С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Сивак – это название, принадлежащее палочке, которой чистят рот. А также это название, принадлежащее действию, а это трение зубов с палочкой или зубной щеткой и т.п., чтобы устранить желтизну и грязь. А также, чтобы очистить рот и получить довольство Всевышнего Аллаха и Его награду.
О желательности употребления сивака при намазе
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если не было бы тяжелым для моей общины, то я непременно приказал бы им чистить рты сиваком при каждом намазе» Бухари (887) и Муслим (252).
Общий смысл хадиса:
Намаз обладает великим положением, поскольку это связь между рабом и его Господом. Поэтому было обязательным очищаться от осквернения для намаза. А также из полноты очищения, является использование сивака, так как он очищает рот от разных грязей и неприятного запаха. Поэтому шариат побуждает использовать его при каждом намазе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал к использованию сивака, из-за полноты его искреннего наставления, желая добра для своей общины и желая, чтобы они, входив в любую дверь, получали от нее пользу и совершенное счастье. Он (мир ему и благословение Аллаха) когда узнал, что в сиваке много пользы и что его польза рано или поздно проявится, чуть не обязал свою общину использовать его при каждом намазе. Однако из-за своего совершенного сострадания и милости, он воздержался и не обязал этим, боясь, что Всевышний Аллах вменит в обязанность им, а потом они не выполнят его и в итоге совершат грех. Но несмотря на это он (мир ему и благословение Аллаха) побуждал их к этому.
Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Желательность использования сивака при каждом намазе и его достоинство достигает степень обязанности относительно награды.
2. Частое использование сивака при совершении любых намазов, будь это обязательная молитва или желательная, даже будь это погребальная молитва. Сказал ибну Дакик аль-‘Иид (да смилуется над ним Аллах): «Мудрость этого заключается в том, что нам было приказано во всех положениях приближения к Всевышнему Аллаху, быть в состоянии полной чистоты, выявляя ее, из-за достоинства поклонения». А также говорится, что это дело касается ангела, так как ему причиняет страдание неприятный запах. Сказал Ась-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах): «Вполне вероятно, что мудрость его заключается в двух упомянутых вариантах, так как имам Муслим привел хадис со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поел чеснок или лук или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, так как ангелам причиняет страдания то, что причиняет страдания людям».
3. Это обобщенный хадис касается и молитвы постящегося, что также он усиливает права постящегося, чтобы он при каждом намазе использовал сивак, даже если это буде намаз зухр (полуденная молитва) или аср (послеполуденная молитва).
4. Внимание и наблюдение пророка (мир ему и благословение Аллаха) за положением своей общины и его сострадание к ним так, что он не обязал им то, что принесло бы им затруднение.
5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) если приказал что-то, то это является обязательным, кроме довода, который указывает на то, что это является желательным делом.
6. Великое положение намаза.
7. Воистину, шариат является легким, нет в нем затруднения и тяжести.
О желательности использования сивака после сна и при каждом изменении запаха рта
Хузайфа ибн Йаман (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда вставал на ночную молитву, то чистил свой рот сиваком. Бухари (889) и Муслим (255).
Общий смысл хадиса:
Любовь пророка (мир ему и благословение Аллаха) к чистоте и неприязнь к неприятному запаху, так как сон является причиной изменении запаха рта, который нуждается в очищении. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда поднимался от длительного ночного сна, который является источником изменения запаха рта, чистил он (мир ему и благословение Аллаха) свой рот сиваком, чтобы удалить неприятный запах рта и ободриться после сна, который одолевает вставание. Поскольку из особенности сивака является пробуждение и ободрение.
Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Узаконено чистить зубы сиваком после сна, особенно для тех, кто желает, совершить молитву. Причина заключается в том, что сон изменяет запах рта, а сивак же является инструментом очищения. Поэтому чиститься сиваком при каждом изменении рта.
2. Использование сивака при изменении запаха рта, сравнивая со сном, который изменяет запах рта.
3. Уделение внимания шариата к чистоте.
4. Очищение всего рта. Оно охватывает как зубы и десны, так и язык.
О любви пророка (мир ему и благословение Аллаха) к сиваку
‘Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала о том, что Абдурахман ибн Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) зашел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) тогда, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) был прислонившийся к моей груди. Когда он вошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) у него был сивак ратбун (влажный сивак), которым он чистил рот. После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) длительно смотрел на сивак. Затем я взяла сивак у Абдурахмана, разжевав его, привела его в порядок и дала его пророку (мир ему и благословение Аллаха). После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) чистил им рот так хорошо, что я не видела, чтобы он так чистил до этого. Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил чистить рот, поднял свою руку или палец, затем сказал три раза: «Вместе с обитателями высшей степени (т.е. с обитателями Рая)». После чего он умер (мир ему и благословение Аллаха). Также Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Он (мир ему и благословение Аллаха) умер на моей шее». Бухари (890).
В других словах Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: «Я видела, как он смотрел на сивак, и я поняла, что он любит и хочет сивак. И сказала ему (мир ему и благословение Аллаха): «Взять ли мне его для тебя? » После чего он, кивнув головой, сказал: «Да». Бухари (4449).
Общий смысл хадиса:
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает о событии, которое дает нам понять, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил и чувствовал привязанность к сиваку. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда увидел сивак у брата Айшы Абдурахмана, то из-за любви к сиваку, его не отвлекла ни болезнь, ни предсмертное состояние. Его взор пал на сивак, желая его. Айша (да будет доволен ею Аллах) поняла, что он (мир ему и благословение Аллаха) любит и хочет сивак, взяла его у Абдурахмана, сломала кончик использованного сивака, затем разжевала его своими крайними зубами, смягчив его, дала пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал так хорошо чистить, чтобы встретить своего Господа в полной чистоте и совершенном состоянии. После того, как он (мир ему и благословение Аллаха) закончил чистить, поднял свою руку или палец, уединяя Всевышнего Аллаха, и попросил Его, чтобы Он сделал его вместе с обитателями вышей степени в Раю. Затем он умер (мир ему и благословение Аллаха).
Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Любовь пророка (мир ему и благословение Аллаха) к сиваку.
2. Узаконено использование сивака в любое время. Поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрил поступок Абдурахмана ибн Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).
3. Дозволено использовать сивак другого человека с условием, чтобы он не боялся вреда от него.
4. Сила сердца пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его спокойствие, так что он не забыл почистить рот сиваком и не забыл мольбу в предсмертном состоянии.
5. Подтверждение возвышенности Аллаха над небесами.
6. Достоинство Айшы (да будет доволен ею Аллах) в хорошем взаимоотношении с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и то, что он (мир ему и благословение Аллаха) умер на ее коленях, в ее комнате и в ее день.
О дозволенности в чрезмерном использовании сивака
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что он пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда он чистил рот сиваком ротбун (влажный сивак). Сивак был на краю его языка, и когда сивак был во рту, был слышен звук рвоты, как будто он изрыгается. Бухари (244) и Муслим (254).
Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Узаконено чистить язык сиваком.
2. Узаконено чрезмерное использование сивака.
3. Дозволенность чистить сиваком и чрезмерность использования сивака в присутствии людей.
4. Узаконено использование сивака ротбун (влажный сивак), поскольку он не крошится во рту и хорошо очищает.
Хадисы были приведены из книги «Умдатул Ахкам», опираясь на толкование шейха ибн Усаймина и аль- Бассама (да смилуется нам ними Аллах).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!