С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Родственные связи будут и в Раю, и на это есть прямые указания в Коране:
Говоря о правоверных, Всевышний Аллах сказал:
أُوْلَئِكَ لَهُمْ عُقْبَى الدَّارِ، جَنَّاتُ عَدْنٍ يَدْخُلُونَهَا وَمَنْ صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَالمَلاَئِكَةُ يَدْخُلُونَ عَلَيْهِم مِّن كُلِّ بَابٍ
«Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (ар-Ра’д 13: 22-23).
Всевышний Аллах также сказал, говоря о том, с какой мольбой ангелы обращаются к Нему для верующих:
رَبَّنَا وَأَدْخِلْهُمْ جَنَّاتِ عَدْنٍ الَّتِي وَعَدتَّهُم وَمَن صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Гъафир 40: 8).
Всевышний Аллах также сказал:
ادْخُلُوا الْجَنَّةَ أَنتُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ تُحْبَرُونَ
«Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами» (аз-Зухруф 43: 70).
Всевышний Аллах также сказал:
وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21).
Таким образом, родственные связи будут и в Раю, НО конечно же при известном условии, что все они умерли мусульманами!
А что касается последнего аята и его понимания, будут ли родные вместе, даже если их степени в Раю были различны, как указывает на это внешний смысл аята, то ученые разошлись в этом вопросе. Кто-то посчитал, что если Аллах окажет эту милость, то Он может воссоединить всех членов семьи с родителями, чья степень в Раю была выше их степени. А кто-то считал, что речь в этом аяте идет о детях, которые умерли в раннем возрасте, не достигнув совершеннолетия.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) передал от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, Аллах возведет степень потомков верующего до его степени в Раю, даже если они совершили меньше него благодеяний, чтобы он находил в них усладу глаз». Затем он прочитал аят: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21). аль-Баззар 3/70, ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” 2/14, аль-Джурджани в “аль-Амали” 141. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2490.
Однако ученые разногласили, принадлежат ли эти слова посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), или же это слова самого Ибн ‘Аббаса. Но шейх аль-Альбани сказал: “Можно сказать, что это сообщение от сподвижника, однако по положению подобно тому, что возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку подобное не говорят, опираясь на свое мнение”. См. “ас-Сахиха” 5/647.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Всевышний говорит: «Сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками». Т.е.: Аллах воссоединит между ними и теми, кого они любили из числа отцов, жен и детей в садах Рая, кто был пригодным для вхождения в Рай из числа верующих, чтобы они находили усладу очей в них. Более того, человек может быть возвышен с низкой степени Рая до высокой, при этом, не уменьшая степени того, кто занимает высокую, по причине милости от Аллаха и блага, как сказал Всевышний: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 8/136.
Ин ша-Аллах, Аллах сделает так, что обитатели Рая не будут печалиться или вообще вовсе сделает так, что обитатели Рая забудут своих родственников из числа обитателей Ада. Не будет ведь в Раю печали!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «В День воскрешения Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет (от скорби), и скажет ему: “Не говорил ли я тебе, чтобы ты не противоречил мне?!” Его отец скажет: “Сегодня я подчинюсь тебе!” Тогда Ибрахим воскликнет: “О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда (рабы Твои) будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!” Тогда Всевышний Аллах скажет: “Поистине, Я сделал Рай запретным для неверных!” А потом ему будет сказано: “О Ибрахим, что это у тебя под ногами?” И когда он посмотрит, то увидит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и бросят в Огонь». аль-Бухари 3350.
В другой версии хадиса сказано, что после этого Всевышний Аллах спросит его: «О раб мой, это твой отец?» На что он ответит: «Нет, клянусь величием Твоим». аль-Хаким 4/589. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3631.
А в версии аль-Баззара сообщается, что он после этого скажет: «Я не знаю тебя». Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков заслуживающими доверия. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/118.
Прошу Всевышнего Аллаха упокоить нас и наших родных на Исламе и Сунне, и воссоединить нас с ними в Раю!
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!