С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Черный тмин исцеление от всех болезней без исключения или только от некоторых?
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о черном тмине сказал: «Он является исцелением от всякой болезни, кроме смерти» аль-Бухари 5688, Муслим 2215.
Существует несколько толкований слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…исцеление от всякой болезни».
Некоторые сказали, что эти слова имеют широкий смысл, поэтому черный тмин — исцеление любой болезни, как и понимается из очевидного смысла хадиса. Другие же сказали, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это обобщение под которым подразумевается ограничение, и поэтому черный тмин – исцеление от некоторых болезней, но не от всех.
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Некоторые сказали, что слова: «от всякой болезни» подразумевают, что тмин лечит простудные заболевания, а лихорадочные заболевания им не лечатся. Аль-Хаттаби сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) «от всякой болезни» — обобщение под которым подразумевается ограничение, поскольку в природе нет растения, которое содержало бы все свойства от всех болезней. Смысл же этих слов заключается в том, что черный тмин – лечение от всех болезней, развитию которых способствует влажность”. Абу Бакр бин аль-‘Араби сказал: “Мёд, по мнению врачей, больше подходит под лекарство от всех болезней, чем черный тмин. Но, несмотря на это, есть болезни, при которых употребление меда наносит вред больному. И если слова Всевышнего о мёде: «В нем исцеление для людей» (16:69) толкуются как: исцеление для людей от большинства болезней, то такое толкование еще более верно по отношению черного тмина”» См. «Фатх аль-Бари» 10/144.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Исцеление от всякой болезни» подобны словам Всевышнего (смысловой перевод): «Он (ураган) уничтожает всякую вещь по велению своего Господа» (46:25). То есть, уничтожает все то, что возможно уничтожить и погубить” См. «Задуль-Ма‘ад» 4/297.
Имам Абу Мухаммад бин Абу Джамра сказал: “Люди много обсуждали этот хадис и ограничили его общий смысл, опираясь на мнения врачей, и прочих людей проводивших разные опыты с тмином. Но ошибочность этого мнения очевидна, ведь если мы верим врачам, то слова того, кто не говорит по своей прихоти, более заслуживают в признании их истинности и веры в них” См. «Фатх аль-Бари» 10/145.
На то, что в хадисе речь идет об исцелении от болезней в общей форме, указывает очевидный смысл хадиса, а также слова: «кроме смерти», что является исключением из общего смысла. Ведь если бы не обобщенность слов, то подобное исключение было бы бессмысленным, а исключение смерти, указывает на то, что все остальное помимо смерти подлежит излечению потреблением черного тмина. См. «‘Умда аль-Кари» 31/301.
Но исцеление зависит от отсутствия факторов препятствующих этому и наличия необходимых условий.
О том, что причина не всегда влечет за собой следствие
Бывает так, что некоторые употребляют черный тмин, однако болезнь их не проходит. Так в чем же дело? Прекрасное объяснение этому дал шейх аль-Ислям (да смилуется над ним Аллах): “Не обязательно, чтобы причина влекла за собой следствие. Ведь для того чтобы семя взросло недостаточно посадки ее и орошение дождем. Для этого также необходим ветер, который с изволения Аллаха взрастит это растение, необходимо и отсутствие факторов препятствующих этому и наличие необходимых условий, а все это происходит в силу предустановления и предопределённости Аллаха. Также и рождение ребенка. Для этого недостаточно попадания семени в утробу женщины. Ведь сколько случаев, когда семя попадает в утробу, однако не наделяются ребенком. Потому что необходимо, чтобы сотворения пожелал Аллах. Только затем женщина беременеет, плод развивается у нее в утробе, и завершаются прочие стадия его развития, минуя факторы препятствующих этому и при наличии необходимых тому условий” См. «Маджму‘ аль-Фатауа» 8/70.
Шей Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Многим людям предпринимаемые ими причины не приносят пользы, как чтение Корана и прочее. Поскольку чтобы причина влекла следствие, нужно чтобы были соблюдены все необходимые условия и устранены все препятствия. Ведь если бы каждый больной исцелялся как примет меры, прочитав Коран, или приняв лекарство, тогда никто бы не умирал. Но исцеление в руке Аллаха (Пречист он и Возвышен) и если Он желает исцеления, то обращает причины на пользу, а если не желает, то не принесут пользы никакие меры” См. «Маджму‘ Фатауа Ибн Баз» 8/61.
Способы применения черного тмина
Хафиз Ибн Хаджар говорил о том, что способ употребления черного тмина разнится в зависимости от болезни. Он сказал: “Смысл что черный тмин является исцелением любой болезни, заключается в том, что способ употребления его зависит от самой болезни. Поэтому он иногда используется в чистом виде, иногда измельченным, иногда отдельно, а иногда в составе чего-либо, иногда его пьют, иногда едят, иногда вводят в нос, иногда накладывают вместе с повязкой и т.п.”. См. «Фатх аль-Бари» 10/144.
Относительно способа употребления черного тмина следует обращаться к тем, кто имеет опыт в этом деле, или к современным медицинским исследованиям основанные на опытах, в которых установлены свойства черного тмина и то, как он действует на болезнь.
От Халида бин Са‘да сообщается, что он сказал: “Мы вышли в путь, и в пути Гъалиб бин Абджар, который был вместе с нами, заболел. Когда мы прибыли в Медину его навестил Ибн Абу ‘Атик, который сказал: «Возьмите черный тмин и измельчите его, затем поместите по несколько капель образовавшегося масла в каждую ноздрю. Поистине, ‘Аиша рассказала мне, что она слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, этот черный тмин является исцелением от всякой болезни, кроме смерти»”” аль-Бухари № 5687.
Исходя из этого, следует, что нет проблем применять черный тмин каким-либо определенным способом, в зависимости от болезни, но при условии, чтобы было доказано, либо личным опытом, либо путем научных исследований, что данный способ применения приносит пользу.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!