С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В соответствии с Сунной акъику делает дед, так как наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал акъикъа для своих внуков. Или же отец, или близкий родственник. Но если нет мужчин, то нет ничего страшного в том, чтобы женщина купила барашку и попросила кого-либо зарезать акъику для детей, а может и сама даже зарезать, поскольку в том, что жертвоприношение женщины действительно, нет разногласия, несмотря на бытующий обычай в некоторых народах, что женщина не имеет права закалывать животных. Нет в этом никаких проблем инша-Аллах.
Относительно положения акъики есть три мнения:
1. Что это уаджиб.
2. Что это желательная Сунна.
3. Что это порицаемо.
В данном случае рассматриваются два первых варианта. Одна группа опиралась на веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил совершать акъикъу. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного – за девочку». Ибн Маджах 2/1056, ат-Тирмизи 3/35. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
А другие ученые опирались на хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение акъиъки с желанием самого человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух барашек, а за девочку одного». Абу Дауд 2842. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
От имам аш-Шафи’и передаются такие слова: «Впали в крайность в отношении акъиъки два вида людей! Один из них говорит: Это нововведение! А другой говорит: Это уаджиб!» См. «Фатхуль-Бари» 4/12.
Но нет сомнения в том, что если есть возможность, лучше совершить акъиъку за детей, не оставляя эту важную Сунну и выходя тем самым из разногласия.
Что касается срока акъикъи, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения». Абу Дауд 8/38, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани.
Однако если человек не успел или не смог совершить акъикъу на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акъикъа совершается на седьмой день или на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребенка)». аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
А что касается совершеннолетнего человека, следует ли ему совершить акъикъу за себя или нет, если он знает, что за него ее после его рождения не делали, то в этом вопросе есть разногласие. Одни ученые считали это приемлемым и опирались при этом на хадис от Анаса, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил за себя акъикъу после того, когда Аллах его послал с пророчеством». Абдур-Раззакъ 4/329, аль-Баззар 1237 и др.
Однако ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса, но хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили в «аль-Ахкам» усиливал этот хадис подобными версиями. Также и шейх аль-Альбани называл его достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2726.
Это мнение также подтверждали некоторые саляфы. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Если бы я узнал, что за меня не совершили акъикъу, то я совершил бы ее за себя!» Ибн Аби Шайба 8/235. Иснад достоверный. Подобные слова говорил и Хасан аль-Басри. См. «аль-Мухалля» 8/322.
Что касается закалывания одного быка за всех, то в этом также есть разногласие, можно ли заколоть помимо барашка или козла крупное животное?
Некоторые ученые считали, что нельзя закалывать что-либо помимо барана (козла) к ним также относятся и овца (коза), поскольку в хадисе упоминается слово «аш-шаh». Имам Ибн Хазм сказал: «Слово «аш-шаh» включает в себя как барана, так и козла без разногласий». См. «аль-Мухалля» 6/236.
Большинство же ученых считали, что акъикъа по положению своему подобна жертвоприношению адха (курман) и по этой причине на нее распространяются те же условия, что и для Курмана, т.е. жертвенные животные не должны быть из птиц, а в них входят баран, козел, крупнорогатый скот и верблюд.
Имам Малик говорил: «Поистине, акъикъа по положению подобна праздничному жертвоприношению!» См. «аль-Мууатта» 2/400.
То же самое сказали имам Ибн Къудама из ханбалитов и имам ан-Науауи из шафиитов. Имам аш-Шаукани сказал: «Упоминание в хадисах слова «баран» не указывает на не дозволенность другого животного». См. «Найлюль-аутар» 5/156.
Тем более от сподвижников передается, что они резали за своих детей в качестве акъикъи и верблюдов. Хасан аль-Басри говорил: «Анас ибн Малик зарезал за своего сына верблюда». Ибн Аби Шайба 8/57.
Более того, слово аш-шаh, включает в себя и крупных животных. Известный имам в арабском языке Ибн Манзур говорил: «Аш-Шаh — животное, которое может быть как мужского, так и женского пола. Также сказано, что шаh — это и баран, и козел, и корова, и бык, и ишак, и осел». См. «Лисануль-араб» 7/244.
И потом, в распределении акъикъи и распределении курмана есть разница. Правильное мнение, о чем говорил Ибн Аббас, что курман делится на три части:
1. Для раздачи нуждающимся.
2. Для гостеприимства.
3. Для семьи.
И если все жертвенное животное будет съедено семьей, т.е. с него не будет садакъи, то курман не засчитывается как говорил шейх аль-Мунаджид. А что касается акъикъи, то с ней не так строго. Имам аль-Халляль в «аль-Джами’» рассказывал: “Спросили имама Ахмада о акъикъе: “Что с ней делать?”, он ответил: “Что пожелаешь!” Но лучше конечно сделать садакъа и с акъикъи. Когда Мухаммада ибн Сирина спросили: “Можно кормить акъикой свою семью?” Он ответил: “Да, но не ешь все, а ешь сам и корми с этого”. Ибн Аби Шайба 8/54.
По поводу того можно ли ломать кости животного, заколотого в качестве акыкъа, то ученые разошлись относительно этого вопроса. Одни ученые считали нежелательным ломать кости животного, заколотого в качестве акыкъа. Что же касается хадиса, который передается по этому поводу с велением не ломать кость в акыкъе, то он мусраль, т.е. иснад прерванный и в нем отсутствует имя сподвижника. Его приводит имам Абу Дауд в «аль-Марасиль» 197.
Также на этот счет передаются слова Джабира, Аиши и некоторых таби’инов о нежелательности ломать кость, и это мнение выбрали шафииты и некоторые ханбалиты. Однако относительно асара от Джабира и его достоверности есть разногласия, а что касается асара от Аиши, то среди ученых есть разногласие относительно того, кому принадлежат слова о не ломании костей, Аише или Ата, но более сильно то, что это слова Ата. См. «аль-Ируа» 4/396.
Когда шейха Ибн База спросили в «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб» об этом, он ответил, что подобное передается от Аиши, и сказал, что это (не ломать кость) не уаджиб, а желательно. А маликиты считали, что нет проблем в том, чтобы ломать кость жертвенного животного, так как считали что нет ничего достоверного на счет запрета или порицания. См. «аль-Къауанин аль-фикъхия» 188.
Также это мнение выбрал и Ибн Хазм, сказав, что нет ничего достоверного об этом от пророка (мир ему и благословение Аллаха), а на слова некоторых саляфов привел сообщение от аз-Зухри, который говорил, что дозволено ломать и кости и голову жертвенного животного, предназначенного для акыкъи. См. «аль-Мухалля» 7/523.
Одним словом вопрос просторный, кто желает, пусть не ломает, а кто поломал кости, нет ин ша-Аллах в этом проблем.
Немного о акъике за ребенка, который умер в результате выкидыша:
Шейх ‘Усаймин (да помилует его Аллах) на вопрос: — Есть для ребенка (зародыша), который умер до того как стал полноценным, акъика или нет?
Ответил: «Если выкидыш произошел до четырех месяцев, то нет для этого акъики, и не совершается по нему молитва, и хоронится он где угодно на земле.
Что касается зародыша после четырех месяцев, то в него уже был вдохнут дух, такого уже можно назвать, нужно помыть, завернуть в каффан, прочитать за него (джаназа), и совершить акъику, это наше мнение.
Однако некоторые уляма говорят: не делается за него акъика пока он не проживет семь дней, но правильным будет, что совершается за него акъика, т.к. он воскреснет в Судный День, и будет заступником за родителей». См. «асилятуль-бубуль мафтух, вопрос 653.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!