С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
К одним из основных воззрений приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а) относится вера в блаженство и мучение в могиле.
Однако у некоторых возникает мысль: “Если тело умершего не было погребено, к примеру, он был съеден хищным зверем, испытывает ли он мучения могилы?”
Этот вопрос был задан шейху Ибн ‘Усаймину (да смилуется нам ним Аллах, Своей широчайшей Милостью), и вот, что он ответил: “Да, мучение будет испытывать душа, поскольку тело отсутствует, оно истлело, испортилось. Этот вопрос является из раздела сокровенных знаний, и я не могу утверждать, что мучение могилы вообще не коснется тела, из-за того, что оно истлело или сгорело, поскольку человек не может сравнивать дела связанные с Последней жизнью с тем, что происходит в этой мирской жизни”. См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин» 2/29.
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: “Многие полагают, что если усопший не был погребен, то он спасется от мучений в могиле. Каково Ваше наставление тем, кто так думает? Да воздаст вам Аллах благом”.
Ответ: “Каждый умерший будет спрошен, не зависимо от того, погребено ли тело или оно в пустыне, в море, в животе хищного зверя. В любом случае он будет спрошен, и спрос будет с души, а она цела. Он будет спрошен, а после этого его ждет блаженство, если он был благочестивым, или мучение, если он был несчастным. Душа будет испытывать блаженство в Раю, или же мучения в адском огне1. Также наказание понесет и тело или то, что осталось от него, будь это кости или кожа — то, что осталось от тела понесет наказание или же получит блаженство. Как это будет происходить ведомо только одному Аллаху (Возвышен Он и Пречист). Но с момента смерти и погребения в могилу до наступления Судного дня, основная часть придется на душу, а в День воскресения мучение познает, как и тело, так и душа, в случае с неверными, которым предопределено быть в Огне. Равным образом дело обстоит и с блаженством; ее будут испытывать тело и душа благочестивых верующих, которым предопределено быть в Раю.
Из всего сказанного следует: блаженство и мучение постигает как душа, так и тело, однако, с момента смерти и погребения в могилу до наступления Судного дня, большая часть наказания приходится на душу, но и тело несет часть наказания, даже если оно в море, или внутри хищного зверя, и где бы оно ни было. [Присутствует тело или нет] душа в любом случае вкусит блаженство или наказание [могилы], а в День Предстояния верующие постигнут блаженства, как душой, так и телом. Также и несчастные почувствуют мучение душой и телом. Мы же молим Аллаха о благополучии”. Сл. «Нур ‘аля ад-Дарб» №689.
А истинное знание у Всевышнего Аллаха, и завершаю свою речь словами: Хвала Аллаху, Господу миров, и да ниспошлет Аллах благословение нашему пророку Мухаммаду, его семейству, его сподвижникам и его братьям и приветствует их многократно до самого Дня воздаяния!
__________________________________________________________________________________
1 — «Когда кто-либо из вас умирает, каждое утро и после полудня ему показывают его место. Если он является одним из обитателей Рая, то и место его оказывается среди обитателей Рая; если же он принадлежит к числу обитателей Огня, то и место его оказывается среди обитателей Огня. Ему говорят: “Вот твое место, пока Аллах не воскресит тебя в День воскресения”» аль-Бухари №1379, Муслим №2866.
Перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!