С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1. Установленный для развода срок (‘идда)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (33:49).
То есть, если муж развелся с женой до того, как вступил в интимную близость с ней, то она не обязана выжидать срок (‘идда). Но, между учеными существует разногласие по поводу того, что же подразумевается под арабским глаголом «масса» — (прикасаться, затрагивать, познавать женщину), упомянутый в выше процитированном аяте.
Некоторые ученые сказали, что речь идет непосредственно об интимной близости. Однако многие другие ученые и праведные халифы говорили о том, что под этим подразумевается даже простое уединение.
“Праведные халифы, ведомые верным путем, вынесли решение о том, что закрывший дверь или опустивший занавес обязан выплатить брачный подарок (махр), а женщина обязана выждать установленный срок (‘идда)”. Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) оценил предание как достоверный. См. «Ируа аль-Галиль» №1937.
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “У нас существует единогласное мнение сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Ахмад и аль-Асрам, каждый через свою цепочку передатчиков передали, что Зурары бин Ауфа сказал: “Праведные халифы, ведомые верным путем, вынесли решение о том, что закрывший дверь или опустивший занавес обязан выплатить брачный подарок (махр), а женщина обязана выждать установленный срок (‘идда)”. В этом никто в их время не противоречил им, и это было единогласным мнением”. См. «аль-Мугни» 7/191.
Учитывая сообщение Зурары бин Ауфа (да будет доволен им Аллах) и единогласное мнение сподвижников, последнее мнение является более достоверным. Поэтому разведенная женщина обязана выжидать установленный срок, даже если она не вступала в интимную близость со своим мужем, а всего лишь уединилась с ним.
2. Право на возвращение жены
Если мужчина развелся с женой до того как вступил с ней в интимную близость, то он не имеет права возвратить ее, поскольку возвращение жены возможно лишь во время промежутка, который выжидает женщина после развода (‘идда). Что же касается женщины, разведенной до вступления в интимную близость, то она не выжидает срок (‘идда), в соответствии со словами Всевышнего Аллаха (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (33:49).
Имам Ибн Кудама (514-620 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ученые единогласны в том, что получившая развод до вступления в интимную близость с мужем, разведена окончательным разводом, [с правом мужа на возобновление брака но] без права на ее возврат. Поскольку возвращение жены возможно лишь во время промежутка, который женщина выжидает после развода (‘идда), а в случае развода до вступления в интимную близость, женщина не выжидает срок (‘идда), в соответствии со словами Всевышнего Аллаха (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (33:49)”. См. «аль-Мугни» 7/397.
Поэтому, если супруги хотят воссоединиться, то они должны возобновить брак, то есть: заново заключить брак, с новым брачным даром (махр), соблюдая все обязательные и необходимые условия, как согласие женщины, согласие опекуна, присутствие двоих свидетелей и т.д.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) разъясняя условия при которых муж имеет право возвратить свою супругу, сказал: “…Чтобы женщина получила развод после уединения с мужем. Под уединением имеется в виду половая близость с супругом. Данное правовое положение извлекается из слов Всевышнего (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (33:49). Раз она не выжидает срок (‘идду), то разумеется и у мужа нет права вернуть ее. Ведь во время получения развода словами «ты разведена», она не имела половой близости с мужем, и поэтому оказывается разведенной окончательным разводом (с правом мужа на возобновление брака) и не обязана выдерживать перед своим мужем срок (‘идда)”. См. «аш-Шарх аль-Мумти’» 13/182.
3. Брачный дар (махр)
«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (брачный дар), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности» (2:237).
Если супруги при заключении брака обговорили размер брачного дара, то жене, разведенной до того, как муж уединился с нею, достается половина оговоренного брачного дара. В противном случае, количество брачного дара, преподносимого разведенной до того, как муж уединился с нею, будет зависеть от благосостояния мужа. Богатый муж должен сделать разведенной жене богатый подарок, а бедный муж должен одарить разведенную жену в соответствии со своими возможностями, как сказал об этом Всевышний (смысловой перевод): «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих возможностей. Такова обязанность творящих добро» (2:236).
Из этих пунктов понятно, что если они уединились на время, при котором могли совершить половой акт, то это считается, как будто бы они его совершили и она должна выжидать срок идды после развода, а он обязан обеспечивать ее, даже если по факту между ними не было полового акта.
Также можно добавить к вышеприведенным положениям то, что если после никаха муж умрет до половых отношений между супругами, то она все равно выжидает положенные 4 месяца и 10 дней исходя из общего смысла аята «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2: 234).
Также сам по себе никах, даже если не было близости, сразу же делает мужчину махрамом для матери его жены, а его отца махрамом для жены навсегда, до самой смерти.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Подготовил и перевел с арабского Абу Идар аш-Шаркаси