С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Во многих хадисах есть указание на азкары, которые следует произносить по утрам и вечерам. Однако среди ученых есть разногласие, когда начинается и заканчивается время вечерних (маса) азкаров и дневных (сабах).
Среди ученых есть те, кто считал, что утренние азкары начинаются с восходом солнца, т.е. с начала уакъта утренней молитвы и заканчиваются после восхода солнца. Некоторые другие сказали, что время утренних азкаров длится до уакъта духа намаза, а это минут 30 после восхода солнца, однако лучшее время этих азкаров, это до восхода солнца. Что касается вечерних азкаров, то одни ученые считали, что их время начинается с аср намаза и длится до заката солнца. Некоторые считали, что их время начинается после заката солнца и длится до третьей части ночи.
Однако многие ученые говорили, что объединив все мнения по этому вопросу следует, что уакът утренних азкаров начинается с началом восхода солнца и длится до полного восхода солнца. А если человек пропустил их, то нет проблем, чтобы он произнес их вплоть до завершения времени духа намаза, а это незадолго до обеденного (зухр) намаза.
Также и вечерние азкары, их наилучшее время – это с асра до заката солнца, однако если это время упущено, то нет ничего страшного в том, чтобы произнести эти азкары и до третьей части ночи!
Это взято с фетв имама ас-Саффарини, ученых аль-Ляджны, шейха Ибн Усаймина, Абдуллаха аль-Гъунаймана, Ибн Джибрина, Абдуль-Азиза ар-Раджихи и аль-Мунаджида. См. «Фатауа аль-Лдяжна ад-даима» 24/178, «Фатауа ар-Раджихи» 1/128, «Фатауа Ибн Джибрин» № 12976, «Адабу зикр», «Суаль уа джауаб» № 22765, 60420, 105396.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Всевышний Аллах говорит: «И прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом» (Къаф 50: 39). Это толкование тому, что пришло в хадисах, в которых сказано: «Кто скажет то-то и то утром и вечером…» Смысл этого: «перед восходом солнца и перед закатом». Это между рассветом и восходом солнца и между асром до заката солнца. Также Аллах говорит: «И прославляй хвалой своего Господа после полудня (‘аший) и утром (ибкар)» (Гъафир 40: 55). Ибкар – это начало дня, а аший – это конец дня. Время этих азкаров после рассвета и после асра”. См. “аль-Уабиль ас-сайб” 200.
Однако те хадисы, в которых сказано про чтение того или иного зирка ночью (аль-лейль), как например чтение аятуль-Курси или двух последних аятов из суры аль-Бакъара и т.д., то это к данному времени не относится. Ночь в арабском языке начинается с заката солнца (магъриб) и длится до рассвета.
Шейх Ибн Усаймин говорил: “Вечер (маса) имеет большое время, которое начинается от молитвы ‘аср и длится до молитвы ‘иша. Все это время называется масса (вечер). И нет разницы сказал человек в начале этого время зикры или в конце. Но это не относится к тому, на что пришло указание в виде произнесения ночью чего-либо, как например хадис: «Кто читал аят аль-Курси ночью…». То, что связанно с ночью, следует произносить ночью, а что связанно с днем, надо произносить днем! А что касается возмещения пропущенных азкаров, если скажем человек забыл их, то я надеюсь, что он будет вознагражден за это”. См. “Маджалля ад-да’уа” № 1741.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!