С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Второе свидетельство «Мухаммад — посланник Аллаха», является неотъемлемым условием первой шахады, а это «ля иляха илля-Ллах». И шахада «ля иляха илля-Ллах» не будет действительной без шахады «Мухаммад — расулю-Ллах»!
Довод этому — множество аятов Корана, в которых Всевышний повелевает уверовать в Него и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Так, Всевышний Аллах говорит: «Уверуйте же в Аллаха, Его посланника и свет, который Мы ниспослали! Аллах ведает о том, что вы совершаете» (ат-Тагъабун 64: 8).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника!» (ан-Нур 24: 62).
Имам Ибн Джарир ат-Табари в толковании к этому аяту сказал: “Всевышний Аллах говорит, что не может быть верующим с истинной верой никто, кроме того, кто уверовал в Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир ат-Табари” 17/385.
Хафиз Ибн Ахмад аль-Хаками, разбирая условия шахада, про вопрос: «Принимается ли первая шахада (ля иляха илля-Ллах) без шахады Мухаммад – расулю-Ллах?», сказал: “Мы уже разъясняли, что раб Аллаха не войдет в религию, кроме как посредством этих двух свидетельств, и что они связаны между собой. И то, что является условием первой шахады (ля иляха илля-Ллах), является условием и второй шахады (Мухаммад – расулю-Ллах)!” См. “А’лям ас-Сунна аль-маншура” 33.
А до этого хафиз аль-Хаками, разбирая вопрос: «Что означает шахада “Мухаммад – расулю-Ллах”?», сказал: “Она означает: убежденность, исходящая из глубины сердца и произносимая языком о том, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джинам, о чем Аллах сказал: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33: 45-46). Является обязательным верить во все, что он сообщил из того, что было прежде и что произойдет потом, что является дозволенным, а что запретным. И следует подчиняться его велениям и отказываться от того, что он запрещал. Следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его Сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довел до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через него довел эту религию до совершенства, и после того, как посланник (мир ему и благословение Аллаха) ясно передал людям все то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может сойти только пропащий!” См. “А’лям ас-Сунна аль-маншура” 32.
Разъясняя то, что требует шахада «Мухаммад – расулю-Ллах» шейх Ибн ‘Усаймин перечислил:
1. Вера во все, что сообщил посланник (мир ему и благословение Аллаха) без сомнений.
2. Подчинение тому, что повелел посланник (мир ему и благословение Аллаха).
3. Отстранение от того, что запретил посланник (мир ему и благословение Аллаха).
4. Не ставить слова какого-либо человека перед словами посланника (мир ему и благословение Аллаха), даже если это признанный имам мусульман.
5. Не внедрять в религию того, что не узаконил посланник (мир ему и благословение Аллаха) будь это в вопросах убеждения, словах или делах.
6. Не привносить в отношении посланника (мир ему и благословение Аллаха) ничего, что он не узаконил, будь это справление его маулюда или чего-либо еще.
7. Не считать, что посланник (мир ему и благословение Аллаха) владеет чем-либо из господства Всевышнего, и не взывать к нему за помощью и т.п.
8. Почитать слова посланника (мир ему и благословение Аллаха), к чему относится бережное отношения к его хадисам, и не класть их в грязные места, а также не повышать голоса возле его могилы и т.п. Сл. “Шарх аль-Арба’ина ан-Науауия” (сокращенно).
Сказал шейх аль-Альбани: «Поэтому я призываю вас к тому, чтобы вы изучали Сунну и совершали то, что совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не приближались к тому, что он оставил! И только в этом случае вы выполните то, что требуют от вас два свидетельства, первое из которых – это “Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха”, и второе – “Мухаммад раб и посланник Аллаха”. Так как первое свидетельство означает, что ты не поклоняешься никому, помимо Аллаха, второе же означает, что ты должен поклоняться Аллаху только так, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Эти два свидетельства являются двумя таухидами: единение Аллаха в поклонении и единение Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) в следовании». См. “О важности следования за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или Разъяснение сунны оставления”.
Смысл данного высказывания в том, что следует уверовать в то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является пророком, посланным Аллахом. Также обязательна любовь по отношению к нему, повиновение его приказам, признание сообщений от него и предпочтение его слов перед словами других людей. Оба эти свидетельства не отделимы друг от друга. Именно по этой причине оба эти высказывания упоминаются во время чтения призыва на молитву азан и слов ташаххуда. Аллах Всевышний сказал: «Разве Мы не возвеличили твое поминание?» Сура «аль-Инширах», аят 4.
Муджахид, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «(Это значит) если станут поминать Меня, то обязательно станут поминать и тебя. Свидетельствую, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник» Ибн Исхак «Фадль ас-саляти ‘аля ан-наби» стр. 86. Аль-Альбани сказал хадис мурсаль.
Произнесение этих выражений включает в себя также и твердую веру в них. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» Сура «аль-Ахзаб», аяты 45-46.
Поэтому следует признать все то, что он сказал о прошлом и будущем, и все то, что он разрешил и запретил. Следует также повиноваться его приказам и удерживаться от всего того, что он запретил. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» Сура «Али Имран», аят 31.
Передается со слов Абу Хурайры и ‘Абдар-Рахмана бин Сахра (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам приказал, совершайте столько, сколько вам под силу. Поистине тех, которые были до вас, погубило то, что они задавали много вопросов и противились своим пророкам» Аль-Бухари, Муслим.
Повиноваться Пророку (мир ему и благословение Аллаха), это значит повиноваться Аллаху, а отказ от повиновения Пророку (мир ему и благословение Аллаха) означает отказ от повиновения Аллаху. Сказал Всевышний Аллах: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» Сура «ан-Ниса», аят 80.
Повиновение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) обязательно, так как он является тем человеком, который довел до нас послание от Аллаха. Он оставил свою умму на ясном пути и, поистине, после него заблудится только тот, кто сошел с его пути. Сказал Всевышний Аллах: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» Сура «ан-Нур», аят 63.
Имам Ахмад, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Знаете ли вы, что такое фитна?! Фитна – это многобожие (ширк)! Ибо отвержение некоторых из его (мир ему и благословение Аллаха) высказываний может стать причиной того, что отклонение войдет в сердце, и тем самым (человек) будет погублен» См. Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин комментарий к «Трем основам».
Он (мир ему и благословение Аллаха) – раб Аллаха, и нельзя поклоняться ему. Мы не должны верить в божественность Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в то, что он управляет Вселенной, и принимать его как объект поклонения. Напротив, он – раб, ему не принадлежит поклонение, он один из посланников. Он не способен принести пользу или вред кому-либо без соизволения Аллаха, даже самому себе. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?»» Сура «аль-Ан’ам», аят 50.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) из тех, которые повинуются тому, что ему приказано Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь». Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти убежища, кроме как у Него» Сура «аль-Джинн», аяты 21-22.
«Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей»» Сура «аль-А’раф», аят 188.
Передается со слов ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превозносите меня так, как превозносят христиане ‘Ису сына Марйам. Я всего лишь раб и посему говорите: «Раб Аллаха и Его посланник». Не излишествуйте, восхваляя меня, и не возвышайте меня выше той степени, которую определил для меня Аллах. Восхваляйте меня так же, как это делает мой Господь» Аль-Бухари, Муслим.
Передается со слов Джундаба бин ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) за пять дней до своей кончины сказал: «Поистине жившие до вас избирали могилы своих пророков местами для совершения молитв, но вы не поступайте так, ибо я запрещаю вам это» Муслим.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети» Имам Малик, Ахмад.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы»Аль-Бухари, Муслим.
Таким образом, нам становится ясно, что ни Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни те, которые ниже него по степени, не достойны того, чтобы им поклонялись. Поклонение принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров!
Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) самый достойный из всех творений Аллаха. Он самый лучший и самый ценный человек у Аллаха. Он – приближенный Аллаха, обладатель высокой степени. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» Сура «аль-Анбия», аят 107.
Только заблудшие люди отворачиваются от милости Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В день Воскресения я буду господином сынов Адама. Я буду первым [воскресшим], над которым разверзнется земля, и я буду первым заступником и первым, кого будут просить о заступничестве» Муслим, Абу Дауд 4673, Муснад 2/540.
Аллах даровал ему Писание, сделал его Своим доверенным в распространении религии и уберег его от ошибок и упущений. Всевышний Аллах сказал об этом: «Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» Сура «ан-Наджм», аяты 3-4.
Если человек не уверует в его пророческую миссию и не признает его пророком, его вера не будет достоверной. Повинующийся ему войдет в рай, а тот, кто воспротивился ему, окажется в аду. Всевышний Аллах сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» Сура «ан-Ниса», аят 65.
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура «ан-Ниса», аят 115.
Все пророки были посланы к своим племенам и народам, а Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – ко всему человечеству. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем…» Сура «Саба», аят 28.
Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все пророки посылались к своим народам, я же был послан ко всем без исключения» Аль-Бухари, Муслим.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является последним из пророков и посланников. Он последний из пророков, которого Аллах выбрал для распространения его послания и даровал ему самое великое Писание из всех Писаний. Он величайший из всех пророков и посланников, а также любимец и друг Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков)» Сура «аль-Ахзаб», аят 40.
Каждый, кто провозгласит себя пророком после него, является неверным, и каждый, кто станет поддерживать лжепророка, также является неверным. Кто сомневается в этом, также является неверным. Верующий признает, что не будет пророков после него.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я и другие пророки до меня подобны прекрасному и великолепному зданию, в одном из углов которого не хватает кирпича. Люди обходят вокруг него и, удивляясь, восклицают: «Если бы и этот кирпич был на своем месте!» Я и есть этот кирпич. Я – последний из посланников» Аль-Бухари, Муслим.
Передают со слов Джубайра бин Мут’има (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У меня есть пять имен: я – Мухаммад и Ахмад, и я – аль-Махи, посредством которого Аллах сотрет неверие, и я – аль-Хашир, у ног которого будут собраны люди, и я — аль-‘Акъиб» Аль-Бухари, Муслим.
Аллах послал его ради благоденствия и призыва на истинный путь. Отрицание его миссии является злословием в адрес Аллаха, даже отрицанием самого Всевышнего Аллаха.
Передается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине появиться среди моей общины тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком, хотя я – последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка» Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд 4252, Муснад 5/278.
Он самый богобоязненный из людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я самый богобоязненный из вас и лучше всех вас осведомлен о границах, установленных Аллахом» Аль-Бухари, версия переданная со слов Анаса бин Малика.
Аллах возлюбил и выбрал его из числа людей, и сделал его Своим приближенным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах сделал меня Своим возлюбленным, подобно тому как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима» Муслим.
Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» Сура «аль-Ахзаб», аят 33.
Безусловно, каждый, кто подчинился пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), является богобоязненным.
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» Сура «ан-Нур», аят 51.
Условия произнесения свидетельства «Мухаммад – посланник Аллаха» (Мухаммадан расулю Ллах)
Эти слова свидетельства имеют семь условий, подобно тому, как имеют условия слова свидетельства «Ля иляха илля-Ллах». Эти слова не принесут пользу человеку до тех пор, пока он не станет их соблюдать и не поймет их в соответствии с Кораном и достоверной Сунной. Условия, указанные ниже, были отмечены авторитетными учеными Ислама в соответствии с Кораном и Сунной. Эти условия следующие:
1. Признание Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) пророком и убежденность в этом. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений…» Сура «аль-Худжурат», аят 15.
2. Произнесение этого свидетельства языком и подтверждение этого. Всевышний Аллах сказал: «Таковы аяты Аллаха. Мы читаем их тебе во истине, и ты – один из посланников» Сура «аль-Бакара», аят 252.
3. Подчинение Пророку (мир ему и благословение Аллаха), выполнение его приказов и отказ от всего того, что он запретил. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»» Сура «Али Имран», аят 31.
Аллах связал Свою любовь с подчинением пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поэтому тот, кто желает добиться любви Аллаха, пусть подчиниться Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
4. Признание всех изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (то есть приказы, запреты, сообщения относительно событий в прошлом и будущем). Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» Сура «аль-Хашр», аят 7.
5. Любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) должна превосходить любовь испытываемую к другим творениям. Сказал Всевышний Аллах: «Пророк ближе к верующим, чем они сами…» Сура «аль-Ахзаб», аят 6.
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» Аль-Бухари, Муслим.
6. Предпочтение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) словам остальных людей и соблюдение его Сунны. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника…» Сура «аль-Худжурат», аят 1.
7. Уважение и почитание Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его, прославляли Его утром и перед закатом» Сура «аль-Фатх», 8-9.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Из книги «Вероубеждение праведных предшественников — часть первая», перевод: Абу Имран ас-Саляфи.