С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Это лекция о сокровищах сердец [1], в которой я хотел бы разъяснить то, что пришло в шариате относительно заботы о детях, их воспитания, их прав, которые следует соблюдать. Я хочу выразить благодарность нашим уважаемым братьям, которые стали причиной этой лекции, и организовали ее. Пусть Аллах воздаст им благом!
Дети – это дар от Аллаха Всевышнего и украшение мирской жизни
Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (Сура ан-Ниса, аят 1).
А также: «Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами» (Сура ан-Нахль, аят 72).
А также: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (Сура аш-Шура, аяты 49-50).
Дети – это украшение мирской жизни! Аллах Всевышний сказал: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Сура аль-Кахф, аят 46).
О прекрасном потомстве просили в своих мольбах пророки и праведники
Аллах Всевышний сказал: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»» (Сура али ’Имран, аят 38).
Также Закарийа сказал: «Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йа’куба. И сделай его, Господи, угодником» (Сура Марьям, аяты 5-6).
Сказал аш-Шанкъиты: «″Даруй же мне от Тебя наследника″ ― то есть, ребенка. Доводом являются слова Аллаха Всевышнего об этой истории в другом аяте: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»» (Сура али ’Имран, аят 38). На то, что речь идет именно о ребенке, также указывают слова Всевышнего: «Помяни также Закарийу (Захарию), который воззвал к своему Господу: «Господи! Не оставляй меня одиноким»» (Сура аль-Анбийа, аят 89). То есть: не оставляй меня одиноким без ребенка». См. «Адуа уль-Байан», 3/365.
Поэтому, верующие, о которых сказано: «Они являются теми из обитателей Рая, от которых Мы принимаем наилучшее из того, что они совершили, и которым Мы прощаем их злодеяния согласно истинному обещанию, которое им было дано» (Сура аль-Ахкъаф, аят 16). Эти верующие обращаются к Аллаху со следующей мольбой: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — один из мусульман» (Сура аль-Ахкъаф, аят 15).
Почему мы говорим о правах детей?
1 ― Выполняя приказ Аллаха, Который сказал: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей…» (Сура ан-Ниса, аят 11). А также: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Сура ат-Тахрим, аят 6).
Сказал имам ас-Суюты в ″ад-Дур аль-Мансур″: «Передали ’Абдурразакъ, аль-Фирьяби, Са’ид ибн Мансур, ’Абд ибн Хумейд, ибн Джарир, ибн уль-Мунзир, аль-Хаким, и аль-Бейхакъи в ″аль-Мадхаль″ со слов ’Али ибн Аби Талиба, который относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Обучайте себя и свою семью благому, и воспитывайте их″.
Передали ибн Джарир и ибн уль-Мунзир, что ибн ’Аббас относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Придерживайтесь покорности Аллаху, бойтесь ослушаться Его, повелевайте своей семье поминать Аллаха, и Аллах спасет вас от Огня″.
Передал ’Абд ибн Хумейд, что ибн ’Аббас относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Воспитывайте свою семью″. См. «ад-Дур аль-Мансур», 8/225.
Сказал аш-Шанкъиты в ″Адуа уль-Байан″: «Человек обязан повелевать своей семье (жене, детям, и так далее) совершать одобряемое и запрещать им совершать порицаемое, ибо Аллах Всевышний сказал: ″Оберегайте себя и свои семьи от Огня″. А пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ″Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству″. аль-Бухари, 893; Муслим, 1829». См. «Адуа уль-Байан», 1/466.
2 ― Надеясь на мольбы детей за своих родителей
Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни [2], знания, которым смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим, 1631.
3 ― Выполняя обязанность, о которой нас спросят
Сообщается, что ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству; мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству; женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству; слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству; мужчина является пастырем для имущества своего отца и несёт ответственность за свою паству; итак, каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». аль-Бухари, 893; Муслим, 1829.
Сообщается со слов Абу Джухайфы, который сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. Тем временем пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение для Сальмана. Сальман сказал: “Поешь”. Абу-д-Дарда сказал: “Поистине, я пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”. И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: “Спи”, и он лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву. Сальман снова сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!”. А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом, пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сальман сказал правду”». аль-Бухари, 1968.
4 ― Дети – это причина отдыха, прекрасной жизни и счастья
Кто боится Аллаха, выполняя права детей, тот приобретет для себя прекрасную и счастливую жизнь. А тот, кто не боится Аллаха и не выполняет Его приказов, будет жить тяжелой жизнью.
Аллах Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура ан-Нахль, аят 97).
А также: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (Сура Та Ха, аят 124).
5 ― Чтобы не бросать самих себя в грех
Передают, что Хайсама сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с ’Абдуллахом ибн ’Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к ’Абдуллаху, тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» Управляющий ответил: «Нет», и ’Абдуллах велел ему: «Ступай и дай им всё, что положено», а потом сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ″Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет″». Муслим, 996.
Когда следует начать заботиться о правах детей?
Ислам заповедует человеку с самого начала заботиться о правах детей, то есть еще с того момента, когда мусульманин задумывается о женитьбе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел, чтобы каждый юноша стремился к женитьбе, при условии, что он способен на денежные расходы, связанные с бракосочетанием и семейной жизнью.
Сообщается, что ’Алькъама сказал: «Однажды, мы шли с ’Абдуллахом (да будет доволен им Аллах) и он сказал: «Мы были вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал: ″Пусть женится тот, кто может жениться, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, потому что так он сможет подавить вожделение″». аль-Бухари, 1905; Муслим, 1400.
1 ― Выбор праведной супруги
Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подтвердил, что семья оказывает влияние на человека. Сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (фитра), и только потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Целыми, а не изувеченными, появляются на свет и животные — разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?» Передав же это, Абу Хурейра сказал: «Читайте, если хотите, аят, где сказано: ″Таково врожденное качество (фитра), с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера″ (Сура ар-Рум, аят 30)». аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658.
Также сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!» аль-Бухари, 5090; Муслим, 1466.
2 ― Произношение “азкаров” перед половым актом
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет совершить половое сношение с женой и скажет “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас”, и супругам будет суждено иметь ребёнка, шайтан никогда не сможет причинить ему вред».
بِاسْمِ اللَّهِ اللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبْ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا
Би-сми Лляхи, Аллахумма, джанниб-на ш-шайтана ва джанниби ш-шайтана ма разакта-на.
3 ― Необходимо бережно относиться к плоду и запрещено делать аборт
Передают, что Джудама бинт Вахб аль-Асадия, сестра ‘Уккаши (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «Находясь вместе с другими людьми у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я слышала, как он сказал: “Я хотел запретить вступать в половую связь с кормящими грудью женщинами, но потом вспомнил о византийцах и персах, которые совокупляются с кормящими женщинами, не обращая внимания на то, что имеют детей, и это никак не вредит их детям”. Потом его спросили о прерывании полового акта, и посланник Аллаха сказал: ― Это – тайное погребение ребёнка заживо, а Аллах сказал: “(В Судный День) зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили” (Сура ат-Такуир, аяты 8-9)». Муслим, 1442.
Если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не одобрил прерывание полового акта, то, что тогда сказать об аборте?!
Какие права есть у ребенка?
1 ― Необходимо выбрать ребенку хорошее имя
На это указывают хадисы, в которых сообщается о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) менял людям скверные имена, и завещал называть человека хорошим именем.
Сообщается со слов ибн ’Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, самые любимые имена для Аллаха — ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман». Муслим, 2132.
Передают со слов сподвижника Абу Уахба аль-Джушами (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах Всевышний любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абдур-Рахман, а имена Хаммам (Неутомимый) и Харис (Пахарь) являются самыми правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб (Война) и Мурра (Горькая)». Этот хадис передали Ахмад, 4/345; аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», 814; Абу Дауд, 4950; ан-Насаи, 6/218-219; аль-Бейхакъи, 9/306. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха», 3/34.
2 ― ’Акъикъа
Сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За каждого мальчика – акъикъа, потому проливайте кровь от его имени и удаляйте вред с него». аль-Бухари, 5471.
3 ― Кормление грудью
Это основное право ребенка сразу после того, как он родился. Аллах Всевышний установил сроки кормления, сказав: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца» (Сура аль-Бакара, аят 233).
4 ― Материальное обеспечение
Аллах Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей» (Сура аль-Бакара, аят 233).
А также: «Не убивайте своих детей из-за нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними» (Сура аль-Ан’ам, аят 151).
А также: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (Сура аль-Исра, аят 31).
Сообщается, что аз-Зухри рассказал, что ему сообщил Абу Идрис ‘Аизу-л-Лах ибн ‘Абдуллах о том, что ‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) который участвовал в битве при Бадре, и был одним из старшин в ночь ‘Акабы, сказал: «Однажды, когда вокруг посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собралась группа его сподвижников, он сказал им: “Поклянитесь мне в том, что не станете поклоняться наряду с Аллахом ничему, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять ложь, измышленную вашими сердцами, и отказываться от повиновения, когда вам будут приказывать совершать одобряемое шариатом. Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой клятве, а для того, кто совершит какой-либо из этих (грехов) и будет наказан в мире этом, наказание послужит искуплением. Если же кто-то совершит какой-либо из этих (грехов), а Аллах покроет его (грех), то Аллах и будет решать, и если пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет его”. И мы поклялись ему в этом». аль-Бухари, 18; Муслим, 1709.
Мы уже приводили хадис, в котором было сказано: ″Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет″. Муслим, 996.
’Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (да благословит его Аллах и приветствует) “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, — на что он сказал: “Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю”». аль-Бухари, 5364; Муслим, 1714.
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, заботившийся о двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели, окажется в День воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих», — и, сказав это, он соединил между собой свои пальцы. Муслим, 2631.
5 ― Справедливость в подарках
Сообщается, что ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: “Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засвидетельствовать дарение”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” Мой отец ответил: “Нет”. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок». аль-Бухари, 2587; Муслим, 1623.
6 ― Необходимо приказывать детям совершать намаз
Аллах Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (Сура Та Ха, аят 132).
Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Велите своим детям совершать намаз, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно». Ахмад, 2/180; Абу Дауд, 495.
7 ― Остерегайся делать “дуа“ против них
Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не призывайте проклятия ни на самих себя, ни на ваших детей, ни на ваше имущество, чтобы это не совпало с таким периодом времени, когда Аллаха просят о дарах, ибо Он может внять вашей мольбе». Муслим, 3014.
8 ― Необходимо держать детей поближе к себе в то время, когда по земле расходятся джинны
Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Держите ваших детей поближе к себе с наступлением ночи, ибо, поистине, в этот период по земле расходятся шайтаны, а по прошествии некоторого времени можете отпускать детей. И закрывай ночью двери своего дома, поминая имя Аллаха, и гаси свой светильник, поминая имя Аллаха, и завязывай свой мех, поминая имя Аллаха, и прикрывай свой сосуд, поминая имя Аллаха, а если прикрыть нечем, положи что-нибудь поперёк него». аль-Бухари, 3280; Муслим, 2012.
9 ― Выбирай детям праведных товарищей, и остерегайся скверного окружения
Сообщается со слов Абу Мусы, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, праведный товарищ и плохой, подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-Бухари, 2101; Муслим, 2628.
10 ― Милосердие и мягкость по отношению к детям
Сообщается со слов ’Айши, которая сказала: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Я рассказала ему (об этом), и он сказал: “Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были посланы в качестве испытания, а он относился к ним хорошо”». аль-Бухари, 1418; Муслим, 2629.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Однажды аль-Акра’ ибн Хабис увидел, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) целует своего внука аль-Хасана, и сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, не помилуют того, кто сам не жалеет других!”» аль-Бухари, 5997; Муслим, 2318.
Сообщается, что ’Айша сказала: «Однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) явился какой-то бедуин, который сказал: “Так вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их”. На это пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!”» аль-Бухари, 5998; Муслим, 2317.
11 ― Необходимо быть для детей хорошим примером
Исходя из вышеприведенного хадиса: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». аль-Бухари, 893; Муслим, 1829.
12 ― Необходимо обучать детей тому, что они обязаны знать из религии
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Получение знаний – обязанность каждого мусульманина». Ибн Маджах, 224. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’», 3914.
Важное примечание
Знайте, что дети являются искушением! Аллах Всевышний сказал: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением и что у Аллаха — великая награда» (Сура аль-Анфаль, аят 28).
Сказал аш-Шанкъиты в ″Адуа уль-Байан″: «В этом аяте Аллах Всевышний повелел людям знать, что их имущество и дети являются искушением. Посредством этого искушения человека испытывают: станут ли имущество и дети причиной совершения того, чем недоволен Аллах. В других местах сказано, что жены также являются искушением подобно имуществу и детям. Аллах Всевышний повелел человеку остерегаться того, чтобы они ввели его в то, чем недоволен Аллах… Также Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура ат-Тагъабун, аяты 14-15). В другом аяте Аллах Всевышний запретил верующим отвлекаться от поминания Аллаха из-за детей и имущества. Он сообщил, что тот, кто впал в это, потерпел убыток. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (Сура аль-Мунафикъун, аят 9).
Под искушением в аяте имеется в виду экзамен и испытание». См. «Адуа уль-Байан», 2/51-52.
Также Аллах Всевышний сказал: «Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В День воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете» (Сура аль-Мумтахана, аят 3).
Дети являются испытанием! Аллах Всевышний испытывает нас: будем ли мы бояться Его в отношениях с детьми, хорошо выполняя их права, или же будем поступать иначе. Аллах Всевышний спросит нас об этом.
Сообщается, что Ма‘киль бин Йасар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если Аллах поручит кому-нибудь из Своих рабов заботиться о ком-то, а он не станет искренне относиться к ним, ему ни за что не ощутить аромата рая!”» аль-Бухари, 7150; Муслим, 142.
Дети могут отвлекать человека от поминания Аллаха, могут втянуть его в ослушание Аллаха, а иногда они даже могут стать врагами, которых следует остерегаться.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на то, как искупить эти оплошности, сказав: «Искушение человека, связанное с его женой, деньгами, детьми и соседями, искупается намазом, постом, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого шариатом и удержанием от порицаемого». аль-Бухари, 525; Муслим, 144.
اللهم اجعلنا هداة مهتدين لا ضالين و لا مضلين و صل اللهم على محمد و على آله و صحبه و سلم
____________________________________________
[1] ― Имеются в виду дети.
[2] ― Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели. Например, человек построил мечеть, в которую ходят люди после его смерти, или же вырыл колодец, которым пользуются люди после его смерти.
Мухаммад ибн ’Умар ибн Салим Базмуль
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!