С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
«Не забывайте о великодушии во взаимоотношениях друг с другом» (аль-Бакара, 237).
«Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)» аль-Бухари.
Сказал ас-Саади: «Человек не должен пренебрегать хорошим отношением и (учтивостью, вежливостью) и не должен забывать проявлять великодушие, которое является высшей степенью благих взаимоотношений. Потому как взаимоотношения людей между собой имеют две степени: либо это справедливость, проявляемое в требовании выполнения обязательств и выполнение своих обязательств, либо же это великодушие и хорошее отношение, а это отдача больше того, чем человек обязан, и уступчивость в отношении своих прав и способность не взирать на обиды. И человек не должен забывать об этой степени, даже если он будет прибегать к этому не постоянно, а только лишь иногда, в особенности по отношению к тем, с кем у него какие-либо взаимоотношения или же частое общение. Ведь поистине Аллах вознаграждает проявляющих великодушие и щедрость». См. Тафсир ас-Саади.
Шейх ас-Саади также сказал: «Из того что приносит благодать (барака) в имущество, это то, чтобы раб не забывал о великодушии во взаимоотношениях, как об этом сказал Аллах Всевышний: «И не забывайте о великодушии во взаимоотношениях между вами» (2: 237) тем, чтобы облегчать должникам при возврате ими долга, и давать отсрочку несостоятельным должникам, и идти на незначительные или же значительные уступки при купле-продаже. Совершением всего этого, раб приобретет огромную пользу». См. Радость сердец благочестивых.
Шейх Ибн Усаймин в отношении аята «Не забывайте о великодушии во взаимоотношениях друг с другом», — сказал: «Если мы посмотрим на смысл этих слов, то они общие, относящиеся ко всему, если же посмотреть на контекст, в котором они пришли, то они относятся только к супругам. Но даже если смотреть на эти слова в контексте, то и тогда их смысл будет являться общим, потому как это обращение от Всевышнего Аллаха не ограничивается только супругами, однако обращено ко всем людям, чтобы они не забывали о великодушии во взаимоотношениях со своими братьями по вере.
Из того, на что указывает этот аят, еще и то, чтобы человек не забывал проявлять великодушие во взаимоотношениях со своими братьями. И как это пришло в хадисе: «Да смилуется Аллах над уступчивым рабом, когда продает, уступчивым, когда покупает, уступчивым когда возвращает долг и уступчивым, когда требует возврата долга». В таком человеке благой нрав во взаимоотношениях с людьми как это видно, а религия ислам побуждает к уступчивости во взаимоотношениях и к благому нраву и ко всему благому». См. Тафсир Ибн Усаймин.
Передают со слов ‘Урвы ибн Зубайра о том, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр рассказывал ему: «Один человек из числа ансаров вёл тяжбу с аз-Зубайром перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из-за оросительного канала, которым люди орошали пальмы. Этот ансар сказал аз-Зубайру: “Отпусти воду, чтобы она текла!” Но тот отказал ему, и они пошли судиться у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал аз-Зубайру: “О Зубайр, ороси, а потом пусти воду к своему соседу”. Но этот ансар разгневался и сказал: “О посланник Аллаха, ты принял такое решение из-за того что он твой племянник?” И лицо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изменилось в цвете (из-за гнева) и он сказал: “О Зубайр, ороси, а потом, перекрой воду, пока она не вернётся к основанию стены!”»
(‘Абдуллах) сказал: «И аз-Зубайр сказал: “И клянусь Аллахом, я думаю, что данный аят ниспослан (именно) об этом: “Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью”». Хадис достоверный. См. «Мишкат аль-Масабих» 2993.
Шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад разъясняя этот хадис в шарх ибн Маджах 3/27:00, шарх сунан ат-Тирмизи 158/10:11 и в шарх сунан Аби Дауд 260/1:10:17 говорит, что сначала пророк (мир ему и благословение Аллаха) отнесся снисходительно к тому ансару, затем же вынес решение в соответствии с его действительным хукмом. Также сказал, что здесь под основанием стены имеется в виду барьеры, перегородки для того, чтобы при орошении участка вода не уходила. И было принято заливать водой до тех пор, пока не наполнится участок до этих перегородок, чтобы земля насытилась водой. А так как участок Зубейра был выше, а участок ансара ниже, то вода шла со стороны Зубейра и он имел на воду больше прав в смысле первоочередности, тогда как ансар желал сначала первым оросить свой участок. И смысл первого решения был в том, чтобы оросить участок не наполняя его водой, не насыщая землю вдоволь, как это было принято делать, а пустить воду соседу ниже из великодушия, тогда как второе решение уже соответствовало справедливости. И тот кто ближе к воде или тот с чьей стороны течет вода имеет право первоочередности и может перекрыть воду до тех пор, пока ее уровень на участке не достигнет щиколоток, после чего должен дать возможность соседу ниже оросить свой участок и т.д.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Прощайте друг другу то, за что следует подвергать установленным наказаниям прежде, чем придете ко мне, ибо то, что дошло до меня из наказаний, необходимо исполнить!» ан-Насаи 3/173. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 3568.
Однажды аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам встретил человека, который поймал вора и желал отвести его к правителю. И аз-Зубайр стал заступаться за вора, чтобы тот его отпустил. Однако поймавший его сказал: “Нет! Пока я не отведу его к правителю!” Тогда аз-Зубайр сказал: “Если дело доведено до сведения правителя, тогда Аллах проклянет и того, кто заступается и того, за кого заступаются”. Малик 1/380.
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!