С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Обычно отцы стараются для своих детей, стремятся воспитывать детей в Исламе, но некоторые из них черствы и халатны к своим детям и неверно подходят к вопросу их воспитания. Каково будет ваше наставление им?
Ответ: Обязательным является для отцов бояться Аллаха, хорошо относиться к своим детям и воспитывать их в Исламе. Мягко и хорошо относиться к ним. Это — обязанность отцов и матерей: бояться Аллаха и хорошо относиться к детям. Обучать их и направлять к добру, быть правильным примером для своих детей. Чтобы не видели и не слышали дети от них ничего порочного, ни в том, что касается воспитания, ни в том, что касается нрава.
Как например: проявлять перед детьми снисходительность, прощение, хороший нрав, хорошее отношение к соседям, благие разговоры и другие из благих дел. Так же совершение молитвы вовремя и прочие виды добра, чтобы дети стали этому подражать. Мать должна прилагать усилия в этом, чтобы дети стали подражать ей в совершении благого, а так же это обязанность отца. И ребенок должен стараться благочестиво вести себя по отношению к родителям, и если увидит, что они совершают дело противоречащее положениям Шариата, то пусть обращается к родителям с наставлением мягко, благим словом, чтобы получилась у них помощь друг другу в благочестии и богобоязненности.
***
Вопрос: Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «У кого были три дочери и терпел их, поил (и кормил) их, одевал их — будет это ему укрытием от огня». Будет ли это укрытием от огня только отцу девочек, или и матери так же, которая участвовала в этом? И у меня, вся хвала Аллаху, три дочки.
Ответ: Хадис общий по смыслу и охватывает и отца и мать. Об этом так же его (мир ему и благословение Аллаха) слова: «У кого были две дочки, и он наилучшим образом относился к ним, будет это ему укрытием от огня». И так же если были у кого-то сестры, или тети по отцу, или тети по маме и тому подобное, и он наилучшим образом относился к ним, то поистине мы надеемся на Рай для него. Ведь он, за то, что выстраивал отношения таким образом, заслуживает великой награды и укрывается от огня, оградившись от него праведными делами.
Это касается только мусульман. Когда мусульманин делает добрые дела, желая лика Аллаха, он делает причины для своего спасения от огня. А для спасения от огня и входа в Рай причин много, и верующему следует брать таких причин как можно больше. И Ислам сам по себе — это единственная основа, основная причина для входа в Рай и спасение от огня.
Таким образом есть дела, совершая которые мусульманин может войти в Рай и спастись от огня. Например тот, кто обеспечивал дочерей или сестер и хорошо к ним относился — будет это ему преградой от огня. Так же, у кого умерли трое детей, так и не достигнув зрелости — будут для него защитой от огня. Спросили: «О посланник Аллаха, а двое?» Он ответил: «И двое». И не спросили его об одном. Так же достоверно передано от него (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Говорит Могучий и Величественный Аллах: «Только Рай будет воздаянием верующему рабу, который рассчитывал на награду, когда забрали мы его близкого друга из земной жизни». Объяснил Пречистый и Возвышенный, что нет иного воздаяния у Него кроме Рая для верующего, у которого забрал Он близкого друга — то есть любимого для него человека — из земной жизни, а он терпел и рассчитывал на награду. Таким образом и один ребенок входит в этот хадис. Если забрал его Аллах и терпел его отец, или мать, или оба, и рассчитывали на награду, то будет им Рай. Это великая милость от Аллаха. Так же муж и жена, и остальные родственники, и друзья — если терпели и рассчитывали на награду, то входят в то, о чем говорится в этом хадисе. При условии, что они будут чисты от того, что будет преградой этому, от смерти при наличии великих грехов. И мы просим Аллаха о благополучии.
«Маджмуа фатауа уа макалят мутанауиа», т. 4.
***
Вопрос: Я пообещал Аллаху (дал обет), что если у меня родится ребенок, то я обучу его религиозным знаниям. Но когда он родился и вырос, он пошел по другому пути, а я не смог выполнить свой обет. Каково будет правовое положение этого и что вы мне посоветуете?
Ответ: Тебе следует обучать его религиозным знаниям и прилагать силы для этого. Нужно вернуть его — это твоя обязанность, даже если бы ты не давал обет на это. Твоя обязанность — стремиться к тому, чтобы исправить его, обучить и направить к добру. А если ты дал обет на это, то это твоя обязанность без сомнений, согласно словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто дал обет в том, что будет повиноваться Аллаху, пусть повинуется Ему». И ты дал обет в повиновении Аллаху, ведь обучение ребенка религиозным знаниям, побуждение его к этому, помощь ему в этом — из достойнейших видов повиновения Аллаху. На тебе обязанность — выполнить свой обет и приложить силы, чтобы обучить его религии даже после того как он вырос. Нужно выполнить обет, и постараться обеспечить его посещение собраний с уроками, ввести в распорядок учебу в религиозных школах, чтобы обучить его. И нет преград в том, чтобы воспользоваться в этом помощью других членов семьи — дядей, братьев или кого-нибудь еще, или праведных друзей, которые помогли бы тебе выполнить эту обязанность. Да благословит тебя Аллах и да воздаст тебе добром.
***
Вопрос: Я живу в доме своего умершего брата. У него остались дети и теперь я их содержу. Иногда я злюсь на них и не чувствуя этого — кричу на них. Потом замечаю и сожалею о том, что случилось. Есть ли за это грех на мне или нет? При том, что они не держат зла на меня за это.
Ответ: Нет в этом ничего страшного, вся хвала Аллаху. Ведь обязательно поддерживать их воспитание, исламское воспитание. Направлять их к благому, приказывать им подчиняться Аллаху и Его посланнику, запрещать им то, что запретил Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И что касается сирот — нет запрета в том, чтобы наказывать их, если они совершают дурные поступки, чтобы, когда выйдут они из-под опеки, были праведными молодыми людьми. Старайся воспитывать их исламским шариатским воспитанием при помощи слова и дела. Некоторые люди думают, что сироту нельзя наказывать, и это — ошибка. Сироту можно и ударить и наказать, если он совершает дурные поступки, чтобы исправить его при помощи соответствующего наказания словом или делом, которое не навредит ему и не будет жестоким. Опять же: нужно смотреть, чтобы наказание не было опасным, мучительным или жестоким. Таким образом, нет ничего страшного в том, что ты иногда гневаешься на них, если они совершают плохие поступки, или… И ты за все это получаешь награду. И если это случилось не намеренно, то это случайность. Да будет доволен Аллах нами и тобой и всеми (мусульманами).
***
Вопрос: Каким образом воспитывать детей и как научить их выполнению молитв, если до этого они росли в неправедности?
Ответ: Через борьбу. Пусть прилагает усилия в отношении них их отец и старший брат, чтобы они стали на прямой путь и вошли в подчинение Аллаху. Пусть прилагают усилия в отношении них через доброе слово и через наказание, чтобы они стали совершать молитвы и чтобы стал благим их нрав. Пусть стараются, ведут борьбу и прибегают к терпению. Говорит Пречистый и Возвышенный Аллах: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями». И говорит Величественный и Высокий Аллах: «О те, которые уверовали, спасайте себя и свои семьи от огня!» И говорит пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый из вас — пастух и каждый из вас ответственнен за свою паству». Имам — пастух и ответственнен за свою паству, мужчина — пастух в своем доме и ответственнен за свою паству. Необходимо проявлять терпение.
***
Вопрос: Иногда я злюсь на своих детей и делаю против них различные дуа, иногда могу ударить их, иногда поднимаю на них голос. Есть ли в этом грех? При том, что я не намеренно это делаю, и это получается у меня против моей воли?
Ответ: Мы делаем тебе наставление держаться мягкости и остерегаться того, чтобы делать дуа против детей. А в том, чтобы ударить, нет проблем, если ты ударила их не сильно для поддержания дисциплины. При том, что они поступали нехорошим образом и ты увидела, что есть в этом польза, и ударила не сильно, слегка, чтобы достичь через это восстановления порядка и направления детей к хорошему. А делать дуа против них о гибели, или ругать, оскорбляя их, или проклинать их — то это не разрешается, и тебе следует бороться со своей душой в этом. И Аллах Величественный и Высокий — Тот, Кто оказывает помощь и Тот, кто ведет к успеху: проси Его о помощи и благополучии. Старайся удерживать язык, кроме как от добра, кроме как от дуа о хорошем для них.
Ведущий: Но, шейх, она говорит, что это получается у нее против ее воли.
Ответ: В любом случае ей следует бороться с собой, а то, что побеждает ее и выходит без ее намерения на это, не специально, то надеюсь, что Аллах простит ей.
***
Вопрос: У мужчины трое детей и они не делают упущений в хорошем отношении к нему, а он делает дуа против них. Повредит ли им его дуа?
Ответ: Не нужно верующему делать дуа против своих детей, нужно ему остерегаться этого, потому что его дуа может быть в то время, когда Аллах отвечает просящим Его. Следует ему не делать дуа против них. И если они праведны, то запрет на дуа против них еще сильнее, а если они нерадивы в отношении к отцу, то так же не следует делать дуа против них, но следует делать дуа о верном руководстве для них, о праведности и верном поведении. Так должен поступать верующий. И пришли тексты от пророка (мир ему и благословение Аллаха) с предостережением для мусульманина от того, чтобы он делал дуа против своего ребенка, или против своей семьи, или против своего имущества, потому что это дуа может совпасть с тем временем, когда Аллах отвечает на просьбы, и таким образом он навредит самому себе, навредит своей семье, навредит своему ребенку. И следует тебе, о спрашивающий, удерживать свой язык и утвердить для того, кто распространяет злоупотребление им, чтобы хранил он свой язык. Следует ему бояться Аллаха в этом и не делать дуа против своего ребенка и против других мусульман, а делать дуа для них, прося Аллаха о добре для них, правильности и стойкости на прямом пути. Не делать дуа вредящее им. И Аллах — тот к кому обращаются за помощью.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 6.
***
Вопрос: У меня было четыре ребенка, и все они умерли маленькими. Некоторые из них умерли при родах, а один после того как прожил сорок дней. Не помню, чтобы за них была сделана акъика (жертвоприношение), и я слышала о ее обязательности, сделать ли ее сейчас?
Ответ: Желательно, не обязательно, утвержденное желательное дело. Если сделаешь это, то это хорошо, если осуществишь это, то в этом благо, а если нет, то это желательно (не обязательно).
***
Вопрос: Как соблюсти справедливость в отношении детей, учитывая то, что у меня две жены?
Ответ: Отдавая каждой группе то, что им положено. Справедливость в том, чтобы ты соблюдал их права. Двоим своя доля, троим своя, а четверым своя. Если у одной жены два ребенка, а у другой три, четыре — каждому дается то, что ему положено по праву. И так же с третьей и четвертой женой. Обеспечиваешь их постоянные жизненные расходы, а в том что касается личных дарений, то необходимо держаться справедливости в этом. Давая им что-то сверх обычных расходов, необходимо быть справедливым. Согласно словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте справедливыми между детьми». А что касается обычных жизненных расходов, то они выделяются из расчета нужд. Если детей много — у них свои расходы, если мало — свои. У маленького свои расходы, у большого свои, различаются в нуждах касаемо одежды и тому подобного.
***
Вопрос: У меня дети учатся в школе, есть среди них и большой и маленький. Когда я даю им денег на личные расходы, то большому отдаю предпочтение (больше денег), разрешено ли это?
Ответ: Исходить нужно из того, что требуется ему для школы. Если у старшего нужд больше, то дается ему в соответствии с его нуждами. То есть выдаешь ему больше не ради него самого, но исходя из того, что требуется для его обучения. Потому что расходы старшего часто бывают больше, в том что касается тетрадей, книг и тому подобного. Таким образом дается по степени его нужд, касающихся обучения, даже если они больше чем у младшего.
Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!