С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы замечаете соринку в глазу своего брата-мусульманина, забывая о бревне в собственном глазу!» Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/99, Абу аш-Шейх в “аль-Амсаль” 217, Ибн Хиббан 1848. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2331.
Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “Словно человек по причине своего недостатка и самовлюбленности выслеживает недостатки своего брата, замечая за ним незаметные вещи, будучи слепым относительно своих явных недостатков. И в пример приводится то, как человек замечает маленький недостаток, которым он упрекает, тогда как в нем самом недостатков столько, что в отношении недостатка его брата, они подобны бревну в сравнении с соринкой. И подобное является самым скверным и позорным из деяний! Да помилует Аллах того, кто оберегает свое сердце и язык, занят самим собой и удержал себя от чести мусульманина и от занятости тем, что его не касается! Тот, кто будет придерживаться этого наставления, его спокойствие будет постоянным, а сожаление малым”.См. “Файдуль-Къадир” 6/456.
‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я удивляюсь тому, кто бежит от предопределения, пребывая в нем, и тому, кто замечает соринку в глазу брата своего, оставив в своем бревно!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 886. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если тебе захочется упомянуть о чьих-либо недостатках, вспомни о своих собственных”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 194.
‘Аун ибн ‘Абдуллах говорил: “Я считаю того, кто смотрит на недостатки людей тем, кто впал в упущение в отношении самого себя!” Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 751.
Ахмад ибн аль-Хасан ибн Харун сказал: “Я застал людей, у которых не было недостатков, однако они начали говорить о недостатках других людей, после чего и люди стали говорить об их недостатках. И я застал таких людей, у которых были недостатки, но они не говорили о недостатках других людей, и люди забыли об их недостатках”. аль-Джурджани в “ат-Тарих” 1/251, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4830.
Имам Абу ‘Абдуллах аль-Къахтани аль-Андалуси сказал: “И не занимайся недостатками других, будучи в забвении о своих, так как поистине, это является недостатком вдвойне!” См. “Нуния аль-Къахтани” № 421.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Туба (дерево в Раю) для того, кого занятость своими недостатками удержала от недостатков других!» аль-Баззар 3225. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. “Булюгъ аль-марам” 1524.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Смысл хадиса в том, что тот, кто следит за своими недостатками, пытается избавиться от них и скрывает их, это удерживает его от занятости недостатками других и изучения того, что совершают другие. И кто желает заняться недостатками других, пусть посмотрит на свои недостатки, и тогда он увидит, что и в нем есть те же недостатки”. См. “Субулю-Ссалям” 8/256.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!