С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Остерегайтесь того, чтобы без веской причины запрещать женщинам своим посещения мечети.
Салим – сын Ибн ‘Умара рассказывал, что его отец передал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они испросят вашего разрешения». Тогда Биляль – сын Ибн ‘Умара сказал: “Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!” Салим сказал: “Тогда Абдуллах (Ибн ‘Умар) повернулся к нему и стал его бранить и ругать такими словами, которые я никогда от него не слышал, а затем сказал: “Я рассказываю тебе от посланника Аллаха, а ты говоришь: «Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!»?!” Муслим 442.
В другом хадисе со слов Муджахида сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Дозволяйте женщинам посещать ночью мечети». Его сын по имени Уакъид сказал: “Ведь они начнут использовать это для плохих целей!” Тогда Ибн ‘Умар ударил его в грудь и сказал: “Я рассказываю тебе от посланника, а ты говоришь: «Нет»?!” Муслим 442.
Биляль ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что его отец ‘Абдулла ибн ‘Умар сообщил ему, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети». На что Биляль возразил: “Что касается меня, то я буду запрещать своим женщинам это, а кто хочет, пусть разрешает”. Тогда Ибн ‘Умар повернулся к нему и сказал трижды: “Да проклянет тебя Аллах!” А затем добавил: “Я тебе передаю, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел не запрещать это, а ты говоришь: “Я все равно буду запрещать!” После чего Ибн ‘Умар заплакал и ушел разгневанным”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/45.
В другой версии со слов Муджахида сказано: “И Ибн ‘Умар не разговаривал с ним до самой смерти”. Ахмад 2/36, Ибн Хузайма 1684.
Аллаху акбар!!! Какова же была сильна ревность сподвижников к противоречию Сунне и велениям пророка (мир ему и благословение Аллаха)!!!
Все данные версии являются достоверными. Что касается того, что в одной версии говорится про Биляля, а в другой про Укъида, то хафиз Ибн Хаджар сказал: “Вероятно, что подобное произошло с обоими, с Билялем и Уакъидом, либо в одном собрании, либо в разных. И Ибн ‘Умар ответил обоим тем, что они заслужили”. См. “Фатхуль-Бари” 2/384.
Также Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается порицание тому, кто отвергает Сунну на основании своего мнения и спорит с ученым, опираясь на свою страсть”. См. “Фатхуль-Бари” 2/349.
Кстати, если кто-то спросит: «А разве можно проклинать определенного мусульманина?»
То ответ на это: Нет, нельзя исходя из общих хадисов, однако дозволено проклинать конкретного человека для устрашения, не имея намерения самого проклятия, и доводом этому служит хадис, который передается от Абу Хурайры, рассказывавшего: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, у меня есть сосед, который причиняет мне вред!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся, собери свои вещи и выйди на улицу». Когда он вернулся и сделал все так, вокруг него стали собираться люди и спрашивать: “Что с тобой произошло?” Он сказал: “Мой сосед причиняет мне зло, а когда я пожаловался на него пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «собери свои вещи и выйди на улицу». Тогда эти люди стали говорить: “О Аллах, прокляни его, о Аллах, накажи его!” Когда же это дошло до соседа, он пришел к нему и сказал: “Вернись в свой дом, клянусь Аллахом я больше не причиню тебе вреда”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 124. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
В этих хадисах ясное указание на то, что в основе нельзя запрещать мусульманкам посещение мечетей для совершения коллективных молитв. Однако для посещения мечетей есть известные условия и цели, не просто поболтать и посплетничать, а совершить коллективную молитву, получить знания и т.п.!
Шейх аль-Мубаракфури о словах сына Ибн ‘Умара: “Тогда они начнут использовать это для плохих целей!”, сказал: “Т.е. совершать непристойное, сомнительное и поступать вероломно, используя выход в мечеть для совершения нечестия. Однако Ибн ‘Умар высказал ему суровое порицание за его дерзкое отклонение веления посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по причине пользы, которая казалась ему. Но польза любая в том, чтобы следовать велениям посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! В этих хадисах указание на дозволенность посещения мечетей женщинами. И ученые упоминали условия для этого, которые они взяли из хадисов. А это: чтобы они не душились, не приукрашивались, не надевали браслетов, которые будут издавать звуки, не надевали роскошную одежду, не пребывали там совместно с посторонними мужчинами и тому подобное, в чем есть опасение искушения”. См. “Миннатуль-мун’им” 1/293.
Что же касается самого хукма (постановления) в данном вопросе:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха. Однако молитва женщины в ее доме лучше, чем ее молитва в мечети». Ахмад 2/76, аль-Хаким 755, аль-Байхакъи 3/131. Достоверность подтвердили Имам Ибн Хузайма, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани.
Приведя этот хадис, имам аль-Байхакъи сказал: “В нем содержится доказательство на то, что веление не запрещать женщинам посещение мечетей носит желательный характер, а не обязательный. И это мнение всех ученых”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 3/131.
Для пользы и назидания нашим сестрам:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Если бы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) застал то, что совершают женщины (отправляющиеся в мечеть), то запретил бы им это так же, как это было запрещено женщинам сынов Исраиля!” Муслим 445.
Имам Ибн аль-Муляккъин сказал, после того, как привел эти слова ‘Аиши: “Сказал ад-Дауди: “А что бы сказала ‘Аиша, если бы застала наше время?!” Я (Ибн аль-Муляккъин) говорю: “А если бы она застала наше время?!” См. “ат-Таудых” 361.
А чтобы тогда сказал Ибн аль-Муляккъин, живший семьсот лет назад, застав наше время?! Аллаху-ль-Муста’ан!
Кстати еще, в этом хадисе: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они испросят вашего разрешения», доказательство на то, что женщина не имеет право выходить из дома без разрешения мужа! И если даже для совершения поклонения ей следует испрашивать разрешение мужа, то что сказать о том, что имеет отношение к бытовым вопросам?! Имам ан-Науауи после упоминания этого хадиса сказал: “Этот хадис служит доказательством на то, что женщина не выходит из дома ее мужа, кроме как с его согласия, поскольку это было связано с разрешением мужа. И муж должен запрещать своей жене выходить из дома, кроме как по нужде, будь это желание навестить родителей, посетить их похороны и т.п.”. См. «аль-Маджму’» 4/199.
Аллаху а’лям.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!