С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Как следует поступать в случае, когда мечеть переполнена и человек лишен простора для совершения земного поклона в надлежащей форме?
Аль-Байхаки в своем сборнике «Сунан аль-Кубра» 3/182 в разделе «Пятничная молитва», глава «При скоплении людей, мужчина совершает земной поклон на спину впередистоящего», передал слова Ибн ‘Умара (да будет Аллах доволен им и его отцом): “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая молитву прочитал [суру] «ан-Наджм» и склонился в земном поклоне 1 и долго оставался в таком положении. Людей [тогда] было много, и они совершили молитву на спинах друг друга”.
Из этого сообщения следует, что при сильном скоплении людей совершение земного поклона на спину впередистоящего является установленным во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) действием.
Сразу же после этого сообщения аль-Байхаки приводит слова ‘Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сказанные им во время пятничной проповеди: “О, люди! Поистине [сам] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) построил эту мечеть, а вместе с ним и мы; мухаджиры и ансары. Если же скопление [в мечети] будет сильным, пусть каждый из вас совершит земной поклон на спину [впереди молящегося] брата”2 См. «Сунан аль-Кубра» 3/183.
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “И он это произнес в пятничный день в присутствии сподвижников и их последователей, и никто из них не возразил ему, посему является единогласным мнением” См. «аль-Мугни» 2/233.
Однако вместе с тем, между учеными существуют разногласия по данному вопросу. Большинство ученых придерживается мнения, что при сильном скоплении людей и невозможности совершить земной поклон надлежащим образом, человек совершает земной поклон на спину или стопы впередистоящего. Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Находящийся в тесноте [и лишенный возможности в надлежащей форме совершить] земной поклон, как только возымеет возможность совершить земной поклон на спину человека или на его стопы, обязан воспользоваться этим, и такой [поклон] засчитывается. (Имам) Ахмад, по версии Ахмада бин Хашима, сказал: “[При тесноте] во время двух праздничных молитв, а также пятничной молитвы, человек совершает земной поклон на спину мужчины или на его стопы, так чтобы утвердились лоб и нос. Это мнение высказали также ас-Саури, Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Абу Саур и Ибн аль-Мунзир. А ‘Ата, аз-Зухри и Малик сказали: «Не надлежит так поступать»” См. «аль-Мугни» 2/232-233.
О существующих других мнениях упомянул известный правовед, шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах), отвечая на вопрос: “Двадцать седьмого дня месяца Рамадан Заповедная мечеть была переполнена и во время молитвы я не смог совершить поясной и земные поклоны. Каково правовое суждение [относительно этой молитвы]?”
Шейх ответил: “Аллах Всевышний сказал (смысловой перевод): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16). Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… из велений моих выполняйте то, что вам по силам» аль-Бухари №7288, Муслим №1337. Поэтому человек [оказавшийся в подобном положении] совершает то, что является заменой земного поклона, а это обозначение наклонами. Также если нет возможности совершить поясной поклон, то обозначаешь его наклоном, кивком. И это наиболее верное мнение. Но некоторые ученые считают, что такой человек дожидается пока люди завершат поясной и земные поклоны, затем сам совершает земной поклон. В этом случае хоть и осуществляются поясной и земные поклоны, однако [условие] следования за имамом теряется. Другие ученые высказали мнение, что такой человек совершает земной поклон на спину впередистоящего. В таком случае осуществляются поясной и земные поклоны, а также следование за имамом. Но тут под воздействием оказывается постороннее лицо, которое подвергается дезорганизации. Как это ты спину человека превратишь в место для исполнения своей молитвы? Это может его отвлечь, привести в замешательство, а также стать причиной непредвиденных бедствий. Последнее мнение самое слабое из существующих мнений. Ввиду упомянутых доводов, для меня самым достоверным является первое мнение” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль аш-Шейх Мухаммад Салих аль-‘Усаймин» 13/190-191. Таковым было мнение шейха (да смилуется над ним Аллах).
Подытоживая вышеизложенное можно сказать, что при наличии достоверных сообщений с прямым и ясным указанием, правильным мнением представляется, мнение большинства ученых.
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
_____________________________________________________
1 — Имеется в виду земной поклон, который совершается после прочтения последнего аята суры «ан-Наджм». Как известно в Коране есть определенные аяты, после прочтения которых совершаются земные поклоны, и последний аят суры «ан-Наджм» из тех аятов.
2 — Это сообщение передал также имам Ахмад в «аль-Муснад» 1/32. А его достоверность подтвердили Ибн Мулаккин в «аль-Бадр аль-Мунир» 4/687, имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» 4/558, аль-Альбани в «Тамам аль-Минна» стр.341 , Ахмад Шакир в «аль-Муснад» 1/117.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!