Есть ли отличие между намазом мужчин и женщин?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет никакой разницы между молитвами мужчин и молитвами женщин в своей основе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» аль-Бухари 631, 6008.

Это веление относится к любой молитве, будь это обязательные или добровольные, относится ко всем членам его уммы, будь то мужчины или женщины, старики или дети.

Необходимо усвоить одно важное правило, что в основе религии Всевышнего Аллаха любое обращение Аллаха или Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) относится ко всем без исключения, если только не будет конкретизирующего доказательства. Обращение к одному, включает в себя и обращение ко всей общине, как и обращение к мужчинам включает в себя и обращение к женщинам. Это то, относительно чего нет разногласия среди ученых ахлю-Сунна.

Всевышний Аллах сказал: «А кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина и тот верующий, то он войдет в Рай!» (ан-Ниса 4: 124).

‘Аиша рассказывала: “Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: «Ему следует искупаться». А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: «Он не обязан купаться». Умм Суляйм тогда спросила: “А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?” Он ответил: «Да. Поистине, женщины – родные сестра мужчин!» Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: “Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства!” См. “Ма’алиму-Ссунан» 1/161.

То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295.

Теперь, усвоив эту важную основу, мы должны сказать всем, кто заявляет о том, что молитва мужчины и женщины различается в том или ином положении или моменте: Предоставьте ваши доводы на это!

Да, есть три хадиса, в которых говорится, что в земном поклоне и сидении на ташаххуде женщина не подобна мужчинам. Один из этих хадисов мурсаль, который приводит Абу Дауд в “аль-Марасиль” 118. Мурсаль – это хадис, в котором пропущен передатчик между последователем сподвижников (таби‘ун) и пророком (мир ему и благословение Аллаха). См. “Нузхату-нназар” 43.

Такой хадис неприемлем в качестве аргументации.

Что же касается двух других хадисов, то их иснад полноценный, однако оба иснада являются слабыми. Эти хадисы приводит имам аль-Байхакъи, который сказал: “В отношении этого (различии между намазом мужчин и женщин) передается два слабых хадиса, на которые нельзя опираться!” См. “Сунан аль-кубра” 2/222.

Таким образом, нет ничего достоверного, что указывало бы на отличие молитвы женщин от молитвы мужчин в ее исполнении. Более того, несмотря на то, что нет никаких указаний на отличие молитвы женщины от молитвы мужчины, что остается в своей основе, от саляфов передается то, что подтверждает тот факт, что нет между их молитвами никакой разницы. Имам аль-Бухари в главе «Сунна сидения в ташаххуде» говорит: “Умм ад-Дарда садилась в молитве так же, как и мужчины, а она была факъихом”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/123.

Основа этого сообщения с достоверным иснадом приводится у Ибн Аби Шайбы 2801 от Уаки’а, передавшего от Саура, передавшего от Макхуля, сообщившего что Умм ад-Дарда садилась в молитве так же, как и мужчины.

Следует отметить, что среди ученых было разногласие о том, о какой именно Умм ад-Дарде идет речь: о сподвижнице или же из числа таби’инов, поскольку у Абу ад-Дарды было две жены и обеих звали Умм ад-Дарда. Например, имам-ханафит Бадруддин аль-‘Айни в комментарии к Сахиху аль-Бухари относительно этого сообщения писал, что в нем речь идет о младшей Умм ад-Дарде, так как Макхуль не застал старшую. Затем он привел слова Ибн аль-Асира, который передал, что Ибн Мандах и Абу Ну’айм называли ее старшей, однако не согласился с ними. Затем говорит: “Упоминание однозначное Умм ад-Дарды без какой-либо конкретизации имамом аль-Бухари указывает на то, что речь идет о старшей или же младшей. Однако вероятность того, что он имеет в виду старшую сильнее, поскольку он сказал: «Она была факъихом»”. См. «‘Умдатуль-къари» 6/101.

Также и хафиз Ибн Хаджар, несмотря на то, что отдал предпочтение тому мнению, что речь идет о младшей Умм ад-Дарде, привел слова имама Ибн аль-Мунийра, который относительно данной главы имама аль-Бухари сказал: “Нет разницы в этом (ташаххуде) между мужчинами и женщинами”. См. “Фатх аль-Бари” 1/356.

Также передается, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Женщина совершает молитву так же, как и мужчина”. Ибн Аби Шайба 2/75. Иснад достоверный.

Это сообщение в таком виде приводится у Ибн Аби Шайба в издательстве «аз-Захирия» в “Мухтасар аль-Мусаннаф”. А что касается полного сборника, то там эти слова Ибрахима ан-Наха’и приводятся так: “Женщина садиться в молитве так же, как и мужчина”. Ибн Аби Шайба 2804.

И о том, что молитва женщины не отличается от молитвы мужчин, передается от многих имамов. Например, имам аль-Къуртуби, упоминая различные мнения имамов о ташаххуде женщины, сказал: “Имам Малик говорил: «Женщина, как и мужчина (в совершении молитвы), и она не противоречит ему после такбира ихрам ни в чем, кроме как в одежде (прикрывающей аурат) и чтении вслух!»” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 1/361.

Также мнение о том, что совершение молитвы женщиной не отличается от совершения мужчины, выбрали шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “Сыфату-ссаля” 189, «Шарх аль-Мумти’» 3/304.

О некоторых отличиях связанных с молитвой между женщинами и мужчинами

Имамы упоминали о некоторых исключениях, на которые указывает Сунна в молитвах между мужчинами и женщинами, а именно:

1. Прикрытие аурата. В этом они отличаются, ибо женщине необходимо в отличие от мужчины прикрыть все тело кроме кистей рук и лица.

2. Совершая молитву позади мужчины, женщины указывают на ошибку имама хлопком, а мужчины словами «Субхана-Ллах».

3. Если женщина совершает молитву с одним мужчиной, скажем братом или мужем и т.д. то в отличие от двух мужчин которые становятся рядом друг с другом, женщина становится позади.

4. Если женщины молятся в своем кругу джама’атом, то в отличии от джама’ата мужчин, женщина-имам становится посреди них в первом ряду, как это делала ‘Аиша.

5. В отличие от мужчин лучший ряд для женщин в групповой молитве — это последний (подальше от мужчин), тогда как у мужчин лучшим рядом является первый.

6. Женщина не совершает для мужчин азан и икъама, однако в своем кругу они могут это делать, как это также передается от ‘Аиши.

7. Женщина не читает вслух при посторонних мужчинах намаз.

8. И для них не является обязательным совершение группового намаза в отличии от мужчин. См. “аль-Мугъни” 1/488, 2/258, 328, «аль-Маджму’» 3/429, 455.

Что же касается различий между самим исполнением молитвы, то в нем нет никаких различий, ни в стоянии, ни в поднятии рук, ни их складывании на груди, ни в поясном и земном поклонах, ни в ташаххуде. Однако некоторые имамы считали желательным, чтобы женщина прижимала руки к телу и была более скованней, то нет на это разграничение ни одного достоверного сообщения, и этому условию делал опровержение имам Ибн Хазм, сказавший что на это нет никаких доводов. См. “аль-Мухалля” 4/124, также “Сахих фикъху-Сунна” 1/345-346.

А кто утверждает обратное, должен предоставить доказательство!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс