С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лечите ваших больных с помощью садакъа».
Этот хадис передается от большого числа сподвижников: Ибн Мас’уда, ‘Убады ибн Самита, Ибн ‘Умара, Абу Умамы, Самуры ибн Джундуба и Анаса.
Этот хадис приводят аль-Байхакъи 3/382, ат-Табарани в “аль-Кабир” 10196, в “ас-Сагъир” 1963, “ад-Ду’а” /2806, Абу Нуайм в “аль-Хилья” 2/104, аль-Хатыб 6/334 и др.
Относительно достоверности этого хадиса есть большие разногласия, многие имамы считали этот хадис слабым по причине передатчика по имени Муса ибн ‘Умайир, который является очень слабым передатчиком, как об этом говорится в “аль-Мизан”.
Однако среди имамов были и такие, кто считал данный хадис хорошим (хасан) по причине множества версий, усиливающих друг друга. Например, имам Ибн Муфлих, упомянув о недостатках этого хадиса сказал: “Однако наши сторонники и другие ученые поступали в соответствии с этим хадисом. Этот хадис хороший (хасан), а смысл его правильный!” См. «аль-Фуру’» 2/144.
Также одну из версий этого хадиса, что приводит Абу аш-Шейх со слов Абу Умамы, считал хорошим и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’» № 3358.
На этот хадис опирались некоторые саляфы. Сообщается, что когда один человек сказал имаму Ибн аль-Мубараку, что у него на колене кровоточащая язва уже семь лет и врачи ничего не могут поделать, Ибн аль-Мубарак велел выкопать ему колодец, чтобы люди пользовались водой, и сказал: “Я надеюсь, что это снимет сглаз и остановит кровотечение”. См. “аз-Зауаджир” 1/321.
Также на этот хадис опирались и многие имамы, например аль-Мунауи в “ат-Тайсир” 2/12, Ибн аль-Хадж в “аль-Мадхаль”, ас-Саффарини “Гъиза аль-любаб” и др.
Что касается его понимания, то относительно этого есть два мнения. Некоторые ученые истолковали слово “садакъа” в этом хадисе, как благое деяние, а точнее – посещение больного. Когда имама Ибн Рушда спросили о достоверности и смысле хадиса: «Лечите ваших больных с помощью садакъа», он ответил: “Я не могу вспомнить этот хадис в сборниках достоверных хадисов, но если этот хадис достоверный, то смысл его в побуждении навещать больных, поскольку это из обязательных прав мусульман по отношению друг к другу, на что указывает Сунна. Ведь посещение больного – это благое деяние, а каждое благодеяние – это садакъа. Если человек придет к больному, он его обрадует, сделает за него ду’а, то нет сомнения, что есть больная надежда на исцеления больного по причине этого”. См. “Фатауа аль-Барзали” 5/612.
Другие же ученые взяли внешний смысл этого хадиса и сказали, что при опасении за больного следует взывать к Аллаху с мольбой и делать садакъа, чтобы Аллах исцелил больного. И это мнение большинства.
Кстати это действие – совершать садакъа при страхе, подтверждается и другим достоверным хадисом, что приводит аль-Бухари и Муслим. В этом хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы увидите затмение, то взывайте к Аллаху, возвеличивайте Его, совершайте молитву (салятуль-кусуф) и делайте садакъа!» аль-Бухари 1044.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “В этом хадисе довод на желательность совершения садакъа при страхе, чтобы предостеречься от опасности”. См. “аль-Ихкам” 2/144.
Нет инша-Аллах проблем в обоих пониманиях этого хадиса, так как они друг другу не противоречат.
И исходя из всего упомянутого, нет проблем опираться на данный хадис и применять его в практике.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!