С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Достоверность хадиса: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!»
От Ма’къаля ибн Ясара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!»
Этот хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210, и все его передатчики являются передатчиками сахихов аль-Бухари и Муслима, кроме Шаддада ибн Са’ида, который является надежным.
Также этот хадис подкрепляется и версией от ‘Абдуллаха ибн Аби Закарии аль-Хуза’и, что приводит Абу Ну’айм в «ат-Тыб ан-набауи» 1/90. Однако эта версия мурсаль.
Мурсаль – это хадисы, в которых пропущен передатчик между последователем сподвижников (таби‘ун) и пророком (мир ему и благословение Аллаха). См. “Нузхату-нназар” 43.
Следует отметить, что некоторые люди сделали передатчика Шаддада причиной того, что этот хадис слабый, подкрепляя это и тем, что эти слова принадлежат не пророку (мир ему и благословение Аллаха), а сподвижнику Ма’къалю ибн Ясару. Язид ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шахира передал, что Ма’къаль ибн Ясар сказал: “Для меня предпочтительнее, чтобы один из вас взял иглу и вонзил ее мне в голову, чем женщина, которая не является мне махрамом, помыла мне голову”. Ибн Аби Шайба № 17310.
Ответ на эти претензии:
Разберем с дозволения Аллаха степень передатчика по имени Шаддад ибн Са’ид. Этого передатчика считали надежным такие имамы, как Ахмад ибн Ханбаль, Зухайр ибн Харб, Абу Хатим, ан-Насаи, аль-Баззар, Ибн Шахин и многие другие, чего уже вполне достаточно как надежности этого передатчика. См. “аль-Кашиф” 2/17.
Что же касается тех имамов, что считали Шаддада слабым, то они говорили так: «Нет проблем на него опираться», «не очень сильный» и т.д. Это не является словами, которые делают этого передатчика неприемлемым. Ибрахим ибн ‘Абдуллах ибн Джунайд рассказывал: “Я спросил однажды Яхъю ибн Ма’ина о Шаддад ибн Са’иде, чьей куньей было Абу Тальха, и он сказал: “Надежный!” Я сказал ему: “Поистине, Ибн ‘Ар’ара заявляет, что он слабый!” Тогда Яхья разозлился и стал что-то говорить, а все это слышал Абу Хайсама, который также сказал: “Шаддад надежный”. Имам Ибн ‘Ади говорил: “Он не передавал много хадисов, но я не видел от него отвергаемых хадисов, и я считаю, что нет в нем никаких проблем”. См. “Икмаль тахзиб аль-камаль” 6/223.
Поэтому имам аз-Захаби в «аль-Мизан» отозвался о нем с похвалой, сказав, что хадисы его хорошие.
На основании сказанного следует, что хадисы такого передатчика не опускаются ниже уровня хорошего (хасан). К тому же следует отметить, что из числа имамов, считавших его надежным – имам науки аль-джарх уа-тта’диль Абу Хатим, о котором аз-Захаби говорил: “Если Абу Хатим называл кого-то надежным, то следуй его словам, ибо он не называл надежным никого, кроме того, чей хадис был достоверным!” См. “ас-Сияр” 13/260.
А что касается того, что существует версия от сподвижника с таким же смыслом и даже иснадом, как то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это не указывает на недостаток (‘илля) версии хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь вполне вероятно, что сподвижник, слышавший этот хадис от пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорил это не раз и от себя тоже! Имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Разногласие между двумя версиями хадиса, один из которых в форме раф’ (от пророка), а другой — уакъф (от сподвижника), не указывает на слабость хадиса! Может быть так, что сподвижник один раз передает хадис от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другой раз передает это в виде фатуа и не приписывает этих слов пророку (мир ему и благословение Аллаха). Хадис может передаваться двумя путями. Суфьян ибн ‘Уяйна так часто поступал, иногда он передавал хадис в форме марфу’, а иногда в форме маукъуф, и это не влияет на слабость хадиса, поскольку одна версия не опровергает другую. Однако в таком случае брать версию марфу’ (от пророка) важнее, поскольку в этом дополнение!” См. “аль-Кифая” 586.
На основании всего изложенного ясно, что хадис: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» является достоверным и не имеет в себе никаких недостатков!
Хафиз аль-Мунзири в «ат-Таргъиб» и хафиз аль-Хайсами в «аль-Маджма’» назвали всех передатчиков этого хадиса надежными. И приведя их мнение в оценки этого хадиса, имам аль-Мунауи не возразил им. См. “Файдуль-Къадир” № 7216.
Также о достоверности этого хадиса говорил шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей известной книге о больших грехах «аз-Зауаджир» 2/14.
Также и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!