С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Дозволенность хитрости, отговорок и двусмысленности в словах упоминается в Сунне.
Сообщается, что как-то раз, пророк (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками встретил группу многобожников, которые спросили: “Откуда вы?” и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы из воды», имея ввиду слова Аллаха: «Создан (человек) из воды изливающейся» (ат-Тарикъ 86: 6). Тогда те переглянулись и сказали: “В Йемене много кварталов, может быть они из одного из них”, а затем ушли. Ибн Хишам 2/255.
Однако данное сообщение является слабым.
От ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо испортит омовение во время молитвы, то пусть возьмется за нос и уйдет (из ряда)». Абу Дауд 1114, Ибн Маджах 1222. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Смысл слов «взять за нос и уйти с молитвы» в том, чтобы человек сделал вид, словно у него пошло кровотечение из носа, чтобы люди не подумали о нем плохо и т.п., как об этом говорили имам аль-Хаттаби, ат-Тыби и др. И это не имеет никакого отношения ко лжи. См. “Миркъа аль-мафатих” 3/18.
От ‘Имрана ибн Хусайна сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отговорки в разговорах избавляют от необходимости лгать!» Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 322.
Однако ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Имам аль-‘Аджлюни и хафиз аль-‘Иракъи назвали иснад хадиса хорошим. См. “Кашф аль-хафа” 712. Но другие имамы говорили, что на самом деле эти слова принадлежат ‘Имарану ибн Хусайну, а возвел их к пророку (мир ему и благословение Аллаха) по ошибке один из передатчиков. См. “Тахкыкъ ‘Амалюль-яуми уа-ллейля” 1/381-382.
Также такие слова говорил и халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах): “Что касается отговорок, то они достаточны для мусульманина, чтобы избежать лжи”. аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 884, аль-Байхакъи 10/199. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.
А Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не обрадовали бы меня красные верблюды взамен на отказ от отговорок в разговорах”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/177.
И использование двусмысленных слов и отговорок передается от многих саляфов:
Мухаммад ибн Сирин говорил: “(Арабский) язык слишком богат, чтобы находчивый человек прибегал ко лжи”. См. “аль-Азкар” 381.
Ибрахим ан-Наха‘и сказал: “Если кому-нибудь передадут твои слова, скажи: «Аллах лучше знает, говорил ли я что-нибудь из этого», и тогда твой собеседник, решит, что ты отрицаешь это, хотя ты будешь иметь в виду: «Аллах знает, что я сказал это»”. См. “аль-Азкар” 381.
Сообщается, что когда к Ибрахиму ан-Наха’и приходил кто-нибудь, к кому он не хотел выходить, он говорил своей рабыне: “Скажи ему: «Поищи его в мечети», — но не говори: «Его здесь нет», чтобы не солгать”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/381.
Рассказывают, что когда к Хаммаду приходили люди, с которыми он не хотел засиживаться, он прикладывал руку к щеке и говорил: “Мой зуб, мой зуб”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/381.
Все упомянутое указывает на то, что отговорки и двусмысленные слова в исламе дозволены, особенно когда в этом есть нужда и польза. Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что под отговорками и двусмысленностями подразумевается использование понятных слов, когда имеется в виду нечто противоположное их очевидному смыслу, что можно выразить с помощью этих слов. Это является одним из видов обмана и введения в заблуждение. Ученые указывали, что в использовании отговорок нет ничего плохого, если это необходимо для достижения того, что одобряется шариатом, когда собеседника предпочтительнее обмануть, или если то, что обязательно нужно сделать, можно осуществить только с помощью лжи. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно, но не запретно, если только это не приведет к совершению несправедливости, ибо тогда использование отговорок становится запретным”. См. “аль-Азкар” 380.
Однако некоторые ученые считали запретным прибегать к хитрости и двусмысленным словам без необходимости или пользы. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Ихтиярат” 563.
Шейх Ибн аль-Къайим упоминал о трех видах хитрости и уловках:
1. Разрешенная хитрость, проявляющаяся в подчинении и приближении к Господу.
2. Разрешенная хитрость, за совершение или не совершение которой нет греха и упрека. Бывает ситуация когда лучше применить хитрость, а также когда от нее лучше отказаться, и поэтому следует исходить из ситуации.
3. Запрещенная хитрость. К этому виду относится попытка обмануть Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) увиливая от совершения обязанностей; отказываясь от того, что пришло в шариате и, разрешая то, что в нем запрещено; не признавая слова наших праведных предшественников, имамов и ученых мухаддисов. См. “Игъасату-лляхфан” 1/384.
Имам ан-Науауи говорил: “В пример (дозволенной отговорки) можно также привести слова людей, которых приглашают в гости, а они не желают есть и говорят: “У меня есть намерение”. Тогда пригласивший считает, что человек, которого он пригласил, соблюдает пост, тогда как на самом деле имеется в виду, что тот отказывается от еды. И подобных примеров можно привести еще много”. См. “аль-Азкар” 381.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!