С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Об опасности дружбы с приверженцами нововведений
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. См. “Бахджатуль-джалисин” 2/751.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. Суфьян ибн ‘Уяйна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: “Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайю, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это – высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят»”. См. “аль-‘Узля” 56.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!» Абу Дауд 4832, ат-Тирмизи 2395. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих и аль-Альбани.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/281.
Аль-А’маш сказал: “Саляфы задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/452.
Суфьян ас-Саури говорил: “Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг!” См. “аль-Ибана” 2/476.
Известный имам из числа последователей (таби’ун) – Са’ид ибн Джубайр говорил: “Для меня любимее чтобы мой сын дружил с нечестивцем-Суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!” Ибн Батта в “аль-Ибана” № 89.
Об опасности пребывания в собраниях приверженцев нововведений и общения с ними
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не ходите на их похороны». Абу Дауд 4691, аль-Хаким 1/15, Ибн Абу ‘Асым 339. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Сообщается, что, когда Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) сообщили о людях, которые отрицают предопределение, он сказал: “Когда вы встретите этих людей, то передайте им, что я непричастен к ним, а они ко мне!” Муслим 8.
Однажды к Анасу (да будет доволен им Аллах) пришел один человек и сказал: “О Абу Хамза, я встретил людей, которые отрицают заступничество (пророка в Судный день) и мучение могилы”. На что Анас сказал: “Эти люди – лжецы! Не сиди с ними!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 2/116, Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/448. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ маталиб аль-‘алия” 18/481.
Аль-‘Аууам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: “Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 56.
Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!” См. “Хилья аль-аулия” 8/104.
Он также говорил: “Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” аль-Лялякаи 262.
Суфьян ас-Саури говорил: “Тот, кто обратил свой слух к приверженцу нововведений, зная это, тот вышел из под защиты Аллаха и вверился самому себе!” аз-Захаби в “ас-Сияр” 7/261.
Сколько же было примеров тому, как некоторые мусульмане, обольстившись благим нравом приверженцев нововведений, сбивались с правильного пути! Для назидания можно привести историю, о которой рассказал Яхъя ибн Ма’ин: “Однажды, я услышал некоторые слова от ‘Абдур-Раззакъа, которые говорят шииты, и спросил его: “Все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Сунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!” Он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман, и я увидел его достойным и благонравным, и перенял это от него”. См. “ат-Тахзиб” 611.
Имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от вероубеждения Хариса аль-Мухасаби и запрещал даже сидеть с ним. А когда ему сказали, что он рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и является набожным, Ахмад разгневался и сказал: “Пусть не введет вас в заблуждение его смирение и мягкость! Поистине, он плохой человек. Неужели вы будите сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “Табакъат аль-ханабиля” 1/233.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать”. См. “Сайд аль-хатыр” 419.
Если этот имам видел опасность для веры мусульманина в общении с простым человеком, то что можно сказать о том, какую опасность представляют для веры дружба и общение с приверженцами нововведений или грешниками!
Спросили шейха Салиха аль-Люхайдана о студенте, приобретающем шариатское знание, который находится и с приверженцами Сунны и с приверженцами нововведений, и говорит: «Нельзя разделять общину, поэтому я нахожусь со всеми!» Шейх ответил: “Это приверженец нововведений! Тот, кто не разделяет между истиной и ложью и заявляет, что это он совершает для объединения слова мусульман, тот вносит нововведение. Я прошу Аллаха, чтобы Он повел его по прямому пути”. Сл. “Дарс ба’да саля аль-фаджр”.
Об опасности споров с приверженцами нововведений
Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!” Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399.
Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Сирин слышал слова приверженцев нововведений, он затыкал пальцами уши и говорил: “Мне не дозволено с ним говорить!” и уходил со своего маджлиса. См. “аль-Ибана” 2/473.
Однажды один человек из приверженцев нововведений сказал Айюбу ас-Сахтияни: “О Абу Бакр, я хочу тебя спросить одно слово!” Он стал махать пальцем и говорить: “Нет, и даже пол слова!” См. “аль-Ибана” 2/472.
Если даже такие великие имамы из числа саляфов опасались спорить и даже просто говорить с приверженцами нововведений, то что можно сказать о тех, кто ввязывается в споры с приверженцами нововведений, не обладая даже элементарными основами в религии?!
Имам Ахмад говорил: “Основой Сунны у нас является: оставление сидения с приверженцами своих страстей, а также оставление споров и препирательств относительно религии”. См. “Усулю-Ссунна” 23.
Когда один человек спросил у имама Ахмада разрешение на то, чтобы опровергнуть взгляды приверженцев нововведений, он сказал: “Мы слышали и видели, что ученые запрещали разговаривать и проводить время с последователями заблудших взглядов. Нужно ограничиваться выполнением того, что есть в Писании Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а не усаживаться вместе с еретиками и заблудшими, чтобы опровергать их взгляды. Поистине, они могут привести тебя в замешательство, но они не откажутся от своей ереси. Поэтому, если на то будет воля Аллаха, лучше будет не сидеть с ними и не пускаться в обсуждение их ереси”. См. “аль-Ибана ас-сугъра” 1/44.
Также имам Ахмад говорил: “Вам следует изучать Сунну, хадисы и фикъх, что принесет вам пользу, и остерегаться споров и препирательств с приверженцами заблуждений!” См. “аль-Ибана” 2/532.
Кто-то может спросить: «Как имамы нашей общины запрещали спорить с приверженцами нововведений, если они сами часто их опровергали?»
Ответом на это является то, что саляфы в основном спорили не с самими заблудшими приверженцами нововведений, а опровергали и разъясняли их ересь для людей, что является одной из важнейших задач ученых, которые разъясняют людям эти заблуждения, предостерегая тем самым их от гибели.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Выявлять положение передатчиков хадисов и отклонение приверженцев нововведений является обязательным в шариате. Так же и с лидерами приверженцев нововведений, которые противоречат Корану и Сунне, поистине, разъяснять их положение и предостерегать общину от них, является обязательным по единогласному мнению мусульман (иджма’)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/231.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъ аль-мурсаля” 1/315.
Когда имама Ахмада спросили: “Что для тебя предпочтительней, чтобы человек молился, постился и совершал затворничество (и’тикаф) или же предостерегал от приверженцев нововведений?” Он ответил: “Когда человек молится, постится и совершает и’тикаф, то он это делает для самого себя, а когда он предостерегает от приверженцев нововведений, то это для мусульман, и это лучше”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/231.
Что же касается самих приверженцев нововведений и своих страстей, то с ними не следует спорить и что-либо им доказывать, унижая при этом знание, а еще и подвергая себя сомнениям, ибо если Аллаху будет угодно Он поведет их по пути истины. Ведь спор с приверженцами нововведений помогает укрепить и распространить их ересь. Абу Къиляба говорил: “Не помогай приверженцам своих страстей, слушая их!” аль-Лялякаи 246.
Наилучшее опровержение для них – это их игнорирование! Айюб ас-Сахтияни говорил: “Нет более сильного опровержения для приверженцев нововведения, чем молчание”. См. “аш-Шари’а” 56.
Однако если кто-либо из приверженцев нововведений действительно желает узнать истину, а не просто поспорить, то нет запрета в том, чтобы вступить с ним в дискуссию, если вступающий в спор обладает достаточным знанием темы дискуссии и будет проявлять мудрость в споре, как говорит Аллах: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль 16: 125).
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Ибн ‘Аббас спорил с хариджитами по велению ‘Али ибн Абу Талиба. И ни один сподвижник никогда не порицал спор, целью которого было достижение истины!” См. “аль-Факъих уаль-мутафакъих” 1/234.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть каждый, кто услышит о Даджале, удаляется от него, ибо клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним из-за сомнений, которые он сеет». Ахмад 19968, Абу Дауд 4319, аль-Хаким 4/576. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6301.
Имам Ибн Батта в отношении этого хадиса сказал: “Это слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Клянусь Аллахом, о мусульмане, пусть хорошее мнение кого-либо из вас о себе и правильность его мазхаба не подтолкнет его к нанесению вреда своей религии, когда он усядется с приверженцами страстей и будет говорить: «Хочу поспорить с ними, или наставить их на прямой путь, выведя их из их заблуждений!» Поистине, искушение приверженцев нововведений хуже, чем искушение Даджаля, ведь их слова поражают быстрее, чем чесотка и они жарче для сердца, чем горячка! Я видел людей, которые проклинали приверженцев нововведений и ругали их в своих собраниях, выражая им порицание и опровержение. Однако они не переставали общаться с ними, а козни незаметны и куфр прозрачен, и в итоге эти люди примкнули к ним!” См. “аль-Ибана” 3/470.
Имам аль-Аджурри, упомянув опасность общения с приверженцами нововведений и необходимость порывать с ними, сказал: “А если человек скажет: «Почему бы не поспорить с ним (приверженцем нововведений) и не опровергнуть его изречения?», то следует сказать ему: «Потому что ты не можешь чувствовать себя в безопасности от него, поскольку услышав от него какие-то слова, ты можешь испортить свое сердце! Он также может ввести тебя в заблуждение посредством своей лжи, которую шайтан приукрасил для него. Но исключением является необходимость спора с таким, чтобы установить над ним довод, и чтобы это было при присутствии правителя или ему подобном. В иных ситуациях, не следует этого делать! И эти слова, о которых я поведал тебе, являются словами ранних имамов мусульман, которые соответствуют Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»”. См. “аш-Шари’а” 3/574.
Об опасности читать труды, слушать кассеты и посещать сайты приверженцев нововведений
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) со свитками, написанными людьми Писания, он разгневался и сказал ему: «Ты что, о сын аль-Хаттаба, в сомнении относительно того, с чем я послан?! Не спрашивайте их (людей Писания) ни о чем, ибо они могут вам сообщить истину, которую вы посчитаете ложью, или сообщить ложь, которую вы можете посчитать истиной. И клянусь Аллахом, даже если бы пророк Муса был среди нас, он обязан был бы следовать тому, на чем я!» Ахмад 3/378, 471, ад-Дарими 2/371. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Спросили ученых Постоянного Комитета во главе с шейхом Ибн Базом: «Каково постановление о чтении Евангелии?» Они ответили: “Предыдущие небесные Писания были подвержены искажению и добавлению, как об этом сообщил Аллах. Поэтому мусульманину не дозволено читать что-либо из этого, если только он не является обладающим основательными знаниями, который желает разъяснить то, что в этих Писаниях из числа искажений и противоречий”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 3/311.
Имам Малик говорил: “Не дозволено позволять что-либо из книг приверженцев своих страстей, нововведений и гадающих по звездам!” См. “Джами’ аль-баян аль-‘ильм” 416.
Имам аль-Маруази рассказывал: “Однажды я сказал Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду): «Я встретил книгу, в которой порицаемые вещи. Как ты считаешь, сжечь мне ее?» На что он ответил: «Да!»” См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/229.
Однажды имама Абу Зур’у спросили об известном рассказчике своего времени – Харисе аль-Мухасабе и его книгах, и он ответил: “Остерегайся этих книг! Эти книги являются нововведением и заблуждением! Следуй за сообщениями от саляфов, поистине в них есть то, чего вполне достаточно, чтобы не прибегать к этим книгам!” Ему сказали: “Но в этих книгах есть назидание!” На что Абу Зур’а ответил: “Тот, для кого нет назидания в Книге Аллаха, не будет для него назидания и в этих книгах!” После чего сказал: “Как же быстро люди устремляются к нововведению!” См. “ас-Сияр” 13/99, “аль-Ансаб” 4/99.
Также в пример тому, о чем идет речь можно привести известную книгу имама аль-Гъазали «Ихъя ‘улюм ад-дин» (Возрождение религиозных наук). Эта весьма полезная работа, в которой есть аяты Корана, хадисы и высказывания саляфов. И по причине пользы этого труда, многие ученые делали к ней комментарии, сокращали этот труд, исследовали достоверность упомянутых хадисов и сообщений и т.п. Однако, вместе с этим, в этой книге было множество заблуждений! Имам аз-Захаби приводил высказывания многих имамов об этой книге, порицавших и предостерегавших от нее. Например, имам Ибн аль-Джаузи говорил о ней: “Что касается книги «аль-Ихъя», то в ней множество ошибок, о которых не знает никто, кроме ученых! И наименьшее из этих ошибок – это наличие в ней ложных хадисов”.
Также говорили об этой книге имам ат-Туртуши, аль-Мазири и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, что несмотря на ту пользу в вопросах адаба и аскетизма в этой книги, в ней множество философских воззрений на вопросы единобожия (таухид) и пророчество, многие суфийские взгляды и цитаты их ученых, много ложных и недостоверных хадисов, и т.п. См. “ас-Сияр” 3/327-338, “Маджму’уль-фатауа” 10/55.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Из числа бойкотирования приверженцев нововведений – это оставление чтения их книг, опасаясь искушения, и не распространять их среди людей! Отдаление от мест заблуждений является обязательным, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть каждый, кто услышит о Даджале, удаляется от него, ибо клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним из-за сомнений, которые он сеет». Однако, если причина чтения книг приверженцев нововведений в том, чтобы знать об их заблуждениях для опровержения им, то нет в этом проблем для того, кто имеет правильное вероубеждение и способен сделать им опровержение. Более того, подобное может стать даже обязательным, поскольку опровержение нововведений является обязательным, а то, без чего нельзя достичь обязательной вещи, также является обязательным!” См. “Шарх Люм’а аль-и’тикъад” 159-160.
Вопрос полного бойкотирования и порывания отношений с заблудшими приверженцами нововведений связан с пользой, чтобы от этого бойкотирования была преобладающая польза, как об этом говорилось в статье «О нововведении и его видах». В таком случае с ним не здороваются, не навещают его, не совершают за ним молитву и т.п., чтобы данное бойкотирование было уроком для него и для других людей.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Порывание отношений (хаджр) бывают различными, и зависят от положения порывающих отношения, от их силы и слабости, от их многочисленности и малочисленности. Ведь смысл бойкотирования в том, чтобы удержать от порицаемого того с кем порывают, и чтобы это послужило ему назиданием, а также чтобы простой народ отказался от того, на чем тот. Если польза прекращения отношений будет преобладающей, так, чтобы это привело к уменьшению и скрытию вреда, то такое бойкотирование будет законным. Если же разрыв отношений не сдерживает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а порывающий отношения слаб, и это наносит лишь больший вред, и вред преобладает над пользой, то в этом случае бойкотирование не будет законным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/206.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково истинное положение относительно чтения книг приверженцев нововведений и слушания их кассет?»
Шейх ответил: “Не дозволено читать книги приверженцев нововведений и слушать их кассеты, если только это не делает тот, кто желает их опровергнуть и разъяснить их заблуждения! А что касается простого человека или требующего знание студента или того, кто читает чтобы что-то узнать, а не опровергнуть, то для них не дозволено это читать! Ведь прочитанное может повлиять на их сердце и это зло отразится на них. Поэтому нельзя читать книги заблудших, кроме как специалистам из числа обладающих знанием, которые будут это опровергать и предостерегать от них!” См. “Фатауа фи-ссияса” 18.
Суфьян ас-Саури говорил: “Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!” См. “аль-Худжда фи баян аль-махаджа” 2/484.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и принимайте наставление от наставляющих и увещевание от увещевающих! И знайте, что эти знания – религия, так смотрите, что вы делаете и от кого ее берете, за кем следуете и чьей религии доверяйте! Поистине, все приверженцы нововведений – лжецы и грешники, и они не боятся Аллаха! Так остерегайтесь же их и отвергайте их, ибо поистине, ваши первые ученые и поздние так поступали и это велели!” См. “Тарих ад-Димашкъ” 6/362.
Имран ибн Хаттан ас-Судуси — из числа таби’инов, передававший хадисы от таких сподвижников, как Аиша, Ибн Аббас и Абу Муса аль-Аш’ари. Был из ахлю-Сунна уаль-джама’а. ОДНАКО, в последствии стал хариджитом и даже одним из их лидеров, который к тому же восхищался Абдуррахман ибн Мульджимом — убийцей Али ибн Аби Талиба! И даже посвятил этому человеку стихи с восхвалением!
Стал кем?! Хариджитом! Восхищался кем?! Убийцей Али!
‘Аммар ибн Ясир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал Али ибн Абу Талибу: «О Абу Тураб, не сообщить ли мне тебе о том, кто два самых несчастных человека из людей?!» Он сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот самудянин, который убил верблюдицу (пророка Салиха), и тот, который ударит тебя мечем сюда» и он указал на его шею, «что это зальется кровью» и указал на его бороду”. Ахмад 4/263, аль-Хаким 3/140. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1743.
Свят Аллах, стал восхищаться тем, кто является одним из двух самых несчастных людей!
Что касается причины такого изменения Имрана ибн Хаттана, то она весьма удивительна. Я’къуб ибн Шейба сказал об этом: «До нас дошло, что причиной этого стало то, что дочь его дяди имела воззрения хариджитов. Он женился на ней, чтобы отвратить ее от этого, однако она обратила его на свой мазхаб». См. «Тахзиб ат-тахзиб» 8/113.
Аллаху акбар!
Сказал шейх Бакр Абу Зайд: «И исходя из этого, тебе становится ясным, какова опасность общения и женитьбы на приверженцах нововведений и сторонников заблудших идей! И Ирак в свое время из многочисленности суннитов и малочисленности шиитов превратился в многочисленность шиитов и малочисленность суннитов именно из-за брачных отношений между ними!» См. «ан-Назаир» 90-91.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!