С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Задали вопрос по поводу молитвы беременной женщины, ответ талибуль-ильм:
Далиль именно для беременной не знаю, однако есть общий и известный хадис, дозволяющий делать намаз в сидячем и даже лежачем положении тому, кто не в состоянии его делать стоя! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку!» аль-Бухари 1117.
Основа в том, что намаз необходимо делать стоя, совершая поясные и земные поклоны, поскольку все это является столпом молитвы. Однако если больной или беременная из-за большой стадии беременности не может спокойно и полноценно делать намаз стоя или совершать земные поклоны, то с нее снимается то, что она не может и она делает то, что может. Например, ей тяжело стоять, так как незадолго перед родами у женщины отекают ступни ног и больно, не может делать из-за живота суджуд и т.п., тогда она делает намаз сидя, однако не оставляет сразу все элементы намаза, а например если может, то встает на поясной поклон, а потом снова садится. Как гласит важное шариатское правило: «То, что не возможно достичь полностью, не оставляется полностью».
Имам Ибн Къудама о словах: «Если стояние увеличивает болезнь больного, то он молится сидя», сказал: «Ученые единогласны в том, что тот, кто не в состоянии совершать молитву стоя, может молиться сидя». См. «аль-Мугъни» 1/443.
Кстати имам Ибн Къудама передал красивые слова от Михрана ибн Хусайна, что если кто-то по мирским делам в состоянии стоять и передвигаться, то не позволительно ему не стоять в намазе!
Что же касается границы «трудности», то шейх Ибн Усаймин сказал, что если человек делая молитву стоя, испытывает трудности и беспокойство, теряет из-за этого смирение в молитве и совершая ее, желает поскорее дочитать аль-Фатиху, чтобы сделать поясной поклон, то это и есть состояние, когда человек может делать сидя. См. «Шарх аль-мумти’» 4/461.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!