С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
«Жил среди сынов Исраилевых человек по имени Джурайдж. Однажды, когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и позвала его, он же сказал себе: “Ответить ей или продолжить молиться?” — после чего продолжил молитву, не ответив ей. Тогда она воскликнула: “О Аллах, не дай ему умереть, пока не покажешь ему лица блудниц!” Спустя какое-то время, когда Джурайдж находился в своей келье, к нему явилась одна женщина и заговорила с ним (желая совершить с ним прелюбодеяние), но он отказался. После этого она пришла к какому-то пастуху и позволила ему овладеть собой, а когда родила мальчика, сказала: “Он от Джурайджа”. Тогда люди пришли к нему, разрушили его келью, выгнали его оттуда и принялись поносить его. Тогда он совершил омовение, помолился, а потом подошел к ребенку и спросил: “Кто твой отец, о мальчик?” Ребенок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди сказали: “Мы построим тебе келью из золота!” — но он сказал: “Нет, только из глины!”» аль-Бухари 3436, Муслим 2550.
Так, в одной из версий этого хадиса, что приводит аль-Бухари сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Джурайдж был факъихом, то оставил бы молитву и ответил своей матери!»
Ученые разошлись в понимании этого хадиса. Одни сказали, что в подобной ситуации было дозволено прерывать молитву в шариате предыдущих общин. Другие сказали, что это ошибочное мнение, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам упомянул о том, как следовало поступить Джурайджу, следовательно это относится и к нашему шариату и если зовет родитель, то можно прервать любую молитву, будь то обязательную, или же добровольную. А третьи сказали, что прервать можно только добровольную и это известное мнение шафиитов. См. «Фатхуль-Бари» 6/480, «Умдатуль-къари» 15/280.
Третье мнение самое правильное ин ша-Аллах, так как в некоторых версиях сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Джурайдж был факъихом, то понял бы, что ответить его матери важнее, чем совершать поклонение Господу!»
Т.е. смысл этого в том, что совершая добровольную Сунну, человек должен отдать предпочтение праву родителей, так как повиновение родителям и их почитание фард, вмененный Аллахом, а добровольное поклонение является желательным. Но что касается совершения обязательной молитвы, то ведь в данном случае ты отдаешь право самого Аллаха, которое выше всех иных прав!
Но если случилось что-то серьезное, то можно прервать и фард намаз. Ученые упоминали случаи, когда дозволяется прервать намаз:
1 — Страх за себя со стороны врага или хищного животного.
2 — Когда воруют вещь, принадлежащую человеку, пока он совершает молитву.
3 — Прерывание намаза для того, чтобы спасти тонущего, оказавшегося в пожаре и т.п. См. «Раддуль-мухтар» 1/654, «аль-Мабсут» 2/13.
По поводу того как прерывать молитву, есть два известных мнения:
1 — Если человек прерывает намаз по веской причине, как например, начал делать добровольную молитву и стали произносить икъама на фард, или нарушил омовение во время молитвы, или еще по какой-либо узаконенной причине, то одни ученые сказали, что он прерывает намаз намерением и не должен давать таслим при выходе из молитвы.
2 — Другие ученые сказали, что любой, кто хочет выйти из молитвы должен сделать это отдав салам, так как в достоверном хадисе сказано: «А дозволяет выйти из молитвы таслим» Ахмад 1/123, Абу Дауд 1/113. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ас-Сакан, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Однако сторонники первого мнения говорили, что у таслима есть свое место, а это в конце намаза после ташаххуда, а не при стоянии или же в суджуде. Уа-Ллаху а’лям.
Есть известный хадис про то, как Му’аз затянул молитву, когда один человек не выдержал и выйдя с намаза, доделал его один. После чего еще пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Му’азу: «Ты что искуситель, о Му’аз?!»
Так вот в этом хадисе Джабир рассказывает, что тот человек вышел из намаза совершив таслим. Муслим 465.
Это весьма убедительный довод, так как в этом понимание сподвижника, тем более никто ему ничего не сказал, и сам он потом рассказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) обо всем, что случилось, как об этом говорится в другой версии.
Но однако затем обнаружил, что хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» назвал эту версию шазза (отклоненной), так как она противоречит всем версиям этого хадиса, в которых говорится, что тот человек просто вышел с намаза и не говорится о том, что он совершил таслим.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!