С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
«Если кто-либо чихнет возле того, кто говорит, то этот человек говорит правду», Аш-Шаукани в книге «Аль-Фаваид аль-Маджмуа фи аль-Ахадис аль-Маудуа» стр. 224.
Эта книга имама аш-Шаукани как раз указывает на то, что данный хадис недостоверный, так как это книга, в которой он собрал распространенные ложные и выдуманные хадисы.
Этот хадис приводит Таммам в «аль-Фауаид» 2/148 со слов Абу Хурайры от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Причина же недостоверности этого хадиса в неприемлемых и слабых передатчиках, среди которых Му’ауия ибн Яхья, которого назвали неприемлемым и слабым передатчиком Ибн Ма’ин, Абу Хатим, ан-Насаи, ас-Саджи и другие. Также в этом хадисе передатчик по имени Бакъия ибн Уалид, который занимался тадлисом (фальсификацией).
Что же касается самого хадиса, то о том, что он является не достоверным, говорили многие имамы. Например, имамы Абу Хатим, Ибн аль-Джаузи, Ибн ‘Иракъ считали этот хадис ложным. См. “аль-Мауду’ат” 3/77, “Танзих аш-шари’а” 483.
Ибн Аби Хатим рассказывал: “Я спросил своего отца (Абу Хатима) об этом хадисе и он сказал: «Этот хадис ложный!»” См. “аль-‘Иляль” 2/432.
Другие имамы считали этот хадис слабым, среди них аль-Байхакъи, назвавший его отвергаемым в «Шу’абуль-иман», имам Ибн ‘Ади, хафиз аль-Хайсами и имам аль-Мунауи. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 10/221, “Маджам’у-ззауаид” 8/59, “Файдуль-Къадир” 8632.
Также следует отметить, что некоторые имамы посчитали этот хадис хорошим, среди которых ан-Науауи и ас-Суюты. Они сделали это поскольку усилили данный хадис и другим подобным хадисом, что приводит ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/191 от Анаса. Однако и этот хадис не является достоверным, так как в его цепи передатчик по имени ‘Аммара ибн Зазан, о котором имам Ахмад говорил: “Он передает от Сабита, от Анаса отвергаемые хадисы!” И как раз данный хадис он приводит от Сабита передающего от Анаса.
Таким образом, усиление достоверности этого хадиса является явной ошибкой с их стороны, как на это возразили шейх ‘Абдуррахман аль-Му’аллими и шейх аль-Альбани. Ведь никто из имамов не считал передатчика Му’ауию ибн Яхью надежным, даже если и в отношении Бакъии или ‘Аммары были разногласия! См. “Тахкыкъ аль-Фауаид аль-маджму’а” 216, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” № 136, 137.
Более того, этот хадис является неприемлемым со стороны своего смысла, и противоречит действительности!
Шейх ‘Али аль-Къари привел в книге «аль-Мауду’ат» 106-107 слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: “Этот хадис, даже если некоторые люди и говорили о достоверности его иснада, то восприятие указывает на его лживость! Ведь мы видим чихающего и ложь, которое делает свое дело. Ведь даже если сто тысяч человек чихнут при упоминании хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по причине этого чиханья об этом хадисе не будет сказано, что он достоверный! И также если люди чихнут при свидетельстве какого-то человека, то на основании этого не постановляется его правдивость!”
Конечно, если бы данный хадис был однозначно достоверным, то не было бы смысла прибегать к чувствам и разуму, однако данный хадис как минимум слаб, о котором имам науки аль-джарх уа-та’диль — Абу Хатим сказал, что он ложный! Плюс он и противоречит действительности, ибо люди чихали даже при самых выдуманных и лживых рассказах! А противоречие хадиса явным и известным вещам, также является одним из указании на его лживость!
На основании всего сказанного следует, что данный хадис как минимум слабый, даже если не ложный, и в любом случае является неприемлемым для аргументации!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!