С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: “Можно ли свекровь называть мамой, а свёкра папой?”
Ответ: “Если это выражение является обычаем в данной местности, то нет ничего дурного в этом, для снискания их любви и выказывания своей к ним, по причине родства по мужу. Точно также как их (свёкра и свекровь) называют дядей и тетей, выказывая свою любовь и уважение к ним” Шейх Ибн Джибрин фетва №12795.
Слово «мама» выражает уважение и почитание. Оно радует и сближает сердца, а шариат побуждает к подобному мягкому, учтивому обращению, и это можно отнести к повелению Всевышнего (смысловой перевод): «Говорите людям приятное» (2:83).
Примеры подобного обращения есть в Коране и в Сунне:
— Пример из книги Аллаха (смысловой перевод): «Он (Юсуф) поднял своих родителей на трон» (12:100).
Кончина матери Юсуфа предшествовала этому случаю, и в аяте имеется в виду его тетя по линии матери. И в этом указание на дозволенность использования этих слов в отношении тех, кто не является физиологическими родителями. См. «Фатуа Ибн ас-Салях» 1/186.
— Пример из сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О, сынок мой!…»” Муслим №2151.
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) озаглавил этот хадис так: «Дозволенность и желательность обращения с словами “О, сынок мой!” не к своему сыну» См. «Шарх Сахих Муслим» 14/129.
И нет разницы в обращении к чужому ребенку со словами “сын” и в обращении к свекрови со словами “мама”. В обоих случаях подразумевается, что человек своим положением в уважении и почитании подобен сыну и матери.
Также то, что жена называет свекровь мамой, а свёкра папой, не влечет за собой каких-либо шариатских правовых действий. Например, она не имеет право на наследство этого рода как дочь, ибо называет родителей мужа мамой, папой, из уважения и почитания, и не утверждает о родстве с ними. Поэтому никаких последствий подобное обращение не имеет, в отличие, когда человек приписывает свое происхождение к чужому роду, заявляя, что определенный человек приходится ему отцом. Из этого вытекает определенные правовые действия, к примеру, что она имеет права на наследство этого рода, что ей запрещено, вступать в брак с сыновьями того, к кому она приписывает свое происхождение и т.п.
Наличие существенной разницы между двумя случаями очевидна.
Первая форма дозволена, а вторая запретна прямыми текстами Корана и Сунны.
А Аллах знает обо всем лучше!
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!