Когда опоздавшему на групповую молитву засчитывается рака’ат?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Когда опоздавшему на молитву засчитывается рака’ат? Относительно этого вопроса существует несколько мнений среди ученых. Некоторые говорили, что человек обязан застать стояние имама, так как стояние является столпом молитвы. Другие говорили, что опоздавший не просто должен застать стояние имама, но также и прочитать суру «аль-Фатиха», так как нет молитвы у того, кто не прочитал ее, как об этом говорится в достоверных хадисах. А большинство ученых считало, что заставший поясной поклон (руку’) имама – застал этот рака’ат, так как это является исключением, которое установил шариат в данном случае и опоздавший имеет облегчение в этом случае.

Самое верное мнение является мнение большинства ученых, о котором даже некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’). Например, иджма’ в этом вопросе передал имам Исхакъ ибн Рахауайх и др. имамы, а Абу Талиб передал от имама Ахмада, что в этом вопросе никто из мусульман не разногласил. См. “Фатхуль-Бари” 7/109, Ибн Раджаба.

Но, несмотря на то, что на самом деле в этом вопросе нет единогласного мнения, некоторые имамы посчитали отклоненным (шазз) мнение тех, кто высказался иначе, что заставшему поясной поклон имама не засчитывается этот рака’ат. Они говорили, что мнение о том, что заставший руку’ не застал рака’ат началось с имама аль-Бухари, за которым потом последовали Ибн Хузайма, захириты, аль-‘Иракъи и др. более поздние имамы. По этой причине хафиз Ибн Раджаб сказал: “Подобные мнения (что заставший руку’ имама не застал рака’ат) расцениваются как отклоненные (шузуз) мнения от джама’ата ученых и отделение от них. И Ибн Мас’уд порицал тех, кто противоречил этому мнению (что заставший руку’ – застал рака’ат), и сподвижники согласились с ним и никто из них не противоречил ему, кроме того, что передается от Абу Хурайры. Однако от самого Абу Хурайры передается через путь, который достовернее, что он считал, что такой рака’ат засчитывается!” См. “Фатхуль-Бари” 7/115.

Приведем доводы большинства ученых:

Одним из доводов у этой стороны является хадис: «Кто застал поясной поклон, тот застал рака’ата». аль-Байхакъи 2/82, аль-Хаким 1/216.

Однако в отношении достоверности этого хадиса были разногласия, так как в его иснаде был передатчик по имени Яхья ибн Аби Сулейман, которого никто не назвал надежным, кроем Ибн Хиббана и аль-Хакима. А имам аль-Бухари говорил о нем, что его хадисы отвергаемые.

Но данный хадис считали достоверным имам аз-Захаби, который согласился с оценкой имама аль-Хакима, а также и имам Ибн Муфлих, который сказал, что иснад этого хадиса хороший. См. «аль-Мубди’» 2/48. Также и шейх аль-Альбани называл этот хадис хорошим, но только не сам по себе, а в силу подкрепляющих и усиливающих его свидетельств и мнения сподвижников по данному вопросу. См. “Ируауль-гъалиль” № 496. И шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам называл иснад хадиса достоверным. См. “Таудых аль-ахкам” 2/272. И этот хадис использовал в качестве довода имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/379.

Также из числа основных доводов большинства ученых – это хадис, переданный со слов Абу Бакрата, что однажды он пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в тот момент, когда он совершал поясной поклон во время молитвы. Абу Бакрат тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал ему: «Да увеличит Аллах твое стремление, больше так не делай!» аль-Бухари 783.

Ученые говорили, что в этом хадисе довод на то, что заставший руку’ имама – застал рака’ат, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не повелел Абу Бакрату переделать этот рака’ат. И так же говорили ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом.

Также эти ученые опирались на понимание многих сподвижников:

Ибн Мас’уд говорил: “Тот, кто не застал имама в поясном поклоне – не застал этот рака’ат!” аль-Байхакъи 2/90. Иснад достоверный.

Ибн ‘Умар говорил: “Если ты пришел и имам был в поясном поклоне, а затем положил свои руки на колени (в поясном  поклоне) прежде, чем имам выпрямился, то ты застал этот рака’ат”. Ибн Аби Шайба 1/94. Иснад достоверный.

Зайд ибн Сабит говорил: “Тот, кто застал рака’ат, прежде, чем имам поднял свою голову, тот застал этот рака’ат”. ат-Тахауи 1/232. Иснад достоверный.

Что же касается ученых, считавших, что заставший руку’ имама не застал рака’ат, то они считали, что первый хадис слабый, а в этом хадисе нет довода на то, что заставший руку’ – застал рака’ат, тем более пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакрату: «Больше так не делай!» И в одной из версий этого хадиса говорится: «Больше так не делай! И что упустил из молитвы, доделай».

И при этом сторонники этого мнения также опирались на некоторые сообщения от сподвижников, как например слова ‘Аиши: “Пусть никто из вас не совершает руку’, пока не прочитает аль-Фатиху!” аль-Бухари в “Джуз аль-къираа” 57.

А также и слова Абу Хурайры, сказавшего: “Если люди застанут руку’, то им не засчитывается этот рака’ат”. аль-Бухари в “Джуз аль-къираа” 24

Что касается асара от ‘Аиши, то в нем нет довода на то, что заставший руку’ имама не застал рака’ат, так как то, что она говорит, является истиной, поскольку нельзя делать поясной поклон, не прочитав суру аль-Фатиха. Однако тот, кто застал поясной поклон имама – застал этот рака’ат и это положение является исключением из правил! И слова ‘Аиши являются обобщенными, которые можно отнести как к индивидуальной молитве, так и групповой, однако разве не первичнее брать мнение тех сподвижников, которые говорят конкретно о том, что заставший руку’ имама – застал и рака’ат?! Ведь если слова ‘Аиши можно понять двояко, то слова сподвижников, сказавших конкретно о том, что заставший руку’ имама – застали рака’ата, нельзя понять иначе!

А что касается сообщения от Абу Хурайры, то оно является слабым, так как в его иснаде Ма’къаль ибн Малик, который неприемлемый передатчик (матрук) и которого никто не считал надежным, кроме Ибн Хиббана. См. подробнее “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/456.

Однако от Абу Хурайры также передается и другое сообщение, которое достовернее, чем это с подобным смыслом. Но вместе с тем хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил, что в иснаде и этого сообщения есть проблемы и сказал: “Мы не знаем никого из факъихов городов, кто бы говорил так!” См. “ат-Тамхид” 7/72-73.

Т.е. не знаем никого, кто бы считал, что заставший руку’ имама – не застал все равно рака’ат.

А более того, от самого Абу Хурайры передается сообщение, которое противоречит этому мнению и соответствует мнению остальных сподвижников, которое состоит в том, что заставший поясной поклон – застал рака’ат!

А что касается хадиса Абу Бакрата, который увидев пророка (мир ему и благословение Аллаха) и молящихся в поясном поклоне, тоже склонился в поясном поклоне до того, как присоединился к ряду молящихся, то это самый сильный довод в данном вопросе и претензии к нему не весомы по многим причинам:

Во-первых, что именно запретил пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делать Абу Бакрату впредь, сказав: «Больше так не делай» прекрасно поясняется в других версиях этого хадиса. Например, в версии имама Ахмада 5/42 сказано, что Абу Бакрат шел так быстро, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) в намазе услышал шум его сандалий, а затем после намаза спросил: «Кто бежал?» Абу Бакрат сказал: “Я”, после чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему эти слова: «Да увеличит Аллах твое стремление, больше так не делай!»

Эта версия ясно разъясняет то, что именно запретил пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делать! И это соответствует другим хадисам, что приводят аль-Бухари и Муслим, что даже когда дали призыв (икъама) на молитву, не следует бежать, а следует идти спокойным шагом.

Кстати также сказал и имам аш-Шафи’и в понимании этого хадиса: “Слова: «Так больше не делай» подобны словам: «Не спешите на молитву!» аль-Байхакъи 2/90.

Во-вторых, понимать иначе этот хадис нельзя, так как становиться в руку’ прежде, чем примкнуть к ряду, дозволено и более того, является Сунной! ‘Ата рассказывал, что слышал, как Ибн аз-Зубайр стоя на минбаре говорил: “Если кто-либо из вас зашел в мечеть, а люди в поясном поклоне, то пусть он совершит руку’ как зашел и идет пока не примкнет к ряду. Поистине, это Сунна!” ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/33. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков передатчиками Сахиха, а шейх аль-Альбани сказал, что иснад достоверный.

Давайте обратим внимание на этот хадис и его понимание:

В этом асаре сказано, что данный поступок является Сунной! А слова сподвижников на что-то: «Сунна», указывает на то, что это положение марфу’, не иначе! Имам Ибн ат-Таркумани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.

Во-вторых, это было сказано Ибн аз-Зубайром на минбаре, что слышали сахабы и таби’ины, и никто из них на это не возразил, что указывает на серьезность и силу аргумента! Невозможно представить, что данные слова были ошибочными, и никто из находившихся сахабов там этому не возразил!

В-третьих, этот поступок подтверждает тот факт, что так поступали такие сподвижники, как халиф Абу Бакр и Зайд ибн Сабит, что приводит аль-Байхакъи 2/90, что они зашли в мечеть и встали в руку’ прежде, чем присоединиться к ряду.

Также и Ибн Мас’уд сделали с Ибн Уахбом, встав в поясной поклон прежде, чем присоединиться к ряду, и когда Ибн Уахб желал возместить этот рака’ат Ибн Мас’уд сказал, что он его застал. Ибн Аби Шайба 1/99, ‘Абдур-Раззакъ 2/283, и др.

В-четвертых, все это указывает на то, что если опоздавший застал руку’ имама, то он застал и рака’ат, а иначе не было бы смысла и правомочности в совершении поясного поклона прежде, чем встать в ряд, и тем более это не было бы Сунной!

И наконец в-пятых, правильное понимание хадиса Абу Бакрата, и опровержение его истолковыванию делает следующее сообщение:

Аль-Къасим ибн Раби’а рассказывал: “Абу Бакрат всегда выходил из своего дома и если заставал людей в поясном поклоне, совершал руку’ и шел в поясном поклоне, пока не примыкал к ряду, и затем засчитывал этот рака’ат”. ‘Али ибн Хаджар 123. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Это сообщение разъясняет правильное понимание тех слов, которые сказал ему когда-то пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Да увеличит Аллах твое стремление, больше так не делай!»

Из этого асара Абу Бакрата мы понимаем, что он как делал руку’ до того, как примкнуть к ряду при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), так делал и всегда. И это подтверждает тот факт, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил ему именно спешку, на что указывает одна из версий хадиса.

И это также нам указывает на то, что Абу Бакрат тогда застал руку’ и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел ему его переделывать. И если бы руку’, который застал опоздавший, не засчитывался бы как рака’ат, то Абу Бакрат не делал бы так впредь и не ослушался бы пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

Этот асар разъясняет нам правильное понимание данной темы и весомость аргумента хадисом Абу Бакрата, как и понимали его большинство ученых.

Для подробного ознакомления с данным вопросом следует вернуться к «Фатхуль-Бари» 7/109-116, хафиза Ибн Раджаба, где он комментирует хадис Абу Бакрата, присоединившегося к ряду будучи в руку’е. А также и «ас-Сильсиля ас-сахиха» шейха аль-Альбани, хадисы № 229, 230 с примечаниями к ним.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс