С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В последнее время участились нападки со стороны аш’аритов в адрес ахлю-Сунна и обвинение ученых ахлю-Сунна в приписывании Всевышнему Аллаху таких качеств, которыми Он себя не описывал. Одним из таких обвинений было обвинение шейха Ибн ‘Усаймина в том, что он сказал, что у Всевышнего Аллаха два глаза, подобающие Его величию, и в этом заключается вероубеждение ахлю-Сунна.
На самом же деле это не является мнением лишь шейха Ибн ‘Усаймина, а является мнением ахлю-Сунна уаль-джама’а. Однако аш’ариты заявляют, что нигде ни в Коране, ни в Сунне не сказано, что у Аллаха именно два глаза, а правило саляфов гласит: «Нельзя описывать Аллаха тем, чем Он не описал Себя сам и чем не описал Его пророк!»
Это правило является истинной, однако аш’ариты не следуют ему сами, поскольку они следуют ему лишь в том, что соответствует их мазхабу. Так, например, они искажают прямые и ясные аяты и хадисы о том, что у Аллаха есть две руки, что у Аллаха есть Лик, что есть голень, как сказано в хадисе у аль-Бухари. Отрицают, что есть ступня, которой Он наступит на Ад в Судный день, о чем сообщается в хадисах у имама аль-Бухари и Муслима. Они всячески искажают и обессмысливают эти качества, придавая им самые, что ни на есть различные толкования, о которых саляфы и слова не говорили.
В рассматриваемом вопросе среди самих аш’аритов нет единогласного мнения. Среди них есть те, кто вообще отрицает такие качества Всевышнего, как глаза, а есть те, кто и признает, однако, не делая каких-либо конкретизаций.
Они порочат имамов первых поколений из ахлю-Сунна, именуя их муджассимами, т.е. теми кто придает Аллаху тело и уподобляет Его творениям, тогда как имамов, имевших аш’аритское убеждение они чрезмерно возвышают, как например Ибн ‘Акъиля и Ибн аль-Джаузи.
Для того, чтобы правильно усвоить данный вопрос необходимо обратиться к Корану и Сунне, а также к пониманию этого вопроса саляфами нашей общины.
Всевышний Аллах, говоря в Коране о пророке Мусе (мир ему), сказал: «Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на Глазах!» (Та ха 20: 39).
В этом аяте слово «глаза» упоминаются в единственном числе, в нем Аллах упоминает слово: «‘айни».
Также Всевышний Аллах говорит Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Терпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах» (ат-Тур 52: 48).
Аллах также говорит о корабле пророка Нуха (мир ему): «Он поплыл у Нас на Глазах» (аль-Къамар 54: 14).
В этих же аятах слово «глаза» упоминаются во множественном числе «а’юнина».
Кстати среди самих аш’аритов есть многие, кто не признают такого качества Аллаха как глаз, как например имам аль-Джууайни.
В понимании текстов Корана и Сунны необходимо смотреть все тексты в совокупности, обращаясь к тому, как их понимали саляфы нашей уммы, а иначе можно впасть в глубокое заблуждение, ибо сколько людей – столько пониманий и мнений!
Для ясности приведем пример с таким качеством Всевышнего Аллаха, как руки. Так, Аллах говорит: «Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками!» (аль-Фатх 48: 10).
В этом аяте слово «рука» упоминается в единственном числе «йед».
Также Всевышний Аллах говорит: «Неужели они не видят того, что совершили Наши руки?!» (Ясин 36: 71).
В этом аяте слово «руки» упоминается во множественном числе «айдина».
Также Аллах говорит: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?» (Сад 38: 75).
В этом аяте слово «руки» упоминается в двойственном числе «ядейн».
Так сколько же рук у Всевышнего Аллаха?! Ответ: У Аллаха две руки подобающие Его величию и неподобные рукам Его творений!
Что же касается упоминания слово «рука» в единственном и множественном числе, то это конкретизируется Аллахом в словах: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»
Двойственное число часто приходит и во множественном числе. Однако те, кто не обладают знанием религии и арабского языка осмеливаются обсуждать такие серьезные и основополагающие вопросы! Для того, чтобы понять о чем идет речь можно привести следующий пример. Всевышний Аллах, порицая жен пророка (мир ему и благословение Аллаха) за некий проступок, говорит: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (ат-Тахрим 66: 4).
В этом аяте Аллах упоминает слово «сердце» во множественном числе «къулюб», а не двойственном.
Или же другой пример, когда проклятые иудеи сказали об Аллахе: «Рука Аллаха скована», приписывая жадность Создателю, Аллах ответил: «Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Напротив, обе Его Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (аль-Маида 5: 64).
В этом аяте сообщается, что иудеи упомянули слово «рука» в единственном числе, однако Всевышний Аллах ответил и сообщил, что Обе Его руки распростерты. Неужели кто-то может себе представить, что если у Аллаха есть еще руки, помимо двух, они не щедрые?!
Также и пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисах конкретизировал о том, что у Всевышнего Аллаха две руки и обе они правые!
Теперь вернемся к примеру о глазах Всемогущего Творца. Аллах сообщил о том, что у Него есть глаза, один раз упоминая об этом в единственном числе, а другой раз во множественном числе. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) конкретизировал и указал на то, что у Аллаха именно два глаза. ‘Укъба ибн Амир рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоя на минбаре говорил: «Поистине, Господь наш зрячий!», и указал на два своих глаза!» аль-Байхакъи. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См.»Фатхуль-Бари» 13/373.
Однако аш’ариты считают, что смысл поступка пророка (мир ему и благословение Аллаха) в том, что он разъясняет, что у Аллаха есть зрение, а не в том, что он указывает на количество глаз. Но если бы это было так, как желают аш’ариты, то не было бы смысла указывать именно на два глаза! Разве со слов «Господь наш зрячий!» или «Перед нашими глазами», не ясно, что у Аллах есть зрение?! Зачем же пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает именно на два своих глаза?! Если бы он хотел тем самым просто указать на то, что у Него есть зрение, то достаточно было бы указать и на один глаз!
‘Ата рассказывал: «Однажды Ибн Аббас, прочитав аят: «Он (корабль Нуха) поплыл у Нас на Глазах» (аль-Къамар 54: 14), указал на свои два глаза!» аль-Лялькаи в «Шарх усуль аль-и’тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама’а» 3/411. Иснад этого сообщения минимум хороший. Все его передатчики достойные доверия. См. «Тарих аль-Багъдад» 11/227, 265, «аль-Иршад» 3/906.
И Ибн ‘Аббас поступил также, указав на оба своих глаза, смысл чего состоял не в том, что глаза Всевышнего подобны глазам человека, а в конкретизации количеств глаз. Именно так понимали это саляфы. Например, сам имам аль-Лялькаи привел это высказывание Ибн ‘Аббаса под главой, которую назвал так: «Указание с Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) на то, что из числа качеств Всевышнего Аллаха – это лик, две руки и два глаза!» См. «Шарх усуль аль-и’тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама’а» 3/411.
Это есть толкование сподвижника, а оно подобно установлению пророка (мир ему и благословение Аллаха). Хафиз Ибн Хаджар, которого аш’ариты радостно приписывают к их мазхабу, говорил: “Истина состоит в том, что вещь, которую толкует сподвижник, если это не следствие иджтихада и не понимание в арабском языке, имеет положение марфу’ (т.е. то, что передано от пророка)”. См. “ан-Нукт” 2/531.
Теперь рассмотрим самый ясный довод в этом вопросе, а это хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который рассказывая и описывая одноглазие Даджаля, сказал: «Поистине, Господь ваш не одноглазый!» аль-Бухари 7408.
А в другом хадисе Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не одноглазый!», и указал своей рукой на глаз». аль-Бухари 7407.
В этом хадисе ясный довод для каждого, кто не покрылся каменным сердцем от мазхаба искажающих и отрицающих аш’аритов. Слово «аль-А’уар» в арабском языке означает: потеря одного из двух глаз. В словаре «аль-Къамус» 2/97 сказано: «аль-‘Ур – потеря красоты одного из двух глаз».
Имам ад-Дарими сказал: «аль-А’уар – это противоположность зрению двух глаз!» См. «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 43.
В понимании текстов Корана и Сунны мы обязаны обращаться к арабскому языку и смотреть на то, что означает то или иное слово в нем. Ведь это тот язык, на котором Всевышний Аллах обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), ниспослал Свой шариат и описал Себя!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отрицая то, что Всевышний Аллах является одноглазым, утверждает то, что у Него два зрячих, совершенных глаза! Таково было понимание этого хадиса саляфами. Имам Усман ибн Са’ид ад-Дарими, который родился незадолго до 200 года, и который был признанный имам ахлю-Сунна, чья ‘акъида соответствовала манхаджу саляфов, сказал: «Смысл хадиса: «Поистине, ваш Господь не одноглазый!» в том, что Аллах зрячий и обладающий двумя глазами, что является противоположностью одноглазия!» См. «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 44.
Также упомянув хадис об одноглазии Даджаля имам Ибн Хузайма сказал: «Мы говорим, что Господь наш имеет два глаза!» См. «Китаб ат-таухид» 31.
Таково было понимание саляфов. Однако аш’ариты появляются с некоторыми высказываниями саляфов, которые по их мнению говорят, что у Аллаха один глаз, и приводят слова Ибн ‘Аббаса и Къатады, которые передает имам ат-Табари в своем тафсире в комментарии аята: «Тебя взрастили у Меня на Глазах!» (Та ха 20: 39).
В таком случае возникает вопрос к аш’аритам: Значит исходя из этих сообщений, вы считаете, что у Аллаха один глаз?! Так?
Если вы скажете: «Да», то вы тем самым опровергаете пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал, что Аллах не одноглазый!
На самом же деле слова этих саляфов не указывают на какое-либо конкретное число глаз, а указывают на утверждение ими того, что у Всевышнего Аллаха есть глаза. И никто из них не говорит: «У Аллаха один глаз!» или «У Аллаха не два, а больше глаз!» Ведь слова: «Я слышу тебя своим ухом и вижу тебя своим глазом», не указывают на наличие всего лишь одного глаза и одного уха!
Например, имам ат-Табари в тафсире к суре «аль-Фатх» к 10 аяту: «Рука Аллаха – над их руками!» ни слова не говорит о количестве рук Всевышнего Аллаха, упоминая об этом. Также он, упомянув и аят: «Неужели они не видят того, что совершили Наши руки?!» (Ясин 36: 71), не говорит и слова о количестве рук. Так какой мы должны с этого сделать вывод?!
Нам не нужно вашего понимания! Мы требуем указать на высказывания саляфов, которые сказали о том, каково количество глаз Всевышнего Аллаха!
Или же приведите хотя бы имена тех имамов ИЗ АХЛЮ-СУННА, которые опровергли то, что у Аллаха Всевышнего два глаза и сказали, что это хашауия, мушаббиха и т.д.!
Каждый мусульманин обязан строго следовать Корану и Сунне, а в случае каких-либо неясностей обращаться к признанным имамам этой уммы, как это велел Всевышний Аллах, сказавший: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете!» (ан-Нахль 16: 43).
Что касается ученых ахлю-Сунна, то они указывали на единогласное мнение (иджма’) относительно этого вопроса, что передается от имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, имама Абу Бакр аль-Бакъиляни, шейхуль-Ислама Ибн Таймии. Также об этом иджма’е сообщили шейх Ибн Усаймин в «Шарх аль-Уаситыя» 1/314, шейх Абдуллах аль-Гъунайман в «Шарх Китаб ат-таухид мин Сахих аль-Бухари» 1/276, шейх Абдур-Рахман аль-Баррак, шейх Зайд ибн Фияд в «Шарх аль-Уаситыя» 124.
И неизвестно, ни из числа саляфов, ни тех, кто был после, чтобы в этом вопросе было среди ахлю-Сунна разногласие!
Но есть одно примечание, речь тут идет об иджма’е среди ахлю-Сунна, не среди аш’аритов, матуридитов, му’тазилитов, мурджиитов и прочих течений.
Шейх Ибн аль-Къайим, упомянув слова Абуль-Хасана аль-Аш’ари: «У Аллаха два глаза, о которых мы не говорим: «Какие?»», сказал: “Аль-Аш’ари, и люди до него, и после него, и в его время не понимали из слова «аль-а’юн» множество глаз (а’ян) на лице! И также не понимали со слов «руки» множество рук на одной стороне!” См. “ас-Сауа’икъ” 1/262.
Подумайте о мусульмане! Если мы оставим слова саляфов и имамов, как ад-Дарими, Ибн Хузайма, Абуль-Хасан аль-А’шари, аль-Лялькаи, Ибн Батта, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, а также таких современных ученых, как Ибн Баз, Ибн Усаймин, аль-Альбани и всех остальных, то за кем нам следовать в понимании религии?! За аш’аритами?! «Неужели вы хотите заменить лучшее тем, что хуже?!» (аль-Бакъара 2: 61).
Тут так же уместно упомянуть, что сам имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, основатель мазхаба аш’аритов впоследствии покаялся и встал на путь ахлю-Сунна в вопросах ‘акъиды, и говорил о том, что у Всевышнего Аллаха два глаза. Он говорил: “И разделились люди относительно качеств Всевышнего, как руки, глаза и лик на 4 группы: Сказали муджассима (придающие тело Аллаху): «Ему присущи две руки, две ноги, лик, два глаза, бок». Они утверждают, что это части тела и органы. Сказали приверженцы хадисов: «Мы не говорим в этом вопросе ничего, кроме того, что сказал Аллах, или того, что пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и подтверждаем такие качества, как лик без вопроса «как?», а также две руки и два глаза, без вопроса «как?». Сказал ‘Абдуллах ибн Кулляб: «Такие выражения «рука», «глаз», «лик» применены в качестве сообщения, так как Аллах применил это, и не применил другого выражения: они являются качествами (сыфатами), так же как сказал Аллах о «знании», «могуществе», «жизни», что они являются Его качествами». Му’тазилиты же отвергают все, кроме «лика». Они истолковали слово «руки», как «милость», а слова Всевышнего: «он плыл перед нашими Глазами», истолковали как: «перед нашим знанием»”. См. «аль-Макъалят аль-ислямийин» 65.
Также в одной из последних своих работ «аль-Ибана» Абу Хасан аль-Аш’ари сказал: «У Аллаха два глаза, о которых мы не говорим: «Какие?». См «аль-Ибана ‘ан усули-ддияна» 94.
Однако его последователи, именующие себя аш’аритами не приняли его труды, как «аль-Ибана ‘ан усули-ддияна» и «аль-Люма’», в которых содержится ‘акъида ахлю-Сунна, заявив, что эти работы ему приписали приверженцы Сунны.
Что же касается покаяния аль-Аш’ари и принятие им вероубеждения ахлю-Сунна, то об этом говорили множество имамов историков различных мазхабов, как ханафиты, маликиты и шафииты. Так, например, имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Абуль-Хасан аль-Аш‘ари — величайший ученый среди приверженцев Сунны после имама Ахмада ибн Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Аш‘ари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его ‘акъида совпадает с убеждениями имама Ахмада ибн Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абуль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах». См. “Табакатъ аш-шафи‘ия аль-кубра” 2/246.
Имам аз-Захаби в своей книге “аль-‘Улую лиль-‘Али аль-Гъаффар” говорил: «Вначале Абууль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения ахлю-Сунна и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все ученые, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако вместо этого они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике!»
Ханафитский имам аз-Забиди в комментарии к книге аль-Гъазали «Ихъя аль-‘улум ад-дин” писал: “Абууль-Хасан аль-Аш‘ари обучался религиозно-философским взглядам у му‘тазилитского шейха Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своим учителем и публично отрекся от му‘тазилитских воззрений. Поднявшись на кафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: «Некоторые из вас меня знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то. Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию в будущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний. Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му‘тазилитских воззрений, будучи убежденным в их ошибочности». Затем он начал опровергать взгляды му‘тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений… Убеждения Абуль-Хасана аль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-сам’” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калям” (речь). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как “аль-уаджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-къадам” (стопа) и “ас-сакъ” (голень). На третьем же этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений. Тем самым он последовал по стопам саляфов, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последние годы своей жизни».
Об этом говорили также имам Ибн ‘Асакир в книге “Табайин кизб аль-муфтара”, имам Ибн Халькъан в “Уафайат аль-а‘йан” 2/446, хафиз Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 11/186, имам Бурхануддин ибн Фархун в “ад-Дибадж аль-Музаххаб” 193, и многие другие.
Что же касается того, что труд «аль-Ибана» в котором содержится вероубеждение ахлю-Сунна, принадлежит Абуль-Хасану аль-Аш’ари, то об этом говорил и имам аль-Байхакъи, который писал: «Имам аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним Аллах, говорил, что Коран, который мы произносим своим языком, слышим своими ушами и записываем в свитках, именуется речью Великого и Могучего Аллаха, который обратился с этой речью к Своим рабам и отправил к ним своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). То же самое говорил ‘Али ибн Исма‘иль (Абуль-Хасан аль-Аш’ари) в книге “аль-Ибана”». См. “аль-И‘тикъад уаль-хидайа иля Сабиль ар-Рашад” 31.
Трудно себе представить, что все эти имамы были лжецами, желавшими выставить аль-Аш’ари Суннитом, тогда как он оставался му’тазилитом!
Краткое наставление относительно имен и качеств Всевышнего Аллаха
Попытка истолковать имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, а также отрицание того, на что очевидно и ясно указывают аяты и хадисы, как например рука, ступня, голень, речь, слух, глаза, вознесение на Трон, привели к возникновению множества сект в Исламе. Одни уподобили эти атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам Его творений, а другие, пытаясь, по их мнению, очистить Аллаха от уподобления Его творениям, стали полностью отрицать эти качества.
Джахмиты называли ахлю-Сунна «уподобляющими» (мушаббиха) из-за того, что они не отрицали качества Аллаха. В то же время сами джахмиты, полагая, что, отрицая качества Всевышнего Аллаха, они Его возвеличивают, стали поклоняться «пустоте». По этой причине имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов”. аль-Бухари в “Халькъу аф’алиль-‘ибад” 72.
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Толкование того, чем описал себя Аллах в Коране, заключается в том, чтобы читать это и не говорить: «как?»” ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 61.
Имам Абу ‘Убайд сказал о хадисах, в которых сказано о таких качествах Всевышнего, как рука, пальцы, голень, ступня, смех, удивление и т.д.: “Мы не застали ни одного имама, который бы толковал эти хадисы, и мы тоже их не толкуем!” аль-Байхакъи в книге “аль-Асма уа-ссыфат” 760.
Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя Сам в Коране, либо в Сунне через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), без всякого уподобления их качествам творений (ташбих), без образного представления (такйиф), без обессмысливания (та’тыль), и без изменения их смысла (тахриф). Это и есть путь ахлю-Сунна уаль-джама’а в данном вопросе.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
«рука»Также в одной из последних своих работ «аль-Ибана» Абу Хасан аль-Аш’ари сказал: