Мужу надлежит относится к супруге великодушно

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Мужу надлежит относится к супруге великодушно, оказывать ей содействие во всем, что Аллах сделал для нее дозволенным, – особенно если супруга молода, но ни в коем случае не потакать ей в том, что считается для женщины запретным. Ниже мы приводим несколько хадисов в подтверждение сказанного.

Первый хадис:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наилучший из вас тот, кто добрее всех по отношению к своей супруге. Я же добрее всех вас со своей супругой». [1]

Второй хадис:
В проповеди, произнесенной во время прощального хаджа, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нам завещал: «…Истинно так: будьте добры к женщинам, ведь они трудятся ради вас. Истинно, вы имеете право лишь на это от них. Да только, бывает, они совершают явную непристойность . [2] И если они так поступают, отказывайтесь делить с ними ложе, бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений. А если они повинуются вам, не обижайте их никоим образом. Истинно так: вы имеете право перед своими женщинами, а ваши женщины имеют право перед вами. Что касается вашего права перед женщинами, то: не разделяйте ложе с теми, кто вам не мил, и не позволяйте быть в вашем доме тем, кто вам не люб. Истинно так: право женщин перед вами чтобы вы относились к ним по-доброму, давая им одежду и пропитание». [3]

Третий хадис:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Правоверный не может испытывать ненависть к мусульманке – если одно ее качество ему не нравится, другое непременно придется по душе». [4]

Четвертый хадис:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наиболее совершенна вера того мусульманина, который наиболее благонравен. А наиболее благонравен тот, кто лучше других относится к своим женщинам». [5]

Пятый хадис:
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: [Эй, хумайра’! [6] Хочешь на них взглянуть? Я ответила: Хочу]. [7] [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо). [А он приговаривал: «Осторожней, любезные!»]. [Затем он несколько раз спросил меня: Аиша! Ну что, посмотрела? А я ему отвечала: Нет еще. И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство]».
[И далее: А люди время от времени спрашивали: Абу-ль-Касим! Так хорошо?] В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да. И тогда он сказал мне: Ступай себе».

В другой передаче хадиса: «А я ответила: Еще немножко. И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: Ну что, достаточно? А я ответила: Еще немножко. [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я [тогда совсем еще девчушка]. [Посудите сами, как сильно хотелось девочке [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]. [И далее: Внезапно возник Умар. Взрослые и дети вокруг меня расступились. Позднее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вспоминал: Я заметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от Умара]. [Аиша рассказывала: В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]». [8]

Шестой хадис:
Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался из похода на Табук или Хайбар. Сахва [9], в которой сидела Аиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла Аиша. Увидев их, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поинтересовался: Что это, Аиша? Аиша ответила: Это мои дочки. Тут Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил среди кукол лошадь с крыльями и спросил: А что это там в середине? Аиша ответила: Это лошадь. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил вновь: А что это у нее на спине? Аиша ответила: Это крылья. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удивился: Лошадь с крыльями? А Аиша заметила: Разве ты не знаешь, что у Сулеймана была конница из крылатых лошадей? Услышав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся во весь рот». [10]

Седьмой хадис:
Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. [Аиша рассказывает: Я была худенькой, весила мало]. [11] Вдруг, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скомандовал своим спутникам: Идите вперед, [и они ушли вперед], а мне сказал: А ну-ка, давай, бежим кто быстрей! Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз: Ступайте вперед, а сам обратился ко мне: А ну-ка, давай, бежим кто быстрей! К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки? А он все за свое: Ну, давай же, давай. Я побежала и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, конечно же, опередил меня. Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила». [12]

Восьмой хадис:
Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подавали сосуд, я могла пить из него даже во время месячных. Он брал сосуд после меня и подносил губы к тому же месту, откуда пила я. А когда я брала кусок мяса и откусывала от него, он брал тот же кусок и подносил губы к тому же месту, где были мои». [13]

Девятый хадис:
Со слов Джабира ибн Абдаллаха и Джабира ибн Умайра. Они рассказывали, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды сказал: «Всякая вещь, о которой нет поминания Аллаха, является [вздором], оплошностью или пустой забавой. Исключение составляют лишь четыре рода [занятий]: когда мужчина забавляется с супругой, обучает свою лошадь, тренируется в стрельбе и учится плавать». [14]
____________________________
[1] Этот хадис в передаче от Ибн Аббаса приводит ат-Тахави в аль-Мушкиль (3/211). Аль-Хаким (4/173) приводит лишь первую часть хадиса, утверждая при этом: «Хадис с достоверным иснадом». С аль-Хакимом согласен аз-Захаби.

У данного хадиса есть шахед, передаваемый со слов Аиши. Его приводит Абу Ну‘айм в аль-Хильйа (7/138). Тот же шахед передает ад-Дарими (2/159), однако вместо слов: «Я же добрее всех вас со своей супругой», ад-Дарими приводит следующе высказывание: «…Ну а если товарищ ваш умрет, молитесь за него». Иснад шахеда надежен соответствует требованиям аль-Бухари.

Еще один шахед передает аль-Хатыб в ат-Тарих (7/13) – он приводится в передаче Абу Хурайры. Ат-Тирмизи и Ахмад (2/250, 472) приводят его первую часть. У этого шахеда хороший иснад.

[2] То есть совершают непристойность, факт которой очевиден для всех. В ан-Нихайа говорится: “Всякое скверное качество – это непристойность в словах и делах”.

Ас-Синди попутно замечает: “В данном случае подразумеваются строптивость и своенравие женщины, обиды, наносимые мужу и членам семьи на словах и в делах, а вовсе не прелюбодеяние – на это указывают слова: “Бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений», которые никак не могут быть сказаны в отношении прелюбодеяния. Эти слова соответствуют высказыванию Всевышнего: «А тех, непокорности которых вы боитесь…» [Здесь приводится фрагмент айата 38 из суры 4 «Женщины». Вся фраза, первые слова которой цитирует ас-Синди, выгядит так: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их». – Прим. переводчика]. Таким образом, данный хадис является своего рода толкованием откровения Всевышнего, велик Он и славен, и поясняет нам, что удары, о которых идет речь в айате, должны быть умеренной силы, и не должны быть сильными”.

[3] Этот хадис в передаче от Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, приводят ат-Тирмизи (2/204) он замечает: «Хадис хороший, достоверный», и Ибн Маджа (1/568, 569). Ибн аль-Каййим в аз-Заад (4/46) признал этот хадис достоверным.

У хадиса есть шахед в передаче от дяди Абу Хурры ар-Ракаши его приводит Ахмад в аль-Муснад (5/72 73). В своей работе аль-Ирва’ (2090) я проследил исход этого шахеда.

[4] Этот хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Муслим (4/178, 179) и ряд других авторов.

[5] Этот хадис приводят ат-Тирмизи (2/204), Ахмад (2/250, 472) и Абу-ль-Хасан ат-Туси в Мухта-сар (1/218) – он признал хадис хорошим. Ат-Тирмизи утверждал: «Хадис хороший, достоверный».

Примечание автора: В передаче со слов Абу Хурайры этот хадис имеет хороший иснад, но первая часть хадиса может считаться достоверной, так как передавалась со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по достоверным иснадам. Исход этого хадиса я привожу в своей работе Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (284), опубликованной издательством «аль-Мактаб аль-Ислями».

[6] Хумайра’ – буквально, «красненькая» уменьшительно-ласкательная форма прилагательного хамра’ “красная”. В ан-Нихайа сообщается, что слово “красная” здесь следует понимать в значении “белая”, “белокожая”. (Известно, что араба со светлым цветом кожи иногда называли ахмар “красный”, “краснокожий” в противоположность темнокожему абиссинцу, которого называли асвад “чернокожий”. – Прим. переводчика).

[7] Это дополнение приводится у ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75/1). Аль-Хафиз в аль-Фатх (2/355) утверждал следующее: «Иснад хадиса надежен. Ни в каком другом достоверном хадисе я не встречал слово хумайра’ только в этом».

Примечание автора: Таким образом, утверждение Ибн аль-Каййима, высказанное им в аль-Манар (с. 34): «Всякое сообщение, в котором есть обращение «Эй, хумайра’!» или слово хумайра’, является не более, чем ложным измышлением», абсолютно неверно и не заслуживает серьезного внимания».

Позже мне встретилось следующее высказывание аз-Заркаши оно приводится в аль-Му‘табар (19/20): «Наш шейх Ибн Кясир передавал такие слова шайха Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази: Всякое сообщение, в котором есть слово хумайра’, является ложным, за исключением одного единственного хадиса о посте, который приводится в Сунан ан-Наса’и .
Я же утверждаю, что еще один хадис ан-Наса’и, в котором есть слова: «Абиссинцы вошли в мечеть, играя. И он сказал мне: Эй, хумайра’! Хочешь посмотреть на них?..»также имеет достоверный иснад». Так утверждал аз-Заркаши.

В комментарии к аль-Манар шейх Абу Гадда делает важное замечание: в дополнение к двум хадисам он указывает на третий хадис, в котором также присутствует слово хумайра’, – его передавал аль-Хаким в аль-Мустадрак (3/119). Шайх Абу Гадда пишет: «Аль-Хаким говорил: «Этот хадис является достоверным соответствует требованиям двух имамов аль-Бухари и Муслима. Однако они не приводят исход этого хадиса». Аз-Захаби в этой связи утверждал следующее: «Известно, что аль-Бухари и Муслим не приводили исход хадиса в том случае, если в нем было имя Абд аль-Джаббара». Хадис заканчивается дополнением и исправлением».

Примечание автора: К сожалению рамки работы не позволяют нам подробнее остановиться на факте, о котором сообщает шейх Абу Гадда. Вместе с тем, заметим: мы не можем принять поправку, которую сделал шейх Абу Гадда, всецело полагаясь на авторитет аль-Бухари и Муслима. Во-первых, Абу Гадда не является специалистом в этой области знаний, а во-вторых, в иснаде к хадису, который он имеет в виду, фигурирует имя Мухаммада ибн Абдаллаха – внука шейха аль-Хакима, о котором сам аль-Хаким в ат-Тарих говорил так: «Он невежда и, будучи ханафитом, вопреки установлениям своего мазхаба употреблял спиртные напитки и даже не скрывал этого»!

[8] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Махамили в Салят аль-‘идайн (номер 134 по моему списку), ат-Тахави в аль-Мушкиль (1/116) и Абу Йа‘ла (229/1). Все они передают его со слов Аиши по четырем разным иснадам, дополняя друг друга, дополнения приводятся в квадратных скобках. В работе ас-Самар аль-мустатаб мы проследили исход этих дополнений и указали источник каждого из них полагаем, что повторяться здесь будет излишне. Исключение будет сделано лишь для тех дополнений, которые ранее в наших работах не приводились: итак, последнее дополнение встречается в аль-Муснад Ахмада, а также у аль-Хумайди (254 – индийское издание) – оно передается от Аиши по двум иснадам. Два других дополнения: [Взрослые и дети вокруг меня расступились…], […Он переминался с ноги на ногу], а также еще одно дополнение, не включенное в текст хадиса: «Посмотри, как я стою рядом с ним…», приводятся в аль-Кямиль Ибн Адийа (лист 121/1) и передаются с хорошим иснадом.

У данного хадиса есть шахед в форме мурсаль в передаче от аш-Ша‘би. Его приводят Абу Убайд в Гариб аль-хадис, аль-Харис ибн Абу Усама в Муснад (212 – в приложениях), а также аль-Хара’иты в И‘тиляль аль-кулюб по аль-Джами’ ас-сагир.

[9] См.: сноску 151 к Разделу 38. – Прим. переводчика.

[10] Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Давуд в Сунан (2/305) и ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75/1). В сокращенном виде этот же хадис передает Ибн Адий (182/1).

[11] В арабском тексте хадиса здесь использован глагол бадуна – “быть дородным, тучным”, который в форме баддана получает значение “стать крупным”, “стать взрослым, в летах”. Имя баданатун, образованное от этого глагола, значит: “тучность”, “упитанность”, “полнота тела”. Таким образом, в хадисе отмечается, что на момент повествования Аиша была совсем юной и весила мало. – См.: ан-Нихайа (1/107).

[12] Этот хадис передают аль-Хумайди в Муснад (261), Абу Давуд (1/403), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (74/2) – хадис приводится в его изложении, а также Ахмад (6/264), ат-Табарани (23/47) и Ибн Маджа (1/610) – он приводит хадис в сокращенном виде. Как утверждает аль-Ираки в Тахридж аль-ихйа’ (2/40), иснад хадиса надежен.

Я также проследил исход этого хадиса в работе Ирва’ аль-галиль – там я привожу пути его передачи и варианты текста. Желающие могут обратиться к этому исследованию (1497).

[13] Этот хадис приводят Муслим (1/168, 169), Ахмад (6/62), а также другие авторы.

[14] Этот хадис с достоверным иснадом приводят ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (лист 74/2), ат-Табарани в Му‘джам аль-кябир (1/89/2) и Абу Ну‘айм в Ахадис Аби-ль-Касим аль-Асамм (17, 18). Аль-Мунзири и аль-Хайсами усилили этот хадис. С комментарием к нему можно ознакомиться в моей книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 309), вышедшей в издательстве «аль-Мактаб аль-Ислями».

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Из книги шейха аль-Альбани «Этикет бракосочетания согласно пречистой сунне»

«Саляф – Форум»



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com



Еще интересных статей?
Подпишитесь на обновления сайта!

Получать обновления по RSS Каналу
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс