С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
О необходимости справедливого деления дней и ночей между женами
Если при заключении никаха муж договаривался с другой женой о каких-то ограничениях или о том, что он будет проводить у нее меньше времени, чем у другой жены, которая например проживает в его городе, то нет в этом проблем. Если же никаких условий и ограничений не было, то муж в любом случае обязан делить одинаково дни и ночи между женами, даже если они в разных городах.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Я не знаю разногласий в том, что человек обязан делить ночи между женами и проявлять справедливость между ними”. См. “аль-Умм” 5/280.
Также имам аш-Шафи’и сказал: “Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. И он должен быть справедливым в этом. И он не имеет права ущемлять их в этом”. См. “аль-Умм” 5/110.
Имам Ибн Хазм сказал: “Проявление справедливости между женами фард! И в основном это касается в справедливом делении ночей между ними”. См. “аль-Мухалля” 5/280.
Имам аль-Багъауи сказал: “Если у человека больше, чем одна жена, то он обязан проявлять справедливость между ними в делении ночей и дней, если они являются свободными. И нет разницы между ними, мусульманки они или из числа людей Писания. Если же муж оставит справедливость в делении дней, то он ослушался Аллаха Всевышнего, и он обязан возместить дни той жене, с которой поступил несправедливо. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса”. См. “Шарху-Ссунна” 9/150.
Имам Ибн Къудама говорил: “Если у человека две жены в двух разных городах, то он все равно должен проявлять между ними справедливость, так как он сам выбрал такое расстояние между ними, и по этой причине с него не спадает соблюдение их прав. Он должен проводить с той, от которой отсутствовал, ее дни, или же перевести ее в другой город, чтобы они жили в одном городе. Если же она откажется переезжать к нему, имея возможность на это, то она теряет свое право по причине ее непослушания. Если же муж разделяет ночи между ними, несмотря на то, что они в разных городах, а он не может быть у каждой через ночь, то пусть делит между ними период по мере возможности. Например, месяц у одной, месяц у другой, или большее число дней или меньшее, по мере своей возможности, и по мере отдаленности этих городов друг от друга”. См. “аль-Мугъни” 8/152.
Вопрос о переезде одной жены в город мужа имеет место, если при никахе не было условия, что она не будет переезжать к нему. Сообщается, что один человек женился на женщине с условием, что не будет забирать ее с ее дома. Однако потом он пожелал ее забрать, и они обратились к Умару ибн аль-Хаттабу, который сказал: «Она имеет право на свое условие». Ибн Аби Шайба 7/22. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн Къудама сказал: “Если мужчина женился на женщине с условием, что он не заберет ее из ее дома или из ее города, то она вправе требовать это условие”. См. “аль-Мугъни” 7/431.
Вопрос: «У одного человека есть две жены, и они живут далеко друг от друга, и ему не удается проявлять справедливость в делении между ними ночей. По причине своей работы и торговли он вынужден провести у одной из жен больше времени, чем у другой. Является ли этот муж грешником за это?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Следует посмотреть, довольны ли сами жены таким положением? Если они согласны на это, то вопрос закрыт, так как это их право, и нет в случаи их согласия никаких проблем. Если же каждая из жен потребует быть справедливым в отношении нее, то он обязан это сделать. Пусть находится у одной день и у другой день. Если же это дело является тяжелым, то может делить по три дня или по недели, в зависимости от того, как он договорится с женами. Важно то, чтобы он проявлял справедливость между женами в расходовании, в проведении ночи у них и во всем, в чем есть возможность проявлять справедливость”. См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” 3/447.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Если муж делил пребывание между женами, и уехал, то по возвращении он должен начинать с той, чья очередь должна была быть перед отъездом. Также если он был в своем городе, однако по делам не смог пребывать у жены, то он начинает (как освободится) с нее, как это делает тот, кто вернулся с пути”. См. “аль-Умм” 5/281.
Задали вопрос шейху Ибн Джибрину: «У меня две жены, хвала Аллаху. Если у одной из них есть шариатская причина, как рождение ребенка или что-то иное, можно ли мне оставить ее (в ее день) и пойти к другой в это определенное время?»
Шейх ответил: “Нет, это не дозволено, если эта женщина находится в твоем доме. Наоборот, ты должен пребывать с ней, быть мягким с ней, кушать с ней, разговаривать с ней, даже если у нее месячные или послеродовое кровотечение. Но если эта жена уехала например к своим родным или же отправилась в путь, оставив дом, то ты можешь все это время пребывать у другой”. См. “аль-Хукъукъ аз-зауджия”, вопрос № 71.
Однако шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди на вопрос: «Является ли обязательным делить дни между женами, когда у них месячные или послеродовое кровотечение?», ответил: “Известно в мазхабе имама Ахмада обязательность деления дней между ними, поскольку все они равноправные жены. Однако правильным является то мнение, что несмотря на месячные делить дни следует как положено, а что касается послеродового кровотечения, то нет обязанности делить с ней дни равноправно, поскольку так обстоит дело согласно обычаям, и женщина дозволяет во время послеродового кровотечения не делить с ней дни. Более того, в основном женщина во время послеродового кровотечения не требует деление с ней ночей. И это одно из мнений в мазхабе”. См. “Фатауа аль-мара аль-муслима” 2/693.
Вопрос: «Дозволено ли уйти ко второй жене, если муж хочет оставить первую по шариатской причине (чтобы проучить и т.п.)? Или же все равно необходимо пребывать в ее день у нее?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “По причине необходимости справедливого деления ночей и дней между женами, обязательным является для него оставаться у нее”.
О посещении одной из жен не в ее время
Имам аль-Бухути сказал: “Запрещено мужу приходить ночью к жене, когда ночь принадлежит другой, кроме как при необходимости. Также и заходить к ней днем, кроме как при нужде”. См. “ар-Рауд” 6/449.
Если настало время одной из жен, то муж не должен посещать другую кроме как при необходимости, особенно ночью. Он может зайти к той жене, чье время не настало, по нужде, как отдать деньги, или что-то забрать или что-то оставить и т.п. Имам Ибн Къудама сказал: “Что касается посещения другой жены ночью (не в ее время), то это недозволенно, кроме как при необходимости, как то, что она умирает и она желает сделать ему завещание, или же какая-либо необходимая причина. И если он посетит ее и не задержится у нее, то ему не следует восполнять эту ночь с другой женой. Если же он будет пребывать у больной жены (ухаживая за ней), то должен будет потом возместить все ночи, которые он провел с больной другой жене. Если же он уйдет без необходимости, то заслуживает грех. Что же касается посещения другой жены в дневное время по причине, то нет в этом проблем, как например, отдать деньги, или спросить о чем-то нужном, или посетить ее по причине долгого отсутствия и т.п. Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заходил ко мне не в мой день, он занимался со мной всем, кроме полового акта». См. “аль-Ируа” 2023. Поэтому если он навестил другую жену не в ее время, то он не должен вступать с ней в половой акт и пребывать у нее долго. Если же он будет пребывать у нее долго, то должен будет возместить этот день (другой жене)”. См. “аль-Мугъни” 7/234.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Что же касается запрета на вхождение к жене, чья ночь не наступила кроме как при необходимости, или же днем по нужде, то правильным в этом является то, что опирается на время и обычаи людей. Если посещение другой жены не в ее ночь или день не считается среди людей порицаемым поступком и притеснением, то так и есть. Обращаться в подобных вопросах к традициям и обычаям людей — имеет важную основу, особенно в таких вопросах, на которые нет прямого довода. И подобные вопросы как раз из этой главы (в которых нет прямых доводов)”. См. “Фатауа аль-мара аль-муслима” 2/693.
Вопрос: «У человека есть две жены, и когда одна из жен требует его остаться в доме с детьми в свободное время для отдыха, как на ‘аср или после магъриба, он говорит, что обязан только ночевать у жен. И говорит, что она не имеет право требовать от него пребывать у нее. Он тратит время на пребывание с друзьями и другие не необходимые вещи. Каково ваше наставление на этот счет?»
Шейх Ибн Джибрин ответил: “Он должен пребывать в доме в свободное время и во время ночлега. И он может находиться со своими друзьями, заниматься своими торговыми делами и ремеслом, и уезжать в поездку, когда в этом есть нужда. Однако он должен проявлять хорошее супружество по мере необходимости этого”. См. “аль-Хукъукъ аз-зауджия”, вопрос № 70.
О предоставлении отдельного жилья для жен
Муж обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье, если только они сами не согласны жить в одном доме, но в разных комнатах. И он не имеет права предоставлять им разное жилье, т.е. у одной хорошая скажем квартира, а у другой простой сарай, опять-таки кроме как с согласия жены. Имам Ибн Къудама сказал: “Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и дракам, если каждая из них будет слышать стоны другой, когда муж уединяется с одной, или же будет видеть это! Однако если они будут довольны тем, чтобы жить в одном доме, то это дозволено”. См. “аль-Мугъни” 7/229.
О проявлении справедливости в расходовании на жен
‘Али ибн Раби’а рассказывал: “У ‘Али ибн Аби Талиба было две жены, и если он покупал для одной мясо на пол дирхама, то покупал для другой в ее день тоже мясо на пол дирхама”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 511. Иснад достоверный. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 3/1011.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается справедливости в расходовании и одевании, то это является Сунной и следованием пророку (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, он был справедлив между женами в расходовании и делении ночей между ними!” См. “Маджму’уль-фатауа” 32/269.
Однако расходовать справедливо на жен — не означает расходовать на них одинаково! Например, если у мужа скажем зарплата 30 тысяч, и у одной из его жен только один ребенок, и также есть свой личный какой-то доход, а у другой жены пять детей и нет никакого дохода, кроме того, что дает ей муж, а муж дает первой жене скажем на семейные расходы 10 тысяч и второй 10 тысяч, то в данном случае это уже не является справедливым расходованием. Ведь если первой 10 тысяч хватает с головой и она даже может себе позволить отложить часть с этих денег, то другой этих 10 тысяч не хватит и на части расходов.
Имам Ибн Къудама сказал: “Муж не обязан соблюдать равенство в расходовании и одеяниях между женами, если выполнил свой уаджиб в этом отношении! Имам Ахмад говорил о человеке, у которого две жены: “Он может предпочитать одну из них в расходовании или интимных отношениях, если другая находится в достатке. И может покупать одежду для одной, сверх необходимого, если другая в достатке. Это по той причине, что если бы проявления равенства было бы обязательным во всех отношениях, то это было бы невозможно выполнить”. См. “аль-Мугъни” 7/232.
Но если муж в достатке, и его жены тоже, и он купил что-то одной жене, и покупает то же самое другой, даже если та в этом не нуждается, то подобное является наилучшим примером справедливости между женами. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Правильное мнение в отношении справедливости между женами в том, что муж обязан быть справедливым между ними во всем, в чем может. Будь это подарки, расходование, и даже половой акт, если он в состоянии быть справедливым и в этом”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/252.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Муж обязан проявлять справедливость между женами в расходовании, в жилье, в одеянии, в ночлеге, одним словом во всем, в чем он обязан проявлять справедливость. И нет разницы в этом между богатой и бедной”.См. “Фатауа аль-Фаузан” 24/89.
Об условии с лишением некоторых прав жены
Всевышний Аллах сказал: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше» (ан-Ниса 4: 128).
‘Аиша говорила: “Этот аят был ниспослан относительно мужчины, у которого была жена, с которой он прожил долго, и которая ему родила детей. Он пожелал развестись с ней и жениться на другой. Но его жена пожелала остаться с ним, отказавшись за это от деления с ней ночей”. Ибн Маджах 1974. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Также ‘Аиша рассказывала: “Когда Сауда бинт Зам’а (жена пророка) состарилась, она передала свой день мне, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводил мой день и день Сауды со мной”. аль-Бухари 3/449, Муслим 4/174.
В другом хадисе сказано, что когда Сауда бин Зам’а состарилась, она стала опасаться того, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с ней разведется, и она сказала ему: “О посланник Аллаха, я отдаю свой день Аише”, и он принял это от нее. Абу Дауд 2135, аль-Байхакъи 7/74. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Саляфы разногласили в том, что если муж с женой договорились, что он не будет делить с ней ночь, может ли она впоследствии отказаться от этого условия? Суфьян ас-Саури, аш-Шафи’и, Ахмад, а также аль-Байхакъи передает от Али, а Ибн аль-Мунзир от Убайды ибн Амра, Ибрахима и Муджахида, что если жена откажется от этого условия, то муж должен с ней делить ночи. А если он пожелает, то может развестись с ней”. См. “Фатхуль-Бари” 9/304.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Если женщина опасается того, что ее муж ее разлюбит, отдалится от нее или же разведется с ней, то она может избавить его от обязанностей перед ней, или части обязанностей. Например, в расходовании, в одевании, в делении ночей и т.п. из числа ее прав. И мужу следует принять ее эти условия. И не будет греха на ней за отказ от этого, и на нем за принятия этих условий”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/426.
Когда аш-Ша’би спросили о том, кто женится и ставит условие, что у одной будет проводить одну ночь, а у другой две ночи, он сказал: “Нет в этом проблем”. Ибн Аби Шайба 3/338.
Также имам Ибн Аби Шайба 3/337 передал, что Хасан аль-Басри и ‘Ата ибн Аби Раббах не видели проблем в никахе с ограничениями.
Наставление жене, муж которой женат на нескольких женщинах
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, терпеливые получат свою награду без счета!» (аз-Зумар 39: 10).
Однажды одна женщина пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по какой-то нужде. Он спросил ее: «Кто это? У тебя есть муж?» Она ответила: «Да». Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Она ответила: «Делаю для него все, что в моих силах». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал на это: «Смотри, куда тебе до него! Воистину, он для тебя Рай и Ад!» Ахмад 4/341, ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/170, аль-Байхакъи 7/291. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
От слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительно женщине требовать развода для своей сестры (другой жены мужа), чтобы все досталось только ей одной, ибо все равно ей достанется лишь то, что предопределено». аль-Бухари 5152, Муслим 1408.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе из числа пользы в фикъхе то, что непозволительно женщине просить мужа развестись с другой женой, чтобы стать единственной, ведь все равно ей будет только то, что предопределено!” См. “ат-Тамхид” 18/165.
Шариат дозволяет женщине ревновать мужа к другим его женам, однако ревность не должна выходить за границы дозволенного, приводя к ссорам, скандалам, разводам и т.п.! Имам аль-Мунауи сказал: “В женщинах присутствует ревность по отношению к их мужьям по причине других его жен. Так пусть же они проявляют терпение в джихаде со своей душой и шайтаном во время пыла, как проявляют терпения мужчины в джихаде с врагами! И если женщина не будет совершать джихад со своей душой и шайтаном, то она потеряет совершенство своей религии и шайтан возьмет над ней верх тем, что она разгневается на мужа и поступит к нему несправедливо, за что он может побить ее, а может быть и сойдет с ума и погубит себя. Однажды одна женщина пришла к ‘Умару и сказала: «Я совершила прелюбодеяние, так накажи же меня!» На что ее муж сказал: «Она не совершала этого, ее толкнула сказать так ревность»”. См. “Файдуль-Къадир” 3/321.
Шейх Ибн ‘Усаймин в “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” сказал: “Мое наставление женщинам, чтобы они не проявляли чрезмерную ревность в случае, если их мужья женятся на других! Напротив, они должны проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха, даже если им будет тяжело, поскольку эта тяжесть будет только в начале женитьбы, а затем это станет естественным вопросом”.
Он также говорил: “Я делаю наставление ущемленной и притесненной жене, чтобы она проявляла терпение и надеялась на награду Аллаха! И я извещаю ее, что она посредством своего терпения и надежды на награду Аллаха заслуживает эту награду! И я радую ее тем, что посредством ее богобоязненности к Всевышнему Аллаху и терпению, Аллах может подчинить ей ее мужа, который вернется к справедливости между своими женами”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/258.
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Жене необходимо быть с мужем обходительной, мягкой, ведь это в сильной степени влечет его к любви к ней. Каждый раз, как жена проявляет терпение, надежду и не препирается с мужем, это в большей степени продлевает ее пребывание с мужем и увеличивает ее награду у Аллаха”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/260.
Некоторые примеры и наставления саляфов и имамов мужьям о необходимости проявления справедливости между женами
Имам Ибн Аби Шайба в своем сборнике «аль-Мусаннаф» 4/38 в главе «о справедливости между женами» привел следующие сообщение от саляфов:
Яхья ибн Са’ид рассказывал: “У Му’аза было две жены, и он не любил находясь у одной из жен (чей день это был) совершать омовение у другой”.
Джабир ибн Зайд говорил: “У меня было две жены, и поистине, я проявлял между ними справедливость даже в счете поцелуев каждой из них!”
Мухаммад ибн Сирин говорил о том, у кого было две жены: “Порицается постоянно совершать омовение только в доме одной из них!”
Муджахид говорил: “Они (саляфы) любили проявлять справедливость между женами даже в умащении благовониями, умащаясь для одной так же, как и для другой”.
Всевышний Аллах сказал: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно подвешенной. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4: 129).
Ас-Судди в отношении этого аята сказал: “Т.е. не склоняйся к одной из них так, что не будешь расходовать на другую и делить между ними дни”. См. “Тафсир ат-Табари” 7/572.
Всевышний Аллах сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (ан-Ниса 4: 3).
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Аллах повелел ограничиться одной женой в случае опасения несправедливости! И это указывает на обязательность справедливости при многоженстве”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/408.
Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Ученые единогласны в обязательности справедливости (между женами). А тот, кто не проявляет справедливость между женами, тот грешник, чье доверие и свидетельство неприемлемо! А если кто-то будет отрицать необходимость справедливости между женами, то от него следует требовать в течении трех дней покаяния, а если он откажется покаяться за это, то становится неверным!” См. “Хашия аль-‘Адауи” 2/60.
Имам Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Раз шариат установил справедливость для того, чтобы иметь несколько жен, то тот, кто сможет осилить многоженство – это умный, сильный и способный человек, а не каждый простой”. См. “Тафсир Махасин ат-тауиль” 5/1118.
Предостережения и наставления пророка (мир ему и благословение Аллаха)
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам». ат-Тирмизи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1232.
Имам аль-Мунауи сказал в отношении этого хадиса: “Т.е. речь о том, кто проявляет терпение к своим женщинам в отношении их нрава, их несовершенного разума, обращается к ним с веселым лицом и доброжелательностью. Кто не причиняет им вреда, проявляет к ним щедрость и оберегает их от впадения в сомнительное. По этой причине избранный пророк (мир ему и благословение Аллаха) был наилучшим из людей в отношении к своей семье. Идет ли в хадисе речь о женщинах человека, как жены и наложницы, или же речь идет о близких родственницах, или же тех, кто находится на его содержании? Взять этот хадис обобщенно будет правильнее”. См. “Файдуль-Къадир” 2/317.
И завершить хочется все упомянутое словами сподвижника аль-Мугъиры ибн Шу’бы, от которого передают следующее высказывание: “Женатый на одной женщине, когда она болеет, болеет и он, когда у нее месячные, как-будто и у него месячные. А женатый на двух, словно между двух разожженный огней!” аз-Захаби в “ас-Сияр” 3/31.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!