С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами'» 7614.
Что это значит? Это значит, что если у мусульманина остались наследники, которые не мусульмане, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман. Если у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным. Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не идет его наследство, а если его наследники неверные как и он, тогда оно идет к ним, как это пояснял шейх Ибн Баз. См. «Нурун ‘аля ад-дарб» № 10.
НО, есть разница между наследством и завещанием в Исламе, как говорил шейх Абдур-Рахман аль-‘Аджлян. Наследство (мирас) оно не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически идет к наследникам и Аллах уже распределил в Коране кому сколько и как.
Тогда как завещание (уасыя) — это то, что можно завещать из своего имущества на что-то определенное. И если наследники мусульманина — мусульмане, он не имеет права завещать больше чем треть своего имущества на что-то. Так вот, если у мусульманина родители неверные, то в качестве завещания нет запрета ему перенять их имущество.
Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также и завещание. А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: «Я завещаю иудею или христианину», поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием. Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманину неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволенно только в том случае, если делается для поддержания родственных связей и т.п. См. «аль-Маусу’атуль-фикъхия» 2/312.
Из выше приведенных хадисов становится ясно, что мусульмане не наследуют от неверных, как и неверные от мусульман. И это было мнением четырех праведных халифов и большинства таби’инов и имамов четырех мазхабов.
Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, если он не был из числа враждующих, с кем нет договора, тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Ихтиярат» 336 и Ибн аль-Къайим в «Ахкам ахль аз-зимма» 2/674. В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». («Сахих аль-джами’» 2778). Что от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный. Что мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.
Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковывании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Усама ибн Зайд рассказывал: “Наследство от Абу Талиба получили ‘Акъиль и Талиб, тогда как Джа’фар и ‘Али не получили ничего, поскольку они были мусульманами, а ‘Акъиль и Талиб были неверными. И по этой причине ‘Умар говорил: «Не наследует верующий от кафира!»” А Усама сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не наследует мусульманин от кафира, как и кафир от мусульманина»”. Абу Дауд 2/364, Ибн Маджах 2730. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса, и его основа есть у аль-Бухари.
Имам ан-Науауи о доводе сторонников другого мнения, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются», сказал: “Нет для них довода в этом хадисе, поскольку смысл его в том, что Ислам имеет превосходство над всем прочим. И это не противоречит хадису о наследовании. Так как же можно оставить из-за этого текст хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина»?! Вероятно, до этой группы не дошел данный хадис”. См. “Шарх Муслим” 6/58.
Что касается положения мусульман, чьи родители неверные, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании и т.п. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 4149, 4214, 17130.
Также я спросил у шейха ар-Рамли о некоторых моментах, которые поднимались в этой теме. Я сообщил ему о том, что многие мусульмане, проживающие в странах неверных и чьи родители к сожалению неверные, испытывают трудности с данным вопросом. Он сказал: «Мы – мусульмане, и должны покориться велению пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь у верующих мужчин и женщин нет выбора в том деле, в котором вынесли решение Аллах и Его посланник».
Я сказал: «А что если неверные родители умерли и так ничего не завещали мусульманину, может ли он использовать их наследство, дом, деньги и т.п.?»
Он сказал: «Нет, он должен все это раздать в качестве садакъа мусульманам. Исключением является если будет вынужденность скажем жить в их доме, если у него нет ничего и он может остаться на улице».
Я спросил: «А можно ли попросить родителей неверных, не говоря об этих положениях, чтобы они завещали, подарили то-то и то?»
Он сказал: «Можно, только просьбы в Исламе порицаемы в основе, а иногда бывают и запретны».
Я спросил: «А если родитель на словах дарит или завещает что-то из имущества ребенку мусульманину, это действительно, или же необходимы какие-то условия, записи и т.п.?»
Он сказал: «На словах – это действительно».
Аллаху а’лям.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!