С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если речь идет о дозволенности употребления еды в доме умершего в день похорон, то в этом нет проблем, так как семья его должна же кушать?
Но если речь идет об отвратительном нововведении, внедренном в обряды похорон, что происходит во многих сообществах мусульман, как накрывание целых столов для кормежки пришедших на похороны, то это запрещено!
Довод этому сообщение сподвижника Джарира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Мы приравнивали собрание в доме умершего (в день смерти) и приготовление пищи (для гостей), к причитанию”. Ибн Маджах 1612. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам ас-Синди в отношении слов: «Мы приравнивали», сказал: “Это по положению указывает на единогласное мнение (иджма’) сподвижников в этом вопросе!” См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 2/275.
Прекрасно сказал имам Ибн аль-Хумам об этой отвратительной традиции: “Является порицаемым гостеприимство в семье покойного для трапезы, поскольку это узаконено шариатом только в радостных поводах, а не плохих. И это является скверным нововведением!” См. “Шарх Фатхуль-Къдир” 2/161.
Более того, даже для самих членов семьи умершего желательно приготовить еду соседям или близким родственникам, что является красивой Сунной! Асма бинт ‘Умайс и ‘Абдуллах ибн Джа’фар рассказывали, что когда убили Джа’фара (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приготовьте для семьи Джа’фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от этого». Абу Дауд 3132, ат-Тирмизи 997, Ибн Маджах 1611. Хадис достоверный.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Я люблю, чтобы соседи или родственники умершего приготовили для его семьи в день или ночь смерти еду, которая им хватит. Поистине, это благородная Сунна и обычай праведников, которые были до нас и будут после нас”. См. “аль-Умм” 1/278.
А что касается организации трапезы родными умершего, в которой зачастую присутствует показуха, словно это день свадьбы, а не похорон, гоняют то одних, то других, за тем или иным, и накрывают столы для пришедших пособолезновать, то это запрещено и не является благодеянием!
А чтобы это нововведение хоть как-то попытаться искоренить, людям, явившимся на похороны, следует уяснить, что они пришли не на вечеринку и поэтому не должны находиться на похоронах так долго, что начнут волновать хозяев дома, которые чувствуя себя неловко, и начинают все это организовывать.
Что же касается родных или близких, приехавших на похороны из далека и оставшихся на ночлег у семьи умершего, то нет проблем в том, чтобы их кормить, если соседи или родственники этого не сделают. См. “Ихда ад-дибаджа” 2/296.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!