С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Необходимо напомнить всем нам, что основа в одеянии – это дозволенность, так как это относится к бытовым вопросам. И, несмотря на то, что на известное правило: «Основа в бытовых вещах дозволенность, кроме того, на что пришел запрет в Коране и Сунне, тогда как в поклонении основа запретность, кроме того, на что указали Коран и Сунна» указывают многие доводы, есть также прямые доводы, указывающие на то, что основа в одеянии дозволенность. Так, например, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия!» Ахмад 6708, Ибн Маджах 3605, аль-Хаким 7188. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Ибн ‘Аббас сказал: “Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие!” Ибн Аби Шайба 8/218. Иснад достоверный.
Эти тексты указывают на то, что основа в одеянии, как в его виде, так и в форме – это дозволенность. И все в этих вещах остается в своей основе дозволенным, кроме того, на что пришел ясный запрет из Корана и Сунны, как например, ношение шелковой одежды мужчинами и т.п.
Что же касается непосредственно обсуждаемой темы об опускании одежды ниже щиколотки, то следует знать, что ученые были единогласны, как сказал Къады ‘Ийяд, что совершение этого по причине высокомерия является большим грехом.
Что же касается того случая, когда край одежды опускается ниже щиколотки не по причине высокомерия, то относительно этого среди ученых было разногласие во все времена. Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения:
Одни сказали, что запрет в хадисах указывает на опускание одежды ниже щиколоток, как по причине высокомерия, так и без этой причины, однако в первом случае человек совершает больший грех, нежели во втором случае.
Другие же ученые сказали, что запрет на опускания одежды ниже щиколотки связан именно с высокомерием, поскольку обобщенные хадисы они конкретизировали частными.
А третьи сказали, что опускание края одежды не по причине высокомерия нежелательно.
Чтобы выбрать в данном случае одно из мнений на основании знания, необходимо изучить доводы всех сторон.
Приведем с соизволения Аллаха эти доводы.
Доказательства на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток по причине высокомерия, является большим грехом
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из высокомерия». аль-Бухари 5787, Муслим 2087.
От Хубайба ибн Мугъаффаля сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. См. “аль-Исаба” 6/281, «Сахих аль-джами’» 6592, “Сахих ат-таргъиб” 2040, “аль-Джами’ ас-сахих” 4/252.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Изар мусульманина до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток. Но все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Относительно того, что опускание изара ниже щиколотки по причине высокомерия и горделивости относится к числу больших грехов, не было среди ученых разногласий, как об этом упоминалось в начале. По этой причине имам аз-Захаби поместил этот грех в число тяжких грехов в своей известной книге о больших грехах. См. “аль-Кабаир” 170.
Доводы тех, кто счел дозволенным опускание краев одежды ниже щиколоток, если это делается не по причине высокомерия
Ученые, связавшие запрет опускания краев одежды только с высокомерием, сказали, что хадисы, в которых не упоминается такая причина как высокомерие, объясняются хадисами, в которых запрет на опускание краев одежды связан именно с высокомерием. Среди их доводов следующие хадисы:
От Ибн ‘Умара сообщается, что однажды он увидел человека, опустившего края изара и сказал ему: “Откуда ты?” Тот ответил: “Из племени Бану Лейс”. Тогда Ибн ‘Умар его узнал и сказал: “Я слышал своими двумя этими ушами, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто опустил свой изар, делая это лишь из-за высокомерия, то Аллах не посмотрит на него в День воскрешения!»” Муслим 2085.
Они говорят, что в данном хадисе ясно говорится, что причина запрета на опускание одежды связана именно с высокомерием.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды, когда один человек шел, опустив края своего изара, проявляя высокомерие, он провалился под землю, и он будет проваливаться вплоть до Судного дня!» аль-Бухари 2/373.
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!” На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!»« аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.
‘Икрима рассказывал: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда надевал изар, опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.
Также эта сторона в качестве довода использует некоторые сообщения от сподвижников и их последователей:
Абу Уаиль рассказывал: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»”. Ибн Аби Шайба 25313. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сильным.
Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся частями ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 9/285.
Му’мар рассказывал: “Рубаха Ибрахима ан-Наха’и была до ступней”. Ибн Аби Шайба 24845.
Хаммад ибн Зайд рассказывал: “Однажды Айюб ас-Сахтияни повелел мне укоротить край его одежды и сказал: «Сделай так, чтобы его края касались ступней»”. ‘Абдуллах ибн Ахмад № 841.
‘Умар ибн Мухаджир рассказывал: “Края рубахи ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и прочей его одежды были между щиколотками и ремешком сандалий”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/322, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/403.
Однажды Абу Ханифа опустил края одежды ниже щиколотки и ему сказали: “Разве нам это не запрещено?!” На что он ответил: “Поистине, это было запрещено по причине высокомерия, а мы не из их числа!” См. “аль-Фатауа аль-хиндия” 5/332.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о хадисах, запрещающих опускать края одежды ниже щиколоток, говорил: “Эти тексты запрещают опускание одежды по причине высокомерия. И те хадисы, которые упоминаются обобщенно объясняются конкретизирующими, поскольку большинство хадисов указывает на запрет с высокомерием”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/363.
Но у шейхуль-Ислама есть также и другие слова, в которых он не связывал запрет лишь с высокомерием. Так, он говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды, если будет опускаться, она не должна быть ниже щиколоток, как на это указывают достоверные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/144.
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам говорил: “Шариатское правило указывает на то, что обобщенные тексты необходимо возвращать к конкретизирующим. И шариат связал запрет опускания краев одежды именно с причиной высокомерия. И основа в одеяниях состоит в том, что все дозволено, и ничего из этого не является запретным, кроме того, что запретили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И шариат связал запрет именно с проявлением высокомерия, а в противном случае все остается в своей основе дозволенным. Если мы обратим внимание на все виды одеяния и их фасон, то мы не найдем из них что-либо запретным, кроме того, что имеет причину. И по этой причине понимание хадисов указывает на то, что опускание краев одежды не по причине высокомерия не относится к числу тех вещей, за которые обещаны угрозы!” См. “Таудых аль-ахкам” 6/246.
Доводы тех, кто счел нежелательным опускание краев одежды ниже щиколоток, даже если это не является следствием высокомерия
В качестве довода ученые этого мнения так же аргументировались вышеприведенным, но вместе с тем, они объединили упомянутое выше с хадисами, в которых содержится веление поднять края одежды, по причине чего считали опускание краев одежды ниже щиколоток нежелательным.
Среди доводов этой стороны следующие:
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколотки!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани.
Имам Ибн Къудама говорил: “Порицаемо опускать края рубахи, изара или штанов ниже щиколотки, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поднимать края изара. Но если это делается из-за высокомерия, тогда это запрещено (харам)!” См. “аль-Мугъни” 2/298.
Самым главным их доводом является следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хурайм аль-Усайди был бы прекрасным человеком, если бы он не носил такие длинные волосы и не опускал подол своего изара», — и когда об этом узнал Хурайм, он поспешил взять бритву и обрезал ею свои волосы до уровня ушей, а изар поднял до середины голеней”. Ахмад 4/321, ат-Табарани 4127. Имам ан-Науауи и имам Ибн Муфлих назвали хадис хорошим.
Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе указание на то, что опускание подола одежды ниже щиколоток нежелательно, но не запрещено, ибо если бы подобное было запретным однозначно, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не связал бы исправление данного поступка с желанием самого Хураймы.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Тот, кто опускает изар без высокомерия и гордыни, не заслуживает того устрашения, которое упоминается в хадисах. Однако опускание изара, рубахи и любой одежды порицаемо в любом случае!” См. “ат-Тамхид” 3/244.
Имам ан-Науауи сказал: “Если края одежды опускаются по причине высокомерия, то это запрещено, а если нет, то порицаемо”. См. “аль-Минадж” 14/88.
Шейх ас-Сараранфури говорил: “Ученые говорили, что желательно, чтобы края изара и прочей одежды доходили до середины голени, но дозволено без каких-либо порицаний и опускание до щиколоток. Если же края одежды будут опускаться ниже щиколотки, то это не дозволено! Если делается подобное по причине высокомерия, то это харам, а если не по причине высокомерия, то нежелательно!” См. “Базалюль-маджхуд” 16/411.
Доводы тех, кто счел запретным опускание краев одежды ниже щиколоток в любом случае
Ученые, которые запрещали опускать края одежды в любом случае, опиралась на другие хадисы, в которых содержится запрет этого и не упоминается такая причина, как высокомерие. Их доводом были следующие хадисы:
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Рууад рассказывал: “Однажды я рассказал Нафи’у хадис: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне» и спросил: «Речь идет об изаре или же о ступнях?» Нафи’ ответил: «В чем грех изара?! Речь идет о ступнях!»” ‘Абдур-Раззакъ 1991, Ибн ‘Абдуль-Барр 20/228. Иснад достоверный.
В этом хадисе содержится серьезная угроза в адрес тех, кто опускал края своей одежды, и в этом хадисе не упоминается такая причина, как высокомерие!
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “В этих хадисах указание на то, что опускание изара из-за высокомерия является тяжким грехом. Что же касается опускания края одежды без высокомерия, то внешне хадисы указывают на запрет и этого”. См. “Фатхуль-Бари” 10/267.
Передается от Абу Зарра, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскрешения, не посмотрит на них и не похвалит их, и им уготовано мучительное наказание!» Абу Зарр сказал: “Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?!” Он сказал: «Опускающий края одежды, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв!» Муслим 106.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколотки запрещено только из-за высокомерия сказали, что имам ан-Насаи приводит этот же хадис с добавкой: «Опускающий края одежды из-за высокомерия». См. “ас-Сунан аль-кубра” 6050.
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда мы сидели с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нам подошел ‘Амр ибн Зурара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял край его одежды и стал говорить (обращаясь к Аллаху): «Раб Твой, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни». Когда ‘Амр это услышал, он сказал: «О посланник Аллаха, у меня худые голени». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!»” Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
В этих хадисах не упоминается такая причина запрета, как высокомерие.
Также доказательством на то, что опускание одежды ниже щиколоток запрещено, являются хадисы, в которых содержится веление поднять края одежды. Джабир ибн Сулейм рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ему сказал: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз ас-Суюты, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколоток!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани.
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Я видел, как однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, увидев юношу, который опустил подол своего изара, позвал его к себе и сказал: «У тебя что месячные?» Тот ответил: «О правитель правоверных! Разве у мужчины могут быть месячные?!» ‘Умар сказал: «Тогда почему подол твоего изара доходит до твоих ступней?!» Затем ‘Умар послал за ножницами и обрезал то, что было ниже щиколотки”. Ибн Аби Шайба 8/205. Иснад достоверный. См. также “Канз аль-‘уммаль” № 41894.
Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти, после нанесения ему удара мечем) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” И Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шайба 25312.
Анас говорил: “Изар должен быть до середины голени или же до щиколотки, и нет блага в том, что ниже этого!” Ибн Аби Шайба 5/106. Иснад достоверный.
Имам Ахмад говорил: “То, что ниже щиколоток будет в Огне! И человек не должен опускать ниже щиколотки какую-либо одежду!” См. “аль-Адабу-шшар’ия” 3/492.
Также от имама Ахмада передается, что он говорил: “Я не передаю хадисы от такого-то, поскольку край его шаровар (сируаль) достигал ремня сандалии”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/366.
Имам Ибн Хиббан в своем Сахихе назвал одну из глав, в которой приводил хадисы данной главы так: “Разъяснение того, что для опускающего изар ниже щиколоток есть опасность наказания Огнем, да упасет нас от этого Аллах!” См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/260.
Имам Ибн Хазм говорил: “Истина состоит в том, что любая одежда, которую надевает мужчина, не должна быть ниже щиколоток, и ни в коем случае ниже! Если же одежда опуститься случайно или по забывчивости, то нет в этом проблем”. См. “аль-Мухалля” 4/73.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Не дозволенно для мужчины опускать края своей одежды ниже дозволенного и говорить: «Я делаю это не из-за высокомерия!», поскольку запрет приходит и общий, и связанный с причиной”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 7/238.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Наказание того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, будет намного хуже, чем наказание того, кто просто носит одежду ниже щиколоток. У того, кто просто носит одежду ниже щиколоток, та часть тела, которая ниже щиколоток – будет в Огне. А что касается того, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия – его наказание хуже, а это то, что Всевышний Аллах не будет с ним разговаривать, не посмотрит на него в Судный День, не очистит его и ему будет уготовано мучительное наказание!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/924.
Однако среди саляфов были такие, кто относил к числу тяжких грехов опускание подола одежды даже без высокомерия. Когда Мухаммаду ибн Сирину рассказали о словах сподвижника ‘Убады ибн Къурса: «Вы совершайте деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, однако во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы относили это к губительным вещам!», Ибн Сирин сказал: “Он прав! И я отношу к числу этого (губительных грехов) опускание изара!” ад-Дарими 2/407, ‘Абдуллах ибн Ахмад 3/470, аль-Байхакъи 5/149. Имам аль-Хаким и имам ад-Дыя аль-Макъдиси подтвердили достоверность.
Дискуссии ученых различных мнений
Итак, с соизволения Всевышнего мы рассмотрели основные доводы всех сторон. А теперь хотелось бы упомянуть о дебатах ученых различных сторон по обсуждаемому вопросу, и их ответы на доводы друг друга.
Ученые, связывавшие запрет опускания одежды ниже щиколотки лишь с высокомерием сказали, что ошибочно мнение тех, кто говорит, что опускание краев одежды без высокомерия влечет наказание в виде волочения того, что ниже щиколоток в Огне, а в случае если это делается из-за высокомерия, то наказание такого будет в том, что Аллах не посмотрит на этого человека, не похвалит и накажет мучительным наказанием. Это деление упоминали имам ас-Сан’ани и шейх Ибн ‘Усаймин, опираясь на хадис: «То, что ниже щиколотки из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколоток запрещено только из-за высокомерия сказали, что такое же наказание, т.е. «Все, что ниже щиколотки будет в Огне», упоминается в другом хадисе, в котором подобное ожидает опускавшего края одежды именно из-за высокомерия: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Хадис достоверный. См. “аль-Исаба” 6/281, “Сахих ат-таргъиб” 2040.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В Муснаде имама Ахмада приводится хадис: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!». Этот хадис разъясняет хадис, который приводится у аль-Бухари: «То, что ниже щиколоток из изара, будет в Огне!». Смысл хадиса в том, что все что ниже щиколоток – одежда и ступни, человек будет волочить в Огне так же, как он делал это по причине высокомерия в мирской жизни!” См. “ат-Тахуиф мина-ннар” 118.
Но даже если именно это разделение в наказании ошибочно, то все равно это не делает опускание краев одежды ниже щиколотки дозволенным, поскольку запрет этого выражается во многих недвусмысленных хадисах. Например, хадис: «Все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Хадис достоверный.
В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминает оба случая опускания краев одежды и разделяет их! Случай, когда одежда опускается сознательно ниже щиколоток, не связывая это с высокомерием, и случай, кода это делается именно по причине высокомерия.
На самом же деле такое понимание, что все хадисы, в которых содержится запрет на опускание ниже щиколоток края одежды и не упоминается такая причина, как высокомерие, конкретизируется хадисами, в которых сказано о таком поступке по причине высокомерия, не удовлетворяет и не делает сердце спокойным относительно этого вопроса! Ведь такое понимание противоречит многим хадисам данной главы. Например, хадис: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Имам ас-Сан’ани в комментарии к этому хадису сказал: “Ибн ‘Умар не уточнил, в каком случае запрещено опускать края одежды, по причине высокомерия или нет? А тебе известно из шариатского правила, что оставление уточнения подробности в том месте, когда подразумевается несколько положений, указывает на обобщенность”. См. “Истифа аль-акъуаль” 50.
Или же хадис: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколоток. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Ученые, считавшие запретным опускание краев одежды в любом случае, сказали, что в данном хадисе содержится весьма сильный аргумент на то, что опускание одежды ниже щиколотки является признаком высокомерия само по себе. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, автор известного комментария на сборник хадисов Абу Дауда, приведя мнение имама аш-Шаукани, который ограничил запрет опускания края одежды ниже щиколоток с высокомерием, сказал: “Это мнение аш-Шаукани очень слабое, правильным же является то, что любое опускание одежды ниже щиколоток относится к проявлению высокомерия, если совершается сознательно!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/143.
Однако ученые противоположного мнения сказали, что если бы любое опускание одежды ниже щиколотки было бы само по себе проявлением высокомерия, то не было бы смысла связывать этот поступок именно с высокомерием, как об этом говорится во многих хадисах!
Нет никаких противоречий между этими мнениями, ибо даже если опускание краев одежды изначально не является признаком высокомерия само по себе, то это рано или поздно приведет к этому. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Опускание одежды ниже щиколоток влечет к тому, что человек будет волочить свою одежду, а подобное вызывает высокомерие, даже если надевший такую одежду не имел намерения высокомерия!” См. “Фатхуль-Бари” 10/263.
И хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки, назвал причину опускания подола своего изара: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Несмотря на эту причину посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!» Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
Этот хадис является сильным доводом на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток запрещено даже, если человек делает это не по причине высокомерия, поскольку причина ‘Амра ибн Зарары состояла не в высокомерии, но вместе с тем пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил ему это! Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что ‘Амр не желал высокомерия тем, что опустил край изара, но вместе с тем это было ему запрещено!” См. “Фатхуль-Бари” 10/275.
Эти аргументы весьма сильные, и никак невозможно связать все это лишь с высокомерием!
Также ученые, запрещавшие опускать края одежды ниже щиколоток в любом случае, сказали, что если бы причина запрета была бы связанна только лишь с высокомерием, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не порицали бы каждого, кто опускал края одежды, ведь проявление высокомерия – это деятельность сердца, о котором ведомо одному только Всевышнему Аллаху! См. “Рисаля хадду-ссауб” 22.
Неужели можно себе представить, что все сподвижники, которых за опускание краев одежды порицали посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и другие сподвижники делали это по причине высокомерия?!
Относительно ответа на самый главный аргумент тех, кто связывал запрет лишь с высокомерием, а это хадис Абу Бакра, сказавшего: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.
Ученые, считавшие запрещенным любое сознательное опускание одежды ниже щиколоток, ответили на этот хадис тем, что Абу Бакр не опускал сознательно свой изар, ибо это происходило случайно, поскольку он был худым. Что же касается того, что Абу Бакр был худым, то об этом рассказывал Къайс ибн Аби Хазим: “Однажды я зашел со своим отцом к Абу Бакру, и это был белокожий, худой человек”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 3/204. Иснад достоверный.
Ведь в хадисе говорится о том, кто опускает край одежды по причине высокомерия, но тем не менее услышанное от пророка (мир ему и благословение Аллаха) испугало Абу Бакра, а ведь он знал, что делает это не по причине высокомерия, тем более его изар спадал не по его воле!
Имам аз-Захаби говорил: “Можно встретить факъиха, который живет в роскоши, длина одежды которого ниже щиколотки, и если сказать ему: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» Он отвечает: «Это было сказано относительно того, кто поступает так, проявляя высокомерие, а я не проявляю высокомерия!» И ты видишь его, проявляющим высокомерие, не считая себя глупым и опираясь на обобщенные тексты, ограничивая запрет хадисом, в котором говорится о высокомерии. И он ищет послабление в словах Абу Бакра, сказавшего: «О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается», которому пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!» На это мы говорим, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не затягивал свой изар так, что он был ниже щиколоток, это во-первых! Наоборот, его изар был затянут выше, однако впоследствии опускался. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Изар верующего до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток!» Поэтому опускание одежды относится к высокомерию, и хоть кто-то из поступающих таким образом заслужит оправдания по причине незнания, однако нет оправдания ученому, оставившему порицание дела, совершенного по незнанию!” См. “ас-Сияр” 3/234.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что же касается тех, кто использует против нас в качестве довода хадис Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то мы ему говорим: «Нет в этом хадисе для тебя довода по двум причинам! Во-первых, Абу Бакр сказал: «Поистине, часть моей одежды иногда опускается, если я не слежу за ней!» Он, да будет доволен им Аллах, не опускал одежду по своему желанию, она сама опускалась, а он вновь ее поднимал. Что же касается тех, кто опускает края своей одежды, заявляя, что они это делают не из-за высокомерия, то они совершают это сознательно! Во-вторых, Абу Бакра похвалил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал о нем, что он не из числа высокомерных. Но разве на тех, кто поступает иначе, распространяется это свидетельство пророка (мир ему и благословение Аллаха)?! Но шайтан открывает для некоторых людей следование за сомнительными доводами, чтобы они считали благим совершаемое ими!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 12, вопрос № 223.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в комментарии к сборнику Сахих Муслим писал: “История с Абу Бакром ясно указывает на то, что его изар опускался не по его желанию, а по его неведению, о чем он узнавал потом. И это указывает на то, что нет проблем в подобной ситуации, если одежда человека опустится ниже щиколоток. Однако возникает вопрос относительно того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток сознательно, по своей воле, после чего заявляет, что он не делает этого по причине высокомерия, как часто проявляется эта болезнь в наше время. Ответом на это является хадис, который приводят Абу Дауд, ан-Насаи и аль-Хаким, который назвал его достоверным: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» И тебе становится ясно, что опускание одежды ниже щиколоток имеет три положения: Положение, когда одежду опускают по причине высокомерия; когда одежда сама опускается не по желанию; и когда одежду опускают сознательно, заявляя, что это делается не из-за высокомерия. Первый и третий случаи запрещены (харам), а второй дозволен”. См. “Миннатуль-му’ним фи шарх Сахих Муслим” 3/397.
Шейх Саид Раслян говорил, что в словах Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) сказавшего: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается (ниже щиколоток), если я не слежу за ним”, — содержится довод на то, что его изар был либо до щиколоток, либо же близко к ним, так как будь его изар до середины голени и спустись он ниже щиколоток, то где по вашему в таком случае была бы верхняя граница изара?!
Что касается хадиса ‘Икримы: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда одевал изар опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе указание на то, что ношение изара именно в таком виде не относится к запретному опусканию одежды. Относительно этого хадиса высказывали множество различных мнений, которые не успокаивали сердца. То, что я говорил относительно него (что в нем далиль на дозволенность именно такого вида ношения изара), является наилучшим мнением, которое выбрал шейх наш Хусайн ибн Мухсин аль-Ямани, и этому же мнению отдал предпочтение шейх ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляуи в «Шарх аль-Мишкат»”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/155.
Что же касается довода в сообщении от Абу Уаиля: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»” Ибн Аби Шайба 25313, то на это сообщение ответил хафиз Ибн Хаджар, сказав: “Смысл его вероятно в том, что Ибн Мас’уд опустил края одежды ниже желательного, а это середина голени. Или вероятно до него не дошла история ‘Амра ибн Зарары”. См. “Фатхуль-Бари” 10/276.
Ибн Хаджар имеет в виду хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари сказал: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!» Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если кто-то скажет: «Но ведь Ибн Мас’уд опускал края своего изара!», то ответом на это является то, что вероятно ему это дозволил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как он дозволил ‘Арфадже, чтобы он вставил себе нос из золота”. См. “ат-Тамхид” 20/228.
Но вероятно правильным является тот вариант, что Ибн Мас’уд опускал изар ниже середины голени, но не ниже щиколоток. Да и как может быть иначе, если он сам был из числа тех, кто передавал хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) о запрещении опускать края одежды, а также сам порицал опускавших подол одежды ниже щиколоток! Сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!” ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 10/257.
Имам аль-Мунауи сказал об этих словах: “Было сказано: «Смысл этих слов в том, что такой человек не верует в то, что Аллах сделал запретным и дозволенным»”. См. “Файдуль-Къадир” 6/171.
И ведь сам Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” А затем Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шайба 25312.
А что касается того, что передал Абу Исхакъ: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся иногда ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 9/285.
В данном случае речь идет о том, что Ибн ‘Аббаса изар опускался не по его желанию, и вероятно причина этому было столпотворение во время Хаджа, поскольку Абу Исхакъ говорит, что видел таким изар Ибн ‘Аббаса в долине Мина, что происходило во время Хаджа. Именно так следует понимать это сообщение, поскольку Ибн ‘Аббас сам является передатчиком хадиса: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
Более того, одежда самого Ибн ‘Аббаса в обычное время не была ниже щиколотки, как это рассказывал Наср ибн ‘Имран: “Я видел Ибн ‘Аббаса, край рубахи которого был выше щиколотки”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид фадаилю-ссахаба” 2/953. Иснад достоверный.
Также говорил и Хиттан ибн Хуфаф: “Я видел изар Ибн ‘Аббаса, края которого доходили до середины голени или немного выше”. Абу ‘Ауана. Имам аз-Захаби подтвердил достоверность. См. “ас-Сияр” 3/353.
Но даже если принять во внимание, что мнением некоторых сподвижников было то, что опускание краев одежды без высокомерия дозволено, то все равно в этом не было бы аргумента, так как их мнение противоречит многим упомянутым достоверным хадисам.
Кто-то может сказать: «А разве понимание сподвижниками пророческих хадисов не является аргументом?»
Ответ: Да, несомненно, но, во-первых, такое понимание от сподвижников не передается. А во-вторых, есть ясные и недвусмысленные указания от других сподвижников, которые порицали опускание одежды в любом случае, как это передается от Ибн ‘Умара и его отца ‘Умара, что уже приводилось, когда он взял ножницы и отрезал край одежды одного юноши.
Также следует отметить, что ограничивать все хадисы, запрещающие опускать края одежды ниже щиколоток только лишь высокомерием неправильно, поскольку при наличии высокомерия запретным станет любой вид одежды, а не только опущенные края одежды. Имам аз-Захаби говорил: “Любую одежду, которая вызывает в человеке высокомерие и самообольщение, обязательным является оставлять, даже если это не золото и не шелк!” См. “ас-Сияр” 4/234.
И в опускании одежды ниже щиколоток есть уподобление высокомерным людям, даже если совершающий это не делает этого по причине высокомерия. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них!» Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани.
Имамы ан-Науауи, аль-Мунауи, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. говорили, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений. См. “Раудату-тталибин” 8/206, “Субулю-Ссалям” 4/238, “Булюгъуль-амани” 22/40.
А имам Ибн Батта говорил: “Из числа нововведений – это опускание краев одежды мужчиной!” См. “аш-Шарх уаль-Ибана” 336.
Далее, внешне, хадисы, указывающие на запрет опускания края одежды ниже щиколотки касаются как мужчин, так и женщин, однако женщины являются исключением из этого запрета. Имам аш-Шаукани говорил: “Единогласны все ученые в дозволенности опускания края одежды для женщин, как это сказал Ибн Раслян в «Шарх ас-Сунан»”. См. “Найлюль-аутар” 2/114.
Да и как же иначе, ведь ступни женщины из числа ‘аурата, что необходимо скрывать от посторонних глаз, на что указывает следующий хадис: Ибн ‘Умар рассказывал, что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой одежду из-за высокомерия», — Умм Саляма спросила: “А что же делать женщинам с их подолами?” Он сказал: «Пусть опускают их на пядь». Она сказала: “Тогда будут открываться их ступни”. Он сказал: «В таком случае пусть опускают подолы на локоть, но не больше!» Ахмад 6/309, ат-Тирмизи 2/384, Ибн Маджах 3580. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 460, 1864.
Кстати в этом хадисе содержится ясное доказательство на то, что ступни женщины ‘аурат и их необходимо скрывать от посторонних глаз! Имам аль-Баджи относительно этого хадиса сказал: “В данном хадисе под дозволением опускания женщинам подола их одежды подразумевается обязательность! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил опускать края одежды ниже щиколоток, а затем повелел женщинам опустить край одежды, чтобы прикрыть ступни. Это указывает на обязательность, и не дозволено для женщин оставлять непокрытыми эти места!” См. “аль-Мунтакъа” 1700.
Из этого хадиса извлекается, что опускание одежды ниже щиколотки является уподоблением женщинам, что весьма строго запрещено в Исламе. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил это мужчинам и повелел это женщинам! И именно поэтому, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидел юношу, который опустил края своего изара ниже щиколоток, сказал ему: “У тебя что месячные?” Ибн Аби Шайба 8/205. Иснад достоверный. См. также “Канз аль-‘уммаль” № 41894.
Имам ат-Табари сказал: “Не дозволено мужчинам уподобляться женщинам в одеянии и украшениях, которые присущи только им!” См. “Фатхуль-Бари” 10/332.
Тут также можно отметить, что если бы причина запрета опускания одежды ниже щиколоток была связанна только лишь с высокомерием, то тогда не было бы разделения в этом вопросе между положением женщин и мужчин. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом вопросе Умм Салямы к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «А что же делать женщинам с их подолами?» довод на то, что хадисы, запрещающие опускать одежду ниже щиколоток, не связаны именно с высокомерием! Ведь если бы дело обстояло именно таким образом, то не было бы смысла уточнять Умм Саляме положение женщин в этом вопросе. Наоборот, она поняла со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) общий запрет на опускание краев одежды, будь это из-за высокомерия или нет!” См. “Фатхуль-Бари” 10/270.
Вывод
Ознакомившись вкратце с доводами всех сторон, становится ясно, что наиболее аргументированным является мнение тех ученых, которые считают недозволенным опускать края одежды ниже щиколоток, даже если человек делает это не из-за высокомерия. Нет сомнения в том, что не опуская края одежды ниже щиколоток, мусульманин выходит из разногласия, что является весьма желательным, тем более учитывая сильные доводы стороны, запрещающей это в любом случае.
Когда дозволено опускать края одежды?
Имам аш-Шаукани говорил: “Единогласны все ученые в дозволенности опускания подола одежды для женщин, как это сказал Ибн Раслян в «Шарх ас-Сунан»”. См. “Найлюль-аутар” 2/114.
Имам Ибн Хазм говорил: “Если же одежда опустится случайно или по забывчивости, то нет в этом проблем”. См. “аль-Мухалля” 4/73.
Къады ‘Ийяд говорил: “Если человек спешил куда-то срочно, по причине чего его одежда опустилась ниже щиколотки, или же он сделал это перед неверными, чтобы проявить перед ними гордость, или же это случилось по причине сражения, то нет в этом запрета”. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/599.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Тот, кто опустил свой изар ниже щиколоток по причине, как, например, рана, на которую садится муха, причиняя вред и т.п., то это дозволяется”. См. “Фатхуль-Къадир” 5/24.
Можно ли детям носить одежду, которая ниже щиколоток?
Тот, кто убедился в правильности того мнения, что опускание одежды не дозволено однозначно, не должен дозволять своему сыну носить такую одежду, полагая, что на нем все равно нет греха. От Джабира передается, что он говорил: “Мы снимали с мальчиков шелковые одежды и отдавали их девочкам”. Абу Дауд 3/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
‘Абдур-Рахман ибн Зайд рассказывал: “Однажды мы находились с Ибн Мас’удом и пришел его маленький сын, на котором была шелковая одежда, и Ибн Мас’уд снял ее с него”. Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 4/40. Иснад достоверный.
Несмотря на то, что на несовершеннолетних нет греха, необходимо удерживать их от греховных вещей, как например, родитель удерживает ребенка от употребления одурманивающего, сквернословия, лжи и т.д.
Запрещено опускать края именно изара или же любой одежды?
Следует отметить, что упоминание именно изара в хадисах не указывает на то, что другие виды одежды к этому не имеют отношения. Этот запрет общий и имеет отношение к любой одежде, опускаемой ниже щиколоток. Однако изар упоминается во многих хадисах по той причине, что этот вид одеяния во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был самым распространенным. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598, «‘Умдатуль-Къари шарх Сахих аль-Бухари» 21/440.
Что же касается того, что запрещено опускать любой вид одеяния ниже щиколотки, то на это указывают многие хадисы. Например, от Ибн ‘Умара передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В день Воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто из-за высокомерия опускал низко изар, рубаху или концы чалмы». Абу Дауд 4094, ан-Насаи 5334. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также от Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколоток!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
Ибн ‘Умар говорил: “То, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил об опускании краев изара, относится также и к рубахе”. Ахмад 2/137, Абу Дауд 4095. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность.
Таким образом, упомянутые хадисы указывают на то, что данный запрет относится к любой одежде, а не только к изару, как это полагают некоторые. И именно поэтому имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу следующим образом: «О том, что опущенное ниже щиколоток будет в Огне!», не конкретизировав это изаром.
Об этом же говорил имам ат-Табари, а также и аз-Захаби, сказавший: “Пятьдесят пятый большой грех: Опускание краев изара, одежды, рубахи и шаровар (штанов) по причине кичливости и высокомерия”. См. “аль-Кабаир” 170.
Имам Ибн Хазм говорил: “Слово «аль-мусбиль» (опускающий края одежды), упомянутое в хадисах, является обобщенным и имеет отношение к шароварам, штанам (сируаль), изару, рубахе и прочей одежде!” См. “аль-Мухалля” 4/100.
Къады ‘Ийяд сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Опустил края одежды» являются обобщенными и относятся к любой одежде, будь это изар или нет”. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды не должна опускаться ниже щиколоток!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/144.
Является ли действительной молитва того, кто совершает ее в одежде, опущенной ниже щиколоток?
Со слов Ибн Мас’уда передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто опустил край своего изара в молитве из-за высокомерия, тот не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!» Абу Дауд 637, ат-Таялиси 351. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Также сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!” Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим, и сказал: “Такое от себя не говорят!” См. “Фатхуль-Бари” 10/257.
Т.е. о запретном и дозволенном, а также о причинах ниспослания аятов или о сокровенных вещах, Аде и Рае, сподвижники от себя не говорили.
Что же касается известного хадиса, который передает Абу Хурайра: “Как-то раз когда один человек опустивший края своего изара, совершал молитву, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ступай и соверши омовение!» И он пошел и совершил омовение, а потом вернулся обратно, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова велел ему: «Ступай и соверши омовение!» Кто-то из присутствовавших спросил: “О посланник Аллаха, почему ты велишь ему совершать омовение, а потом ничего не говоришь о нем?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, он молился, опустив края своего изара, а Аллах не принимает молитву опустившего края одежды!»” Абу Дауд 638.
Относительно достоверности этого хадиса было большое разногласие среди ученых.
Среди тех, кто считал данный хадис достоверным были: имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, имам аз-Захаби, имам Ибн Муфлих, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади. См. «аль-Маджму’» 3/178, “аль-Адабу-шшар’ия” 3/514, “аль-Мухаззаб” 2/680, «‘Аунуль-Ма’буд» 2/342.
А среди тех, кто считал этот хадис слабым были: хафиз аль-Мунзири, имам Бадруддин аль-‘Айни, имам аш-Шаукани, имам ас-Сан’ани, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 2/152, “Шарх Сунан Аби Дауд” 3/169, “Мишкатуль-масабих” 1/238, “Тахридж аль-Муснад” 16679.
Причина разногласия достоверности этого хадиса заключалась в передатчике по имени Абу Джа’фар, который является неизвестным (маджхуль), как об этом говорил хафиз Ибн аль-Къаттан.
Что же касается имамов, то они разошлись в том, кто этот Абу Джа’фар. Одни сказали, что это Мухаммад ибн ‘Али Бакъир – передатчик, которого имам Муслим использовал в своем Сахихе. Другие же сказали, что это Абу Джа’фар муаззин Ансари Мадани, который является неизвестным передатчиком.
Также некоторые ученые считали смысл этого хадиса странным, поскольку он противоречит другим достоверным хадисам, о чем говорил шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Какая связь между опусканием одежды и совершением омовения?
Однако ученые, считавшие этот хадис достоверным, сказали, что смысл веления совершить этому человеку омовение несколько раз состоял в том, чтобы он задумался над тем, что делает что-то не так, ведь он сам знал, что он не совершил ничего, что нарушило бы его омовение.
Также о том, что молитва того, кто опустил края одежды ниже щиколотки, не принимается, говорили некоторые саляфы. Муджахид и Зирр говорили: “У того, чей изар был ниже щиколоток, намаз не принимается!” Ибн Аби Шайба 5/155. Иснад достоверный.
Среди ученых было разногласие относительно того, принимается ли молитва человека, совершившего ее в одежде ниже щиколоток или нет. Большинство ученых считало, что такая молитва принимается. Но даже если учесть мнения тех, кто говорил, что молитва такого человека не принимается, то это не говорит о том, что такую молитву необходимо перечитывать или же возмещать. Поскольку даже те достоверные хадисы, в которых говорится, что Аллах не принимает молитву того, кто пришел к предсказателю, ученые объяснили тем, что такой человек не получает награды за нее. Имам ан-Науауи говорил: “Что касается того, что не примется молитва пришедшего к предсказателю в течение сорока дней, то смысл этого состоит в том, что такой человек не получит за намаз награду. Ученые единогласны в том, что намаз за эти сорок дней возмещать не надо”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/283.
Все упомянутое в этой главе также указывает на серьезность поступка опускающего края одежды. И достаточно для любого мусульманина того, что относительно действительности молитвы опустившего края одежды есть разногласие среди ученых, чтобы понять серьезность этого вопроса. См. “аль-Исбаль ли гъайри аль-хуяля” 213.
Здесь также следует обратить внимание на поступок тех мусульман, кто носит длинную одежду, которые перед совершением молитвы подворачивает ее края. Этот поступок противоречит тому, что было велено посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей (лоб, нос, две ладони, два колена и две ступни), а также не собирать волосы и одежду!» аль-Бухари 816.
Что же касается совершения намаза позади имама, чья одежда опущена ниже щиколоток, то имам ас-Сан’ани сказал, что если имам несведущий относительно этого вопроса, то нет никаких проблем, его просто следует известить об этом. Если же имам придерживается мнения тех, кто считает допустимым опускать края одежды, если это делается не по причине высокомерия, и он является постоянным имамом и т.д., то молитва за ним также действительна, и доводом на это является хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них». аль-Бухари 694.
Сунна относительно краев одежды для мужчин
Нет сомнения в том, что Сунной является опускание краев одежды до середины голени, на что указывают веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его поступки:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Изар мусульманина до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток» Абу Дауд 4093.
‘Усман ибн ‘Аффан рассказывал: “Поистине, изары посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были до середины его голеней!” ат-Тирмизи в “аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” 98, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/461. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
‘Убайд ибн Халид говорил: “Я посмотрел на изар пророка (мир ему и благословение Аллаха) и увидел, что он был до середины голени”. Ахмад 5/364, Мусаддад 5523. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1441.
А Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха!» (аль-Ахзаб 33: 21).
И именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха). Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел людей из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и их изар был до середины голени!” ат-Табарани 1/160, Абу Ну’айм. Иснад достоверный.
Таким образом, Сунной является, чтобы края одежды достигали середины голени, но без каких-либо порицаний дозволено, чтобы край одежды опускался ниже, но не ниже щиколоток!
Имам аль-Мардауи говорил: “Порицается, чтобы край одежды человека был выше середины голени!” См. “аль-Инсаф” 1/472.
Шейх Ибн Баз говорил: “Что касается того, что делают некоторые люди, опуская края штанов ниже щиколотки, а рубаху, которая сверху до середины голени, то это не дозволено! Сунной является, чтобы рубаха и другая одежда была между серединой голени и до щиколотки, опираясь на хадисы этой главы”. См. “Фатауа уа танбихат” 519.
Является ли вопрос опускания краев одежды незначительным?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «То, что ниже щиколотки из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
Он также сказал: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Он также сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколоток!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
В этих хадисах упоминаются серьезные угрозы в адрес тех, кто опускал края одежды ниже щиколоток, и ни в одном из них не упоминается такая причина, как высокомерие.
О мусульмане, обратите внимание, ведь несмотря на то, что относительно обязанности отпускания бороды и запретности ее бритья среди ученых есть единогласное мнение (иджма’), нет ни одного хадиса, в котором бы содержалась подобная угроза в адрес бреющих бороду!
Разве вопрос, относительно которого есть такие тексты, может быть незначительным?!
Даже относительно малых грехов пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Берегитесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!» Ахмад 5/331. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2686-2687, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3102.
Если такое сказано о малых грехах, то что говорить о грехах, за совершение которых упоминаются такие угрозы?!
Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: «Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься!»” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.
Можно ли порицать того, чья одежда ниже щиколоток, если он придерживается мнения ученых, дозволявших это?
Многие хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сообщения от сподвижников указывают на то, что опускающего края одежды ниже щиколоток можно и нужно порицать.
Из числа доводов этому следующее:
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) увидел меня, когда на мне был новый изар и сказал: «Кто это?» Я ответил: «‘Абдуллах». Он сказал: «Если ты ‘Абдуллах (т.е. раб Аллаха), то тогда подними свой изар!»” Ахмад 2/104. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” И Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шайба 25312.
Абу Саляма рассказывал: “Однажды мимо Абу Хурайры проходил один молодой парень из числа курайшитов, который опустил края своей одежды, и Абу Хурайра сказал ему: «О сын моего брата, поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто волочил свою одежду из-за высокомерия, на того Аллах не посмотрит в День воскрешения!»” Ибн Маджах 3571. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2037.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Подними свой изар» сказал: “Это указывает на то, что подобное (опускание одежды ниже щиколоток) нельзя одобрять, наоборот, необходимо порицать, даже если поступающий подобным образом ошибается или же не знает (о запрете этого)!” См. “аль-Муфхим” 5/406.
Имам аз-Захаби говорил: “Хоть кто-то из поступающих таким образом (опускающих подол одежды ниже щиколоток) заслужит оправдания по причине незнания, однако нет оправдания ученому, оставившему порицание дела, совершенного по незнанию!” См. “ас-Сияр” 3/234.
Но следует также отметить, что ученые говорили, что в вопросах иджтихада относительно которых есть разногласия, не является обязательным порицать. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Порицаемая вещь, которую является обязательным порицать – это то, относительно чего нет разногласия!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 284.
Таким образом, на основании всего изложенного нам стало ясно, что обсуждаемая тема – вопрос иджтихада, в котором есть разногласие в понимании среди признанных имамов ахлю-Сунна. И по причине того, что в этом вопросе нет единогласного мнения (иджма’), никто не должен обвинять в заблуждении того, кто придерживается какого-либо из мнений, поскольку в этом вопросе приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна – разногласие в понимании. Однако следует мягко и мудро объяснять эти вопросы или же вступить в спор, если имеется достаточно знаний относительно обсуждаемого вопроса. Необходимо чтобы мусульманин следовал за знаниями, а не за слабыми или подходящими ему мнениями.
В этом вопросе можно увидеть две категории, впавшие в крайность:
Одни – это те, кто считают, что мнение о запрещении опускать одежду ниже щиколоток в любом случае, является отклоненным, которое вообще не имеет основания в Сунне.
Вторые же считают признаком нечестивости, заблуждения и неправильного манхаджа опускание одежды ниже щиколоток.
Что же касается того, кто не может определиться и разобрать доводы всех сторон, имеет полное право следовать одной из групп ученых, за что он, инша-Аллах, будет иметь оправдание в Судный день. Главное, чтобы при выборе мнения им не руководила страсть.
Следует понимать правильно, что в Исламе есть такие разногласия, которые нельзя делать предметом смуты и ссор в общине мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, разбирая вопрос «Увидят ли неверные Аллаха в Судный день или нет», сказал: “Непозволительно обладающим знаниями делать этот вопрос экзаменом и признаком любви к одним и неприязни к другим! Поистине, это то, что не любит Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 6/271.
Имам Ахмад говорил: “Не переходил мост из Хорасана подобный Исхакъу ибн Рахауайху, несмотря на то, что он противоречит нам в некоторых вещах! Поистине, люди не переставали разногласить друг с другом!” См. “ас-Сияр” 11/371.
Имам Юнус ас-Садфи рассказывал: “Я никогда не видел разумнее, чем аш-Шафи’и! Однажды мы поспорили с ним относительно одного вопроса, а затем разошлись. Когда же мы вновь встретились, он взял меня за руку и сказал: «О Абу Муса! Разве мы не остались братьями, хоть и не сошлись в одном вопросе?!»” См. “ас-Сияр” 10/16.
Приведя эту историю, имам аз-Захаби сказал: “Это указывает на совершенный разум этого имама и на его понимание фикъха. Ведь люди не переставали разногласить по вопросам фикъха”. См. “ас-Сияр” 10/16.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!