «Ты освободилась (от срока), когда разрешилась (от бремени)».

Данный хадис является явным доказательством тому, что кисти не являются ‘аурат в обычае женщин-сподвижниц, так же как и лицо или, по меньшей мере, глаза. В противном случае для Субай‘и, да будет доволен ею Аллах, не было бы дозволено показывать это перед Абу ас-Санабилем, особенно если он посватался к ней, а она не согласилась (выйти замуж) за него.

8. От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Одна женщина пришла к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, для того, чтобы присягнуть ему, и (ее кисти) не были покрашены. И он не принял ее присягу, пока она не подкрасила (кисти)».

9. От ‘Ата ибн Абу Рабаха, который сказал: «Ибн ‘Аббас сказал мне: Не показать ли тебе женщину из числа обитателей рая?» Я ответил: «Конечно». Он сказал: «Вот эта черная женщина пришла к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и сказала: «Я страдаю эпилепсией, и обнажаюсь (во время приступа), помолись же Аллаху за меня». Он ответил: «Если пожелаешь, то терпи, и тебе будет (в награду) рай. Если хочешь, я совершу Аллаху мольбу за тебя, чтобы Он исцелил тебя». Она тогда ответила: «Я буду терпеть». Она затем сказала: «Я раскрываюсь (во время приступа), так помолись же Аллаху, чтобы я не обнажалась», и он помолился за нее ».

10. То же от Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Одна женщина молилась за посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и она была самой красивой из людей. (Ибн ‘Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, я не видел подобной ей никогда»). И некоторые люди стали выходить вперед, так что становились в первом ряду, чтобы не видеть ее. А некоторые же отодвигались назад, так что становились в последнем ряду, и когда совершали поясной поклон, то смотрели из-подмышек (и отодвигали руки от боков). И тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Поистине, мы узнали выдвигающихся из вас вперед и отодвигающихся назад».

11. От Ибн Мас‘уда, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, увидел женщину, и она изумила его. И он пошел к Савде, когда она изготавливала благовония, а рядом с ней были женщины. Он уединился с ней, справил свою нужду, а затем сказал: «Кто бы из мужчин не увидел женщину, которая удивит его, пусть идет к своей супруге, ибо поистине, у нее есть то же самое, что и у той (женщины)».

12. Передается от Абдуллаха ибн Мухаммада от женщины из них: «Ко мне (однажды) вошел посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, когда я ела левой рукой, поскольку я была левшой. Он ударил меня по руке, и кусок (пищи) выпал. Он сказал: «Не ешь левой рукой, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах дал тебе правую руку» или же он сказал: «Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, дал тебе правую руку».

13. От Савбана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Дочь Хубайры пришла к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и в ее руке был крупный перстень. И пророк, да благословит и приветствует его Аллах, стал постукивать ее по руке тросточкой, которая была у него, поговаривая: «Будет ли тебя радовать то, что Аллах сделает в твоей руке кольцо из огня?!»…

В этих хадисах содержится указание на дозволенность женщиной обнажать лицо и кисти, и они подтверждают предыдущий хадис ‘Аиши. И становится ясным, что это подразумевается словами Всевышнего Аллаха: «кроме тех из них, которые открыты» (Свет-31), как упомянуто выше. Также последующие слова (Аллаха): «пусть они опустят платки себе на шею и грудь» (Свет-31) свидетельствуют так же, как и некоторые предыдущие хадисы, что лицо женщины закрывать не обязательно, ибо «платки» — «хумур», множественно число от «химар» — это то, чем покрывают голову.

А «джуйуб» – множественное число от «джайб», это место выреза рубахи. И Всевышний Аллах велел завернуть платки вокруг шеи и груди, и это указывает на обязательность их закрытия. И Он не приказал закрыть (платком) лицо, что доказывает то, что оно не является ‘аурат. Поэтому Ибн Хазм сказал в «Мухалла»: «И Всевышний Аллах велел им опустить платки на вырезы рубах, что является священным текстом для закрытия шеи и груди, и в этом содержится священный текст о дозволенности открытия лица, и нет другого выхода (кроме этого)».

Опровержение утверждения о том, что все эти доказательства были до вменения покрывала в обязательство

Я говорю (Албани): Если скажут: «То, что вы упомянули весьма очевидно, кроме лишь возможности того, что это происходило до вменения покрывала в обязанность. Поэтому использование этого довода недействительно до тех пор, пока не будет установлено свершение этих событий после (вменения в обязанность) покрывала», то наш ответ на это состоит из двух пунктов.

Первый пункт. Явный смысл доводов указывает на то, что это произошло после (вменения в обязанность) покрывала. И в действительности, мы представили для этого два хадиса.

Первый хадис, это хадис Умму ‘Атыййи, да будет доволен ею Аллах: “Когда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, велел женщинам выйти для праздничной молитвы, Умму ‘Атыййа сказала: «У одной из нас нет покрывала”. Он ответил: «Пусть ее сестра даст ей из своего покрывала». В этом хадисе содержится доказательство тому, что женщины выходили на праздник лишь в своих покрывалах, и женщина с темными щеками была в покрывале. Это подтверждается другим хадисом.

Второй хадис, также ее хадис. Она сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину, он собрал женщин-ансаров в одном доме, а затем отправил к ним ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Тот встал у двери и поприветствовал их, а они ответили на его приветствие. Он сказал: «Я – посланец посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, к вам». Они ответили: «Добро пожаловать посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и его посланцу». (‘Умар) сказал: «Вы дадите присягу, что не будете придавать Аллаху ничего в сотоварищи, не будете воровать, не будете совершать прелюбодеяние, не будете убивать своих детей, не будете покрывать клеветой то, что между вашими руками и ногами, и не будете ослушаться в благих делах?» Они ответили: «Да». Тогда ‘Умар поднял руку снаружи двери, и они подняли руки изнутри. Затем он сказал: «О Аллах, будь свидетелем» и велел нам (в одной версии сказано: «и нам было велено»), молодым девушкам и женщинам, у которых начались месячные кровотечения, выходить на два праздника. И нам было запрещено следовать похоронной процессии. Пятничная (молитва) не была обязательной для нас. Я спросила его о клевете и словах (Аллаха): «не будут ослушаться тебя в благих делах». Он ответил: «Это нийаха».

Подтверждение (вышеуказанному) в этом хадисе станет ясно только после того, как мы вспомним, что аят о присяге женщин: «О пророк, если к тебе придут верующие-женщины для того, чтобы присягнуть тебе в том, что они не будут ничего придавать Аллаху в сотоварищи …» (Испытуемая-12) был ниспослан лишь в день освобождения (Мекки), как сказал Мукатиль в «Дурр» (6/209), и он был ниспослан после аята об испытании, как передал Ибн Мардавайх от Джабира («Дурр» 6/211). У Бухари от Мисвара (сказано,) что аят испытания был ниспослан в день Худайбиййи, и это было в шестом году хиджры согласно верному мнению, как сказал Ибн аль-Каййим в «Зад аль-Ма‘аде». А аят хиджаба был ниспослан лишь в третьем году, некоторые сказали, что в пятом, когда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, женился на Зайнаб бинт Джахш, как сказано в ее биографии в «Исоба».

Из этого становится достоверным, что повеление женщинам выходить на праздник было лишь после вменения в обязанность покрывала. Это подтверждается (еще) и тем, что в хадисе ‘Умара он не вошел к женщинам и принял у них присягу лишь из-за двери. В этом рассказе он довел до их сведения веление пророка, да благословит и приветствует его Аллах, женщинам выходить на праздник, и это было в шестом году (хиджры) после возвращения пророка, да благословит и приветствует его Аллах, из Худайбиййи после ниспослания аята об испытании и присяги, как было сказано выше. Отсюда вы можете узнать, что смысл слов Умму ‘Атыййи в начале первого хадиса: «Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину», означает «из Худайбиййи», и она не имела в виду его прибытие из Мекки в качестве переселения, как может сразу прийти на ум, на первый взгляд. Так подумайте же.

Второй пункт. Если мы представим, что не смогли установить то, что мы упомянули, то нет сомнения, что молчаливое одобрение пророка, да благословит и приветствует его Аллах, при открытии лица и кистей перед мужчинами является доказательством его дозволенности. И если дело обстоит так, то известно, что основой всех решений является их оставление в своей силе до тех пор, пока не придет доказательство его отмены или снятия. А мы утверждаем, что там ничего из этого (отменяющего) не было. Напротив, поступили доказательства оставлению в силе и продолжению этого (решения), как вы увидите скоро. Кто же утверждает обратное этому, он должен привести отменяющий довод, но, увы!

В добавок к этому, мы уже доказали выше в хадисе хосми‘ййи, что это событие было во время паломничества пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а оно имело место вне всякого сомнения после вменения в обязанность покрывала. Это не оставляет никаких сомнений, что на него нет ответа в представленном выше «опровержении». Это подтверждается словами Всевышнего Аллаха в середине вышеупомянутого аята: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры, оберегали свои половые органы … и скажи верующим женщинам …» (Свет-30-31). Этот аят указывает на то, что у женщин есть открытые части (тела), на которые может попасть взор, и поэтому Всевышний Аллаха велел опустить взор от них, и это не может быть, кроме лица и кистей.

Подобное же сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: «Остерегайтесь сидеть на обочинах дорог… Если вы настаиваете на этом, то выполняйте свои обязанности перед дорогой». Они спросили: «А что это за обязанности, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Потупляйте свои взоры, воздерживайтесь от всего неприятного, отвечайте на приветствия, призывайте к совершению благодеяний и предостерегайте от совершения злодеяний». И его слова: «О ‘Али, не смотри повторно, ибо на первый взгляд ты имеешь право, но не имеешь права на другой».

Передается от Джарира ибн Абдуллаха, что он сказал: «Я спросил посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, о случайном взгляде. И он, да благословит и приветствует его Аллах, велел мне отклонять мой взгляд в сторону».

Куртуби (12/230) и другие упомянули в причине ниспослания этого аята: «пусть они опустят свои платки на шею и груди» (Свет-31). «Женщины в то время, когда покрывали свои головы платками и были закрыты, отпускали платки назад на спину, а грудь, шея и уши оставались открытыми. И тогда Всевышний Аллах велел набросить платки на груди и шеи».

И от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается: «Да смилуется Аллах над первыми женщинами-мухаджирами. Когда Аллах ниспослал: «Пусть они опустят платки на свои шеи и груди», они разрезали края плащей, и обернулись ими, (в одной версии сказано: взяли свои покрывала , разрезали их по краям и обернулись ими)»…

Затем слова Всевышнего Аллаха: «И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (Свет-31) указывает на то, что женщина обязана закрывать также и ноги. В противном случае кто-либо из них смог бы показать свои скрытые украшения (а это лодыжки голеней), и ей уже не пришлось бы стучать ногой. Однако она не могла этого сделать из-за противоречия Закону, и подобное противоречие не было известно во время написания этой книги. Поэтому она прибегала к хитрости стучать ногой для того, чтобы уведомить мужчин о скрытом ею украшении. И Всевышний Аллах запретил им делать это. Основываясь на том (же), что мы разъяснили, Ибн Хазм сказал в «Мухалла» (3/216): «Это священный текст в пользу того, что ноги и голени скрываются, и открывать их недозволенно»…

Всевышний Аллах разъяснил в предыдущем аяте – суры «Свет» – те из украшений, которые обязательно закрывать женщине перед людьми, не являющимися родственниками-махрам, и тех людей, перед которыми дозволено открывать эти украшения. После этого Он велел в другом аяте при выходе из дома укрываться поверх одежды и платка покрывалом или накидкой, ибо это больше прикрывает ее и более достойнее ее. Это слова Всевышнего Аллаха: «О пророк, скажи своим супругам, своим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». (59-аят суры «Сонмы»).

Когда этот аят был ниспослан, женщины-ансары вышли на улицы, как будто у них на головах были вороны из одежды. Одежда была уподоблена воронам из-за ее черного цвета. А покрывало (джильбаб) – это накидка, в которую женщина оборачивается поверх одежды, согласно самому верному мнению, и чаще всего оно используется при выходе из дома. Как передали Бухари и Муслим, что Умму ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, велел нам, чтобы в день разговения и день жертвоприношения мы выводили друг друга из дома: молодых девушек, женщин, у которых начались месячные кровотечения, а также девушек, находящихся взаперти. Однако женщины, у которых начались месячные кровотечения, стояли в стороне от места моления, принимали участие в благих начинаниях и присутствовали при обращении мусульман с мольбой к Аллаху. Я сказала: «О посланник Аллаха! У одной из нас нет джильбаба”. Он ответил: «Пусть ее сестра даст ей из своего джильбаба»

В 31-аяте суры «Свет»: «Опустят на себя платки … и не стучат ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» запрет стука ногами связан с опусканием платков, что ясно указывает на то, что надевать платки нужно (не только дома, но) также и при выходе на улицу. На это указывают также слова в этом аяте: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры». И истина состоит в следовании обоим аятам сур «Свет» и «Сонмы»: для женщины обязательно при выходе из дому надевать платок и поверх него оборачиваться в покрывало, ибо это, как уже сказано выше, закрывает ее больше и меньше всего очерчивает форму ее головы и плеч. А это требуемое Законодателем условие, которое разъяснено в «Четвертом условии хиджаба» (данной книги). То, что я упомянул, является комментарием некоторых предшественников к аяту о покрывале (джильбаб). В «Дурр» (5/222) сказано: «Ибн Абу Хатим передал от Са‘ида ибн Джубайра о словах (Аллаха): «Опустят на себя покрывала», что он сказал: «Набросят на себя джильбаб, а это покрывало поверх платка. И недозволенно для женщины, чтобы ее видел посторонний без покрывала поверх платка, этим ее голова и грудь (укрываются) сильнее»…

Обязательность этого совмещения (между платком и покрывалом) подтверждается хадисом Ибн ‘Аббаса: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры…» до конца аята, и (Аллах) сделал исключение из этого для «престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах – Слышащий, Знающий». (Свет-60.) В одной версии от от Ибн ‘Аббаса он читал этот аят: «снимут что-либо из верхней одежды». Он сказал: «Это покрывало (джильбаб)». То же сказал Ибн Мас‘уд.

Я говорю (Албани): Это священный текст в пользу того, что женщины обязаны надевать покрывало поверх платка, кроме престарелых женщин, «которые не вызывают влечения из-за своей старости». Им дозволено не надевать хиджаб на голову…

Указание опускать покрывало носит обобщенный («мутлак») характер. Это обобщение необходимо понимать или как опускание покрывала на все украшения, которые нельзя показывать, кроме лица и кистей. Или же это веление носит общий характер, и имеет в виду закрытие лица. Первое мнение подтверждается (еще) следующим:

Первое. Некоторые аяты Корана комментируют другие аяты. А из предыдущего аята стало известно, что лицо (и кисти) не обязательно закрывать, и необходимо ограничивать (обобщенный смысл аята об) опускании (покрывала) всеми (частями тела), кроме лица (и кистей), для совмещения двух аятов.

Второе. Сунна разъясняет Коран, выделяет частное из общего, ограниченное из обобщенного. Множество священных текстов из Сунны указывает на то, что лицо не обязательно закрывать. И поэтому обязательно толковать этот аят светом (Сунны) и ограничивать его (Сунной).

То, что лицо не является ‘аурат, который необходимо закрывать, доказано, и это является мнением большинства ученых, как сказал об этом Ибн Рушд в «Бидайа» (1/89). Среди них Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад в одном сообщении, как сказано в «Маджму‘» (3/169). Тахави передал в «Шарх аль-Ма‘ани» (2/9) от сподвижников Абу Ханифы то же самое, и в «Мухиммат», книге шафиитов, четко упомянуто, что это верное мнение, как об этом сказал Шейх Ширбини в «Икна‘» (2/110).

Однако необходимо отметить, что на лице так же, как и на кистях не должно быть ничего из украшений, что следует из общего смысла слов Всевышнего Аллаха: «пусть не показывают своих украшений» (Свет-31), в противном случае обязательно закрывать это, в частности, в нашем веке, когда женщины изощрены различными украшениями и красками лиц и рук. К этому не относится сурьма и краска (для кистей), поскольку для них сделаны исключения в этом аяте, как было сказано выше. Это подтверждается сообщением Ибн Са‘да (8/238-29 ). Затем я нашел слова Муджахида с другой достоверной цепочкой передатчиков в «Муснаде Абу Йа‘ла» (№6989).

Слова в аяте: «так их будут легче узнавать, и не подвергнут оскорблениям», обозначают, что женщина, покрытая джильбабом будет узнана, как целомудренная, и не подвергнется словесным оскорблениям распутников, в отличие от женщины, не закрытой (хиджабом). Ибо этого то и желают от нее распутники. И Всевышний Аллах велел всем верующим женщинам укрыться хиджабом для предотвращения попадания во зло.

И в дозволенности открытия лица и кистей (и ‘аурате) свободные женщины и невольницы равны, а хадис, в котором понимается различие между ними, переданный Ибн Са‘дом (8/176) очень слабый из-за того, что Мухаммад ибн Ка‘ба аль-Карзи был последователем и не достиг времен пророчества, а также по причине того, что Абу Бакр ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абу Сабра был очень слабым передатчиком, как сказал Хафиз (Ибн Хаджар) в «Такрибе», что его обвинили в фальсификации хадисов. В третьих, Мухаммад ибн ‘Умар Вакиди также слаб, что известно среди мухаддисов, он даже обвинен во лжи. Подобные сообщения переданы в «Дураруль-мансур» у Суюти, у Ибн Джарира и других, все они недостоверны, поскольку являются отосланными. Нет различия между ‘ауратом свободных верующих женщин и невольниц, поскольку веление Аллаха: «женщины верующих» имеет общий смысл, и нет доказательства для их различения. Об этом также говорил Абу Хаййан Андалуси в комментарии «Бахрул-Мухит» (7/250). До него об этом говорил Хафиз ибн Каттан в «Ахкамун-назр» (24/2) и другие. И как прекрасно об этом сказал Ибн Хазм в «Мухалла» (3/218-219)!

Таким образом, женщина обязана закрывать покрывалом все тело, когда выходит из дому, в этом нет различия между свободной женщиной и невольницей. И дозволено открывать лишь лицо и кисти, поскольку это совершалось во времена пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и что одобрялось им.

Приведем еще некоторые сообщения предшественников, которые мы упустили в предыдущем издании, которые указывают на то, что они действовали так же и после смерти пророка, да благословит и приветствует его Аллах.

1. От Кайса ибн Абу Хазима, что он сказал: «Мы вошли к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, а он был светлокожим, легковесным человеком. Около него была Асма бинт ‘Умайс с татуировкой на обеих руках, которые ей сделали во времена невежества…». Передал Табари в «Тахзибуль-асар», Ибн Са‘д в «Табакоте» и Табарани в «Кабире» с достоверной цепочкой передатчиков.

2. От Абу ас-Салиля, что он сказал: «(Однажды) пришла дочь Абу Зарра с темными щеками…». Передал Ибн Са‘д и Абу Ну‘айм в «Хильйе» и цепочка передатчиков благодаря усиливающим сообщениям хорошая.

3. От ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я сидел с посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, как пришла Фатима, да смилуется над ней Аллах, и остановилась перед ним. Я посмотрел на нее: кровь отошла от ее лица…». После того, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершил мольбу за нее, ‘Имран сказал: «И я посмотрел на нее: кровь прилила к ее лицу…». Передал Табари в «Тахзибе» и Давлаби в «аль-Куна» с неплохой цепочкой передатчиков, которая усиливается другими сообщениями.

4. От Кабисы ибн Джабира, что он сказал: «… Ибн Мас‘уд увидел, что лоб женщины блестит, и спросил ее: «Ты сбрила его?»…». Цепочка передатчиков хорошая.

5. Передается от Абу Асмы ар-Рохби, что «он вошел к Абу Зарру (аль-Гифари, да будет доволен им Аллах), и около него была черная женщина… ».

6. В «Тарихе» Ибн Асакира в рассказе Сульба ибн Зубайра, что «его мать (Асма бинт Абу Бакр) пришла с блистающим и улыбающимся лицом… ». Передал Ахмад, Ибн Са‘д, Абу Ну‘айм с достоверной цепочкой передатчиков.

7. Передается от ‘Урвы ибн Абдуллаха ибн Кушайра, что «он вошел к Фатиме бинт Али ибн Абу Талиб и увидел на ее руке перстень… ».

8. Передается от Му‘авии, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я вошел со своим отцом к Абу Бакру, и увидел, что у его головы стояла Асма, очень светло(кожая). И я увидел, что Абу Бакр был еще белее ее, и был худым». Передал Табарани в «Кабире» с хорошей цепочкой передатчиков благодаря усиливающим сообщениям.

О том, что закрытие лица имеет основу в шариате

Некоторые люди считают, что закрытие лица является новшеством и чрезмерностью в религии.

1. «Женщина в ихраме не надевает маску и перчатки». Достоверный хадис. Шейхуль-ислам Ибн Таймия в комментарии к суре «Свет» (с. 56) сказал: «Это доказывает, что маска и перчатки были известными среди женщин, которые не были в ихраме. Это указывает на закрытие их лиц и рук»…

То, что мы упомянули, указывает на то, что закрытие лица покрывалом или подобным ему имеет основу в шариате и является похвальным деянием, даже если это необязательно для женщины. Тот, кто совершит его, тот совершит прекрасное. Тот, кто не совершит его, на том не будет греха.

Важная польза
Слова в 31-аяте суры «Свет»: «и показывают свои украшения только … своим женщинам» означает «верующим женщинам», а не всем праведным женщинам, будь они мусульманками или неверными, как сочли некоторые наши современники. Шаукани в «Фатхуль-кадыр» (4/22) сказал о том, что в этом аяте имеются в виду только верующие женщины. Байхаки в «Адабе» (с.407, Ливан) передал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Абу ‘Убайде аль-Джарроху запретить мусульманкам входить в бани вместе с женщинами из числа людей писания. В другой версии он сказал явно, что только верующая может смотреть на ‘аурат верующей. Первая версия имеется у Байхаки в «Сунане» (7/95), ее передал также Ибн Джарир (18/95). Са‘ид ибн Мансур передал его в своем «Сунане», как сказано в «Тафсире Ибн Касира» (3/284). В некоторых версиях есть прерывание цепочки, в других эта цепочка восполнена Нусием – отцом ‘Убады. Все передатчики, кроме Нусия заслуживают доверия. Нусия заслуживающим доверия назвал лишь Ибн Хиббан, а Ибн Хаджар «Такрибе» назвал его неизвестным. Однако о смысле сообщения единогласны комментаторы, нашедшие верное мнение, как Ибн Джарир, Ибн Касир, Шаукани и другие, которые не выходили за рамки комментариев по сообщениям.

فالله المستعان ، ولا حول ولا قوة إلا بالله . وهو سبحانه ولي التوفيق ، والهادي إلى أقوم طريق.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс