С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Исламское воспитание построено на воплощении равенства между духовной и материальной сторонами
Исламское воспитание построено на воплощении равенства между духовной и материальной сторонами, с учетом того, что оно базируется на этих двух реальных человеческих компонентах. Человек устраивает свою жизнь на этих двух основах. Человек не является либо полностью материальным на этой земле, либо охваченный страстью к жизни в этом мире, отдавая себя чрезмерным удовольствиям и её усладам. У человека есть широкий и глубокий духовный мир. Начиная с этого момента, Исламское образование отличается от других образовательных систем в подготовке человека не только к жизни в этом мире, но и к последующей, вечной жизни.
Ребенок – базисная точка воспитательного процесса
Так как ребенок является базисной точкой процесса воспитания, необходимо, чтобы его жизнь и мысли были построены в соответствии с выработанной формой, с различными знаниями и понятиями, которые он получает и которые ему прививаются, таким образом, чтобы он мог контролировать свой ум и мысли, и с тем чтобы он не имел других теоретических концепций жизни, за исключением тех, которые он хотел бы для себя использовать в своих наблюдениях и опыте, согласно тому, чему он был научен, либо имел опыт.
Основы личности ребенка формируются в детстве, т.е. с возраста, когда он начинает различать и понимать. Следовательно, задача образования состоит в формировании, адаптации и подготовке его к жизни. Материальное воспитание заключается в питании и уходе за ребенком для его физического роста. Что касается духовной жизни, то ее надо обеспечить тем, что очищает и возвышает. Изучение различных наук и получение знаний приводит к интеллектуальному развитию, т.к. безопасный (благополучный) разум зависит от благополучного роста (развития), а приучение его к совершению благих дел и запрещению совершения зла, в соответствии с методами и образованием Аллаха, т.к. праведность ребенка зависит от безопасности его разума, а его собственные отклонения зависят от отклонений его разума. Здравость и испорченность его разума связаны с методами его воспитания, особенно в детстве и в процессе подготовительного периода.
Основы воспитания ребенка
Следовательно, воспитание ребенка основывается на обучении его основам вероубеждений (аль-‘Акъида), подготовка его к познанию его Создателя, веры в Него. Так как именно эта вера будет вести его к совершению благого и отстранению от зла. Вера с делами имеют тесную связь. Ведь Аллах сделал деяние реальным мерилом правдивости его веры, Аллах сделал порицание тем, которые отделили веру от дел. Сказал Всевышний Аллах: «Они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах» (Аль Имран, 167). Так же сказал Всемогущий и Великий Аллах: «Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (ас-Сафф, 3).
Истинная вера, это та, которая характеризуется хорошим поведением, которая создает хорошие действия и от которой происходят праведные дела. Благородный Коран полон аятами, которые связывают веру с праведными делами. Поэтому задача воспитания состоит в соединении убеждений и дел, отталкиваясь от того, что деяния отражают, показывают и обеспечивают проявление веры. Значит, в воспитании ребенка приоритет отводится обучению его значениям правильного убеждения (аль-‘Акъида), и его высоких целей; объяснение ему его сущности, и какое вечное счастье для него оно (правильное убеждение) несёт в себе.
Обучать через знания и осознание истины для воплощения слов Аллаха: «О те которые уверовали, спасайте себя и свои семьи от огня» (ат-Тахрим, 6). Этот аят охватывает ребенка, так как он часть своих родителей (семьи). Правильное убеждение научит ребенка, что является запретным (харам), а что дозволенным (халяль), отстранит от грехов и дурного, и обучит другим законоположениям. Кто- то из ученых сказал: «Мы должны обучать своих детей и семью религии и благу, то, что является необходимой частью хорошего обучения» «Тафсир аль-Къуртуби» (18\195-196).
К основам воспитания и обучения ребенка относится обучение его значениям хорошего и плохого в этой жизни, к которой он должен быть готов, работая на благо своего счастья и не допуская то, что может принести ему несчастье. Это достигается путем направления его естественной предрасположенности к обращению к Аллаху, познавать Его; доверять Ему, находить успокоение при Его упоминании; он не должен унижаться ни перед кем, кроме Аллаха, бояться только Его, сердце его связано только с Ним.
Во всём этом мусульманин будет чувствовать величие, т.к. мусульманин связан с Могущественным и Величайшим. Его личность будет отличаться требуемым религиозным величием, ведь Всевышний Аллах говорит: «Величие присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (аль-Мунафикъун, 8), величие отличается и исходит от его противоположных значений, таких как униженность, смиренность, страх или лесть любому созданию. Отсюда, следует беречь верное и неискаженное естество, в отношении которого Аллах взял завет с сынов Адама, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему сотоварищей, так же как и поручился Аллах тем, что наделит их средствами пропитания. Сказал Аллах: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» (аль-А’раф, 172-173). Так же сказал Аллах в хадисе къудси: «Поистине, Я сотворил всех Своих рабов единобожниками, однако шайтаны явились к ним, уклонили их от их религии, запретили им то, что Я дозволил им, и велели им поклоняться наряду со Мной ложным божествам, не имея никаких оснований для этого».[1]
Так же следует использовать естественную силу и энергию, которые Аллах вложил в ребенка, как внутренние качества и склонность к благу, и использовать ради блага, ради которой он был создан, для того, чтобы он мог возвыситься и почувствовать величие, чтобы сторонился чувства вечного пребывания на земле, склонение к страстям и отклик шайтану. Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «У шайтана есть воздействие на сына Адама, и у ангела есть воздействие на него. Что касается воздействия шайтана, то оно выражается в том, что он побуждает его ко злу и отвержению истины. Что же касается воздействия ангела, то оно выражается в том, что он побуждает совершать благое и верить в истину. И тот, кто обнаружит подобное, пусть знает, что это от Аллаха и воздает Ему хвалу. А кто обнаружит иное, то пусть обращается к Аллаху за защитой от шайтана!» После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аят: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость» (аль-Бакъара, 268).[2]
Воспитание – это средство вернуть отклонившегося от верного естества, и направить его к нему. В соответствии с миссией воспитания и вознаграждения на том свете, сказал Аллах: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (ан-Нази’ат, 40-41).
Что обязательно в обучении ребенка, и способы (методы) формирования его личности
При воспитании ребенка обязательным методом формирования его личности является хороший пример и праведный образец людей, которым он подражает в первые периоды его жизни, с момента развития его разума, души и нравов, когда он перенимает знания путём подражания и следования, и на первом месте стоят самые близкие люди – это его родители. Они — основа хорошего примера и образцы подражания для него. Родители имеют великое влияние на своего ребенка в вопросах убеждения и религии. Их влияние настолько велико, что они могут увести его от того естества, что вложил в него Аллах, и также то, что вытекает из этого естества, как познание Ислама и любовь к нему. Родители – либо причина его праведности, либо — причина его испорченности. Они причина его либо прямого пути, либо кривого, так как ребенок приобретает убеждение от своих родителей, от их поведения и манер. Если их поведение соответствует шариату, то он попадёт под их влияние, будет подражать им. И это — действенная сила в формировании его исламской личности. Один из поэтов сказал: «Молодые растут в соответствии с тем, чему научили их родители».[3] Так как основа в ребенке – это благо, а зло — это приобретенное явление; его готовность к благу является полным. Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!». А потом Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если хотите, то прочтите: (нижеследующий аят): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным и сообразуясь с естеством, что дано тебе Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению» (ар-Рум, 30).[4]
В этом хадисе разъяснение того, что люди рождаются в естественном состоянии и полной готовности к обращению к благу и праведности. Это постановление относительно всех созданий Аллаха. А недостатки приобретаются самим человеком. Обязательным является отдаление от того, что портит психологию ребенка, искажает его разум и естество. Это для того, чтобы он не был жертвой, попавшей под влияние отклонения, заблуждения и дурных нравов. Отсюда становится ясным, какую великую ответственность несут родители. Если проявят ошибку при обучении ребенка значениям Ислама и его положениям; допустят упущение при духовном воспитании, а также умственном; оставят его под давлением отклоненных идей; бросят жертвой обществу, в котором распространены убеждения иудей, христиан, огнепоклонников и другие убеждения, которые являются неверием и заблуждением – он отклонится от правильного пути в результате того, что родители оставили воспитание ребенка, были заняты, не наставляли его и не исправляли. Это без сомнения, одна из самых больших причин, ведущих к потери ребенка, испорченности его нравов и распущенности. Ребенок будет расти как сирота, и жить как скитающийся, и это ведёт к опасностям нечестия и преступности.
Да помилует Аллах того, кто сказал:
«Сирота – не тот, чьи родители скончались и оставили его слабым, однако сирота тот, кто встречает оставившую его мать и занятого отца»[5].
Положение ребенка будет хуже, а будущее под угрозой того, что он отклонится, если его родители живут в грехах, в заблуждении и распущенности. Тут они сами нуждаются в подготовке для того, чтобы воспитать ребенка и исправить его. Их нужда в исправлении самих себя и образа жизни, порождает отклонение их сына, следовательно, он также последует в грехе и переходе границ. Было сказано: «Как же будет тень прямой, когда ветка кривая?!».
Как же прекрасны слова (поэта):
«Растущее растение в саду не подобно тому, которое растет в пустыне. Как же мы можем надеется на благополучие наших детей, когда они воспитываются невежественными, и надеемся ли мы на полноту наших детей, если они кормятся грудью тех, в ком недостаток?!»[6].
Это все подтверждает их ответственность за ребенка перед Аллахом. Ведь они участники того, что изменили чистое естество ребенка на отклонение и заблуждение. Важность их ответственности также усиливается словами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом для дома своего супруга и ребенка, и она несет ответственность за них…»[7].
Ответственность родителей требует тренировать ребенка научно – обучать его благородному Корану, чтению и заучиванию. Так как Коран является основой Ислама и вся религия возвращается к нему. Также следует воспитывать ребенка заучивать некоторые хадисы, заучивать мольбы, которые следует произносить при различных обстоятельствах – перед сном; после того, как проснётся; когда слышит призыв на молитву (азан); когда собирается кушать; когда закончил кушать; когда выходит из дома; когда заходит в него[8]; когда чихает и т.д. Так же будет хорошо укрепить связь ребенка с некоторыми Исламскими словами, несущими шариатские значения, такие как «ля иляха илля-Ллах», имена Аллаха, некоторые шариатские обряды, это для того, чтобы он привык, связал своё сердце с значениями, на которые они указывают; следует обучать его обязательным предписаниям Ислама, в соответствии с его разумом. Обычно, когда ребенку исполняется семь лет, можно начинать прививать ему семена Исламской личности и взращивать в нем понятие этой личности, в соответствии с возможностями ребенка и тем, что ему более подходит.
К этим ценностям относятся и нравственные основы, заложенные родителями, такие как богобоязненность, правдивость, братство, милость, терпение, альтруизм, прощение, готовность ребенка к тому, чтобы он проявлял уважение к людям и соблюдал их права. Он также должен соблюдать права родителей, родственников, правителя, соседа, учителя, того, кто старше, друга. Он также должен быть обучен правилам публичного этикета, такие как поведение на собраниях, во время разговора, при поздравлении людей, выражении соболезнования, чихания, зевоты, одевания одежды и обуви, принятия пищи, питья, посещения больного и т.д.
С другой стороны, надо остерегать его от таких явлений, как ложь, ругательство и оскорбление, воровство, уподобление женщинам и неверным, цинизм, распущенность, недопустимое смешивание между полами, гомосексуализм, прелюбодеяние, и весь исходящий от них вред. Так же следует его остерегать от такого явления, как курение, алкоголь, наркотики и т.п. виды нечестия, распространенные в обществе, и вселять страх, говоря о последствиях совершения этих грехов.
Следует выбрать ему праведных друзей чтобы он приобретал хорошие нравы, высокие моральные качества и благородные привычки. Особенно надо когда ребенок проходит подростковый период, чтобы он не попал в плохую компанию, дабы не научился у них худшим нравам и не приобрел плохие привычки.
При воспитании ребенка следует обязательно обращаться с ним мягко, без жесткости. Особенно, со стороны родителей, или тех, кто занимает их место как дедушка или дядя. Так как жесткость в воспитании порождает жесткость в поведении. Достоверно пришло от аль-Бара ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я видел посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как на его шее сидел аль-Хасан и он говорил: «О Аллах, я его люблю, так полюби же Ты его».[9]
Сказал имам ан-Науауи: «В этом хадисе указание на ласковое, милосердное и доброе отношение к детям».[10]
Ребенок нуждается в том, чтобы видеть от своих родителей ощутимое отношение, чтобы чувствовал, что в их сердцах любовь к нему, нежность и сострадание. Такие чувства проявляются в поцелуе ребенка, поднятии его на руки и успокаивании, игре с ним, поглаживании по голове и лицу, в обнимании ребенка. Пришло от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал Хасана ибн ‘Али, и это увидел аль-Акра‘ ибн Хабис ат-Тамими, на что сказал: «У меня десять детей, я никого не целовал». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на него и сказал: «Тот, кто не проявляет милость, не будет проявлена ему милость».[11]
Также достоверно пришло, что один из бедуинов пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Вы целуете детей? Мы не целуем их». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Я не смогу наделить твое сердце милосердием, после того, как Аллах лишил твоего сердца его[12]».[13]
Утверждая это значение, имам аль-Бухари передал хадис от Усамы ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) что он сказал: «Посланник Аллаха брал меня и усаживал на одно колено, а Хасана на другое. Затем обнимал нас и говорил: «О Аллах! Помилуй этих двоих. Поистине, я отношусь милостиво к ним обоим».[14]
Чтобы ребенок чувствовал, что сердца его родителей наполнены заботой, любовью и состраданием, необходимо похвалить ребенка, если он сделал какое-либо хорошее дело, или выполнил свою обязанность. С другой стороны, следует предупредить его, если он повел себя неправильно или выполнил плохо свою обязанность. Также следует обучить его хорошим привычкам и поведению, которые он не имеет. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил этот воспитательный метод, в хадисе ‘Амра ибн Аби Саляма (да будет доволен им Аллах) который сказал: «В детстве я находился на попечении посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал мне: «О мальчик, скажи: «С именем Аллаха!» Би-сми-Лляхи! , — ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[15]
С другой стороны, хорошее отношение родителей к своим детям, с милостью и состраданием, обязывает быть их справедливыми к своим детям – не давать предпочтение мальчикам над девочками, обделять девочек их права на заботу, уважение и милосердие. Так как подобное предпочтение входит в число обычай времен невежества, и то, что требуется, это не различать между девочками и мальчиками, также как и не различать между самими мальчиками или выделять одних над другими, тоже самое касается и девочек, будь это в проявлении любви, в отношениях, подарках и т.д., так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Баширу ибн Са’ду, когда он выделил подарком одного из своих детей: «Дал ли ты остальным детям то же самое?» На что ответил Башир: «Нет». Тогда сказал ему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Бойтесь Аллаха, и будьте справедливыми между детьми». [16]
С третьей стороны, ребенок может допустить нечто такое, что разозлит родителей, или принесет им неудобство, в этом случае нельзя реагировать на это чрезмерной жесткостью, сильно ругать, проявлять суровость, так как он маленький, и так как его разум еще не полный. Напротив, следует реагировать на подобное мягко. Пришло достоверно от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: «Поистине, Всевышний Аллах — Добрый и любит доброту. И дает за доброту то, что не дает за жесткость».[17] В другой версии передаётся: «Тот, кто лишен доброты – лишен добра».[18]
Обращение с мягкостью и прощением, дает ребенку почувствовать со стороны его родителей любовь, он будет тянуться к ним, слушать их советы и наставления. Что касается проявления суровости по отношению к ребенку в маленьком возрасте, то оно может стать причиной проявления жестокости когда он станет взрослым. Жесткость в отношении ребенка, может толкнуть его к жесткости к своим родителям когда он вырастет. Тем не менее, это не значит, что мы не должны проявлять жесткость к ребенку; если не помогает мягкий и доброжелательный подход, наставления и рекомендации, тогда можно показать ему недовольство, хмурое лицо, несогласие с его поведением, повысить голос на него, отвернуться от него и оставить. Это проявления видов жесткости. И даже, если он достиг десяти лет, его можно ударить, не причиняя вреда. В достоверном хадисе пришло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приказывайте своим детям совершение молитвы когда им исполниться семь лет, и бейте их за оставление ее, как им исполнится десять, и разделяйте между ними кровать».[19] Таково отношение к ребенку, чтобы дать ему понять, что он допустил плохое поведение, или упущение в выполнении обязательства.
Такая постепенность в воспитании касается ребенка в малом возрасте. А что касается уже большого, то метод его исправления и воспитания различается. Если метод убеждения, наставления, указания не помогает, тогда родители могут прибегнуть к методу оставления его (не разговаривать с ним, не отвечать, не реагировать), если он упорствует в своей ошибке, отклонении, и нечестии. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) поступил так с одним из своих сыновей, пока не умер, когда тот не подчинился хадису, который был упомянут ему, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил препятствовать женщинам выходить в мечеть.[20]
Это все касается того случая, если он не достиг степени неверия и безбожия, а если перешёл эту степень, то вера и убеждение требуют прервать с ним отношения, отвернуться от него, объявить непричастность к его делам, пока он не покается, и вернётся к истине. Сказал Всевышний Аллах: «Нух воззвал к своему Господу: «Господи! Ведь сын мой – частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты – Наимудрейший из судей». Он сказал: «О Нух! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд» (Худ, 45-46). Так же Всевышний Аллах сказал: «Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников» (аль-Бакъара, 124).
Следует учитывать, что подобный разрыв отношений родителей с ребенком, имеет очень большое влияние на его поведение и праведность из за особого места, которое они занимают в его жизни.
Последствия неправильного воспитания ребенка
Следует добавить, что если родители, или те, кто опекают ребенка, не выполняют свои обязанности по отношению к ребенку или пренебрегают его воспитанием, они лишаются попечения (опекунство) ребенка, и его отдают под другую опеку (попечительство), подходящую для его воспитания и обучения. Относительно этого говорит ибн аль-Къаийм (да помилует его Аллах): «Сказал наш шейх – шейхуль-Ислям ибн Теймия: Если один из родителей оставил обучение ребенка, и то обязательство, что возложил Аллах на него, то он грешник, и не имеет права на него. Любой, кто не выполняет свои обязательства перед тем, кем обязан выполнять его, он лишается попечительства и передаётся другому, кто сможет взяться за это, либо к нему должен присоединится тот, кто поможет ему выполнять обязательства. Так как то, что требуется – это подчинение Аллаху, и Его посланнику, по мере возможностей.
Так же сказал наш шейх: Это право не распространяется на вопросы наследства, которое передается согласно кровному родству, брачным связям и преданности (аль-Уаля); невзирая на то, является ли наследник нечестивцем или праведным. Это относится к попечительству, которое требует возможности выполнения своих обязательств, а также знаний и действий по мере возможностей».[21]
Заключение: формирование поколения зависит от воспитания детей и хорошим уровнем их образования
Аспекты воспитания ребенка и его формирования основываются на вероубеждениях Ислама, с которыми пришёл лучший из созданий (да благословит его Аллах и приветствует) дабы воспитание ребенка происходило на основе его естественных, природных и психологических возможностей, которые Аллах вложил в него, в соответствии с методами воспитания Аллаха, которые сделали благородный Коран нравами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). На основе этого метода воспитываются правдивые поколения, которые несут ответственность, выполняют обязательства, стремятся использовать свои силы ради блага и добродетели, отстранения от зла и безнравственности, чувствуют над собой тайный и открытый взор Аллаха, работают над достижением мира и стабильности, и добиваются счастья в обоих мирах. Сказал Аллах: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени – сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился» (Та Ха, 75-76).
И в завершении наша мольба: Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и братьям его вплоть до Судного дня!
Примечания шейха Фаркуса:
1. Привёл Муслим в «Книга о Рае, описание его блаженства и его обитателей» (7386), так же Ахмад (17947). Хадис от ‘Ияд ибн Химара аль-Муджащи’и (да будет доволен им Аллах).
2. Привёл ат-Тирмизи в «Книга о толковании Корана» (3256). Хадис от ‘Абдуллах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах). Достоверным его назвал аль-Альбани в «аль-Мишкат» (74) – в своём втором исследовании (ат-Тахкыкъ), так же в «Хидаят ар-Руат» (70), так же в «Сахих аль-Мауарид» (38), и в «ан-Насыха» (34).
3. Сборник стихотворений Абуль ‘Аля аль-Ма’арри. Поэма под названием «къад ихталля би гъейр шакк».
4. Вывел аль-Бухари в «Книга похорон» (1358), Муслим в «Книга о предопределении» (6926), Ахмад (7928), аль-Байхакъи (12499). Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
5. С незначительными изменениями из сборника стихотворений Ахмада Шаукъий, в его поэме, которую он сказал на торжестве, которое было проведено в клубе «Высшая школа преподавателей» под названием: «Знание, обучение и обязательства учителя».
6. С незначительными изменениями из сборника стихотворений ар-Расафи под названием: «Воспитание и матеря».
7. Привёл аль-Бухари в «Книга установлений» (7138), Муслим в «Книга правления» (4828), Абу Дауд в «Книга о налогах» (2930), ат-Тирмизи в «Книга джихада» (1806). Хадис от ‘Абдуллах ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).
8. Что касается хадиса: «Если зайдет мужчина в дом, то пусть скажет: «О Аллах, я прошу Тебя благого входа, и благого выхода. С именем Аллаха входим, с именем Аллаха выходим, и на Аллаха, Господа нашего уповаем!» А затем пусть приветствует обитателей дома», иснад его не достоверный. Ибн Хаджар в «Натаидж аль-Афкар» (1\172) сказал, что в этом хадисе есть редкость (аль-Гъараба). Назвал этот хадис слабым аль-Альбани в «ад-Да’ифа» (5832), так же в «аль-Калим ат-Таийб» (62). Однако этот хадис достоверно пришёл в версии Муслима под номером (5381) в «Книга о напитках». Хадис от Джабира ибн Абдиллях, что он слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!». Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».
9. Привёл аль-Бухари в «Книга о достоинствах сподвижников» (3749), Муслим в «Книга о достоинствах сподвижников» (2422), ат-Тирмизи в «Книга о достоинствах» (4152), Ахмад (19084), так же и аль-Байхакъи (21602). Хадис от аль-Бара ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах).
10. «Шарх сахих Муслим» ан-Науауи (15\194).
11. Привёл аль-Бухари в «Книга этикета» (5997), Муслим в «Книга о достоинствах» (6170), Абу Дауд в «Книга этикета» (5220), ат-Тирмизи в «Книга благочестия и поддержания родственных уз» (2035), Ахмад (7491), аль-Хумейди в своём «Муснаде» (1155). Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
12. Значение выражения «Я не владею» т.е. я не могу наделить твоё сердце милостью, после того, как Аллах лишил милость с него (сердца). «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара (10\430).
13. Привёл аль-Бухари в «Книга этикета» (5998). Хадис от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах).
14. Привёл аль-Бухари в «Книга этикета» (6003), Ахмад (22491). Хадис от Усамы ибн Зейда (да будет доволен им Аллах).
15. Привёл аль-Бухари в «Книга о еде» (5376), Муслим в «Книга о напитках» (5388), Абу Дауд в «Книга о еде» (3779), ат-Тирмизи в «Книга о еде» (1976), ибн Маджах в «Книга о еде» (3391), Ахмад (16769). Хадис от ‘Амра ибн Аби Саляма (да будет доволен им Аллах).
16. Привёл аль-Бухари в «Книга о подарках» (2587), аль-Байхакъи в «Книга о подарках» (21351). Хадис от Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах).
17. Привёл Муслим в «Книга благочестия, поддерживания родственных уз и этикета» (6766), аль-Байхакъи в «Книга о свидетельствах» (21317). Хадис от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах).
18. Муслим в «Книга благочестия, поддерживания родственных уз и этикета» (6763), Абу Дауд в «Книга этикета» (4811), Ибн Маджах в «Книга этикета» (3818), Ахмад (19771). Хадис от Джарира ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах).
19. Привел Абу Дауд в «Книга молитв» (495 – 6854), ад-Даракъутни (899), аль-Байхакъи (3358). Хадис от ‘Абдуллах ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Достоверным его назвал ибн аль-Муляккъин в «аль-Бадр аль-Мунир» (3\283), так же аль-Альбани в «аль-Ируа» (247), и он же назвал его хорошим в «Сахих аль-Джами’» (5868).
20.Привёл Ахмад в своём «Муснаде» (4933). Хадис передаёт Муджахид от ‘Абдуллах ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Достоверным его назвал аль-Альбани в «Гъаят аль-Марам» (234).
21. «Задуль-Ма ‘ад» ибн аль-Къайима (5\475)
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!