С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Ученые много разногласили в отношении границ «исрафа».
Кто-то из них считал, что это любая трата денег свыше того, в чем ты нуждаешься. Имам ат-Тыби сказал: “То, на что тратится имущество, может быть обязательным, как расходы на семью, выплата закята и т.п. В этом не может быть пустой траты денег. То же самое касается и желательных вещей. А может расходоваться и на дозволенное, и нет неясностей, кроме как в этом разделе. Поистине, некоторые люди считают многие вещи дозволенными, но при исследовании их, все не так. К этому можно отнести построение высокого дома и его украшение, исраф в расходовании на семью, чрезмерность в ношении хорошей одежды, употребление наилучшей и вкусной еды. Тебе должно быть известно, что черствость сердца и грубость является следствием ношения тонкой одежды и употребление лучшей еды”. См. “Миркъат аль-мафатих” 7/308.
Кто-то считал, что исраф – это трата на то, что не имеет никакой пользы ни для религии, ни для мирского. Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам ас-Субки сказал: “Границы в вопросе «пустой траты денег» заключаются в том, чтобы трата не была ни на что религиозное или мирское. Если причина траты не является что-либо из этого, тогда это однозначно запрещено”. См. “Фатхуль-Бари” 10/408.
Кто-то считал, что исраф – это когда ты расходуешь имущество на запретное. Когда Са’ид ибн Джубайра спросили: «Что такое “пустая трата денег”?», он ответил: “Это когда Аллах даровал тебе удел, а ты тратишь его на то, что запретил тебе Аллах!” См. “аль-Истизкар” 1/322.
Кто-то считал, что границы исрафа определяются обычаем той или иной местности. Имам аз-Зуръкани сказал: “Къады ‘Ийяд передал от ученых порицание того, что превышает обычай принятый среди людей”. См. “Шарх аль-Мууатта” 4/431.
Кто-то считал, что исраф разнится в отношении конкретного лица и общества, и то, что в отношении одних может быть исрафом, не является таковым в отношении других, если сама вещь не из запретных. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Некоторые обладатели знания говорят, что расточительство (исраф) является относительной вещью. Они так же говорят про это в вопросе покупки благовоний, что нет в этом исрафа, за сколько бы человек не купил их. И говорят, что об этом упоминается от пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Что касается исрафа в поклонении, то это не является относительной вещью, поскольку Шариат установил границы в вопросах поклонения. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение и мыл части тела по одному, два и три раза, и сказал: «А кто сделает свыше этого, тот поступил плохо, несправедливо и перешел границы».
Что же касается исрафа в бытовых вопросах, то это вещь относительная. Может быть, что эта вещь будет исраф для определенной группы людей и не быть таковой для другой, может быть исраф для жителей одной страны и не быть для жителей другой. Это вещь относительная, и это известно исходя из правила: «Исраф – это переход границ».
А что касается благовоний, то нет сомнения в том, что если человек из числа богатых людей и купил дорогое благовоние, то он не является тем, кто проявил расточительность. Особенно, если это хорошее благовоние, как это известно, запах которого сохраняется на долгий период, что делает его еще лучше. А если речь идет о человеке из средней семьи или бедных, то покупка подобного благовония в отношении такого является расточительством”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 8, вопрос: 24.
У шейха Ибн ‘Усаймина также есть и другие подобные по смыслу слова в «Ликъа аш-ахри» № 37, и все они указывают на то, что если человек потратил много денег на что-то дозволенное, и сам он из числа имеющих достаток, а не нуждающихся и не брал для этого в долг, если не делает это ради показухи, и т.п., и не делает это без малейшей нужды очень часто, тогда он не попадает в число расточителей.
Но, при всем этом конечно же не следует нам забывать и о таком важном и желательном положении религии, как аскетизм.
Аллаху а’лям.
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!